Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:51, курсовая работа
Важнейшими дефинициями рыночной экономики являются элементы рыночного механизма. Задачами данной курсовой работы будут следующие:
- дать краткую характеристику рынка;
- дать представление об основных элементах рыночного механизма - цене, спросе и предложении, конкуренции;
- остановиться на позитивных и негативных моментах рыночного механизма.
Введе-ние………………………………………………………………………….2
1 Понятие рынка, функции, виды………………………………………………3
1.1 Сущность и функции рынка………………………………………………..3
1.2 Виды рын-ков…………………………………………………………………5
2. Основные хозяйствующие субъекты рыночной экономики……………….8
3. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, конкуренция и це-на……………………………………………………………………………….12
3.1 Понятие рыночного механизма и его элемен-тов………………………….12
3.2 Конкуренция как элемент рыночного механиз-ма………………………...19
3.3 Положительные и отрицательные стороны рыночного механиз-ма…….25
Заключе-ние………………………………………………………………………28
Список литерату-ры……………………………………………………………..29
Цены
«потолка» занижены по сравнению
с равновесной ценой и
Наиболее
эффективно рыночный механизм действует
в условиях свободной, или совершенной
конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке
характеризуется множеством покупателей
и продавцов, однородностью продаваемой
продукции, свободным доступом фирм на
рынок. При совершенной конкуренции ни
один из продавцов или покупателей сам
по себе не в состоянии воздействовать
на рыночную цену.
3.2 Конкуренция как элемент рыночного механизма
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
Понятие
конкуренции используется в экономике
в разных значениях. Конкуренция
характеризуется как форма
Конкуренция – это экономическое состязание на рынке за покупателя, за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа21.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать, а наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция – это своеобразие соревнования цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем их конкурент, привлекают к себе покупателей всевозможными скидками, премиями, распродажами.22
Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это в частности обеспечение технического превосходства и надежности изделий; лучшая система продажи и послепродажного обслуживания; привлекательные реклама и оформление товара. Все методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление, а также наделение товара «фирменными чертами», которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей – в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различать подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.
Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы – труд, земля, капитал – направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).
Австрийский экономист Й.Шумпетер определял конкуренцию как борьбу нового со старым. Нобелевский лауреат Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества. Конкуренция как процедура открытия позволяет сравнивать альтернативные способы организации общества. Таким образом, конкуренция рассматривается с позиции функционального подхода.23
Понятие конкуренции используется и для обозначения типов рыночных структур, поскольку они отличаются масштабами развития конкуренции, формами и степенью ее влияния на поведение фирм (предприятий). В этом проявляется структурный подход к конкуренции, авторами которого являются А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и Ф. Эджуорт.24
Различают четыре основных типа рыночных структур. По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия. Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) монополия.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (таблица 1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Таблица 1 – Классификация рынка25
Формы
Формы предложения Спроса |
Конкуренция (полиполия) | Олигополия | Монополия |
Конкуренция
(полипсония) Олигопсония Монопсония |
Совершенная конкуренция
Олигопсония Монопсония |
Олигополия Олигополия, ограниченная
олигопсонией Монопсония, ограниченная олигополией |
Монополия Монополия, ограниченная
олигопсонией Двусторонняя монополия |
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке;
-тип производимой продукции;
-способность
отдельного производителя и
-барьеры на пути вступления в отрасль;
-отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Совершенная
конкуренция – это
Совершенная
конкуренция характеризуется
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма27.
На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде.
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Несовершенная
конкуренция – это
Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.
Чистая (абсолютная) монополия – это рыночная структура, в которой:
Монополистическая конкуренция:28
В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.
Олигополия:
Кроме основных типов рыночных структур, существуют еще множество других: монопсония, двусторонняя монопсония, дуополия.29
Оценивая конкуренцию, Альфред Маршал замечает, что от неё «отдает слишком большим привкусом зла», проявлениями «эгоизма и безразличия к благополучию других людей». Нормальная конкуренция – это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную и очень позитивную роль. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции, рационализацию производства и снижение затрат, способствуя тем самым «отбраковыванию» убыточных предприятий и повышению уровня эффективности экономики в целом. Благодаря ей, создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей30 .
Вместе
с тем конкуренция постоянно
находится под угрозой сговора
бизнесменов или чрезмерной концентрации
их экономической мощи в одних руках с
целью безраздельного рыночного господства.
В результате возникает своего рода враг
конкуренции – монополия.