Теория рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:51, курсовая работа

Описание

Важнейшими дефинициями рыночной экономики являются элементы рыночного механизма. Задачами данной курсовой работы будут следующие:
- дать краткую характеристику рынка;
- дать представление об основных элементах рыночного механизма - цене, спросе и предложении, конкуренции;
- остановиться на позитивных и негативных моментах рыночного механизма.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………….2
1 Понятие рынка, функции, виды………………………………………………3
1.1 Сущность и функции рынка………………………………………………..3
1.2 Виды рын-ков…………………………………………………………………5
2. Основные хозяйствующие субъекты рыночной экономики……………….8
3. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, конкуренция и це-на……………………………………………………………………………….12
3.1 Понятие рыночного механизма и его элемен-тов………………………….12
3.2 Конкуренция как элемент рыночного механиз-ма………………………...19
3.3 Положительные и отрицательные стороны рыночного механиз-ма…….25
Заключе-ние………………………………………………………………………28
Список литерату-ры……………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

рынок.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

1 Понятие рынка, функции, виды………………………………………………3

1.1 Сущность  и функции рынка………………………………………………..3

1.2 Виды  рынков…………………………………………………………………5

2. Основные хозяйствующие субъекты рыночной экономики……………….8

3. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, конкуренция и цена……………………………………………………………………………….12                                                                                                              

3.1 Понятие рыночного механизма и его элементов………………………….12

3.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма………………………...19

3.3 Положительные и отрицательные стороны рыночного механизма…….25

Заключение………………………………………………………………………28

Список  литературы……………………………………………………………..29

 
 
 
 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

     Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1

     Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

     Конечно, общество в лице государства может  пытаться воздействовать на цены и даже прямо их устанавливать, руководствуясь намерениями, которые считает благими. Однако результатом такого вмешательства часто оказывается понижение экономической эффективности хозяйствования в масштабах страны, потеря части общественного благосостояния.2

     Важнейшими  дефинициями рыночной экономики  являются элементы рыночного механизма. Задачами данной курсовой работы будут следующие:

     - дать краткую характеристику  рынка;

     - дать представление об основных  элементах рыночного механизма  - цене, спросе и предложении, конкуренции;

     - остановиться на позитивных и  негативных моментах рыночного  механизма.

     Актуальностью работы является постоянная потребность  в изучении рыночных механизмов.

 

  1. ПОНЯТИЕ РЫНКА, ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ

    1.1 Сущность и функции рынка

     Рынок возник еще на стадии варварства и  на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

     На  экономическом рынке постоянно  совершаются революции. Выросли  цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

     Рынок выполняет определенные функции3:

     - выдает сигналы производству  по выработке определенных товаров  и услуг, их увеличению или  сокращению;

     - уравновешивает спрос и предложение;

     - обеспечивает сбалансированность  экономики; 

     - на основе дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

     - это своеобразный двигатель научно-технического  прогресса; 

     - объективно формирует корпус  умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

     Свободный рынок характеризуется следующими чертами4:

     - неограниченным числом участников  рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

     - свободным доступом к любым  видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

     - неограниченной свободой продвижения  капитала и рабочей силы;

     - наличием у каждого участника  полной информации о рынке; 

     - стихийным установлением цен  в ходе свободной конкуренции; 

     - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

     В известной мере можно говорить, что  свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система  наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем5:

     - рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;

     - не создает условий для реализации права на труд;

     - не гарантирует полную занятость населения;

     - не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

     - не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

     - не защищает среду обитания человека от загрязнения;

     - рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.

     В чистом виде капитализм и свободный  рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.

     В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера6.  

     1.2 Виды рынков

     Рынок можно рассматривать по географическому положению, по характеру и объему продажи, по товарному ассортименту и по ряду других признаков.

     По  географическому признаку различают местный, национальный и мировой рынок.

       Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся  в пределах села, города. Он был характерен доиндустриальной стадии производства.

       Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.7

       В результате мощного развития  крупного машинного производства, появления крупного акционерного  капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок.

     Рассмотрим  деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов8:

     1. Рынок средств производства 

     Торговля  средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.

     Характерная особенность рыночной экономики  состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.

     2. Рынок рабочей силы 

     Рынок рабочей силы теснейшим образом  связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.

     3. Рынок капитала и финансов 

     В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.9

     4. Рынок потребительских товаров

     На  нем взаимодействует все население  с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.

     5. Рынок информационных материалов  и информационных услуг 

Для рыночного  хозяйства достаточно высокая степень  неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.

Информация о работе Теория рынка