Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание

задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены.
- рассмотреть анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Содержание

Введение
1.Основы анализа спроса
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
2. Взаимодействие спроса и предложения
2.1. Равновесная цена
3. Изучение эластичности спроса и предложения для анализа товарных рынков
3.1. Факторы, влияющие на эластичность спроса
4. Анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория(теория спроса и предложения).docx

— 45.83 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Основы анализа спроса

1.2.  Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения

2. Взаимодействие спроса и предложения

2.1. Равновесная цена

3. Изучение эластичности  спроса и предложения для анализа  товарных рынков

3.1. Факторы, влияющие на эластичность спроса

4. Анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные влияющие  факторы и законы спроса и  предложения;

- проанализировать основы  взаимодействия спроса и предложения  на рынке;

- раскрыть механизм формирования  рыночной цены.

- рассмотреть анализ спроса  и предложения на рынке банковских  услуг

 Предмет исследования  в работе - экономические категории  спроса и предложения.

Объект исследования - факторы  и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения. Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос  и предложение - это не только экономические  категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно  знать, как они взаимодействуют  в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как  они функционируют в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

1.  Основы анализа спроса

Спрос - это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос - это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос - это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране. Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос - это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос - это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида. Кроме того, спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Отрицательный спрос - это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения. Отсутствующий спрос - это спрос на товары, которые не нужны на рынке или устарели. Скрытый спрос - это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос - это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия - производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос - это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос - это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос - это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос - спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос - это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта. Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени. На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов: цена предлагаемого товара; качественные характеристики товара; уровень доходов потребителей; изменение доходов потребителей - обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда; изменение цен на взаимозаменяемые товары; изменение цен на взаимодополняемые товары; изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания; изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация; политические факторы; социально-культурные факторы; насыщенность рынка.

Общеэкономические показатели - например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что  люди предпочтут накапливать деньги. Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

 

1.1. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения

Предложение - это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую  желают и способны продать производители.

Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение - это предложение  конкретного производителя или  предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения  на все товары и услуги в какой-либо стране. Точно так же как надо разграничивать понятия «спрос» и «величина спроса», надо разграничивать понятия «предложение» и «величина предложения». Величина предложения - это максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в определенное время.

Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие  группы:

- внешние факторы, влияние которых  не зависит от деятельности производителей товаров и услуг.

- социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.

-культурные и этнические.

-политические: экономическая политика  государства, уровень инфляции, государственные  дотации и заказы в той или  иной отрасли производства и т.д.

-конкуренция - в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров.

-цена товара, сложившаяся на рынке.

-внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг.

-объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия.

-уровень конкурентоспособности продукции.

-уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок.

-ценовая политика предприятия.

-величина издержек производства.

Объем предложения у каждого  конкретного производителя обычно меняется в зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость  предложения от цены товара нашла  отражение в законе предложения. Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается. Таким образом, предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат рынку большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, а во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так как для внедрения резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.

 

2. Взаимодействие спроса  и предложения

Рыночная экономика - это  бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой  модели такого взаимодействия составила  эпоху в истории экономической  науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее  начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические  процессы. В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях - «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен. Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилей покупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили для того, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкой товаров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию. Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара. На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т. е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки. Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей. В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом. Спрос является формой выражения общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос. Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая. Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в «чистом виде», при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается «наложить» действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса. Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов.

Функция спроса - это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

Общая функция спроса может  быть выражена следующим образом:

Q= F (Px, I, PSUB, PCOM,, W, Z, G),

где Q- объем спроса;

P- цена данного товара;

I - доход потребителей;

PSUB - цена товаров-субститутов;

PCOM - цена товаров-комплементов;

W - ожидания потребителей;

Z - вкусы и предпочтения потребителей;

G - количество потребителей.

Таким образом, объем спроса является функцией ряда переменных. Рассмотрим некоторые из них. Он зависит, прежде всего, от цены. Цена - это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара. Следует, однако, заметить, что в микроэкономическом анализе деньги не используются, и поэтому цена выступает здесь в своем первозданном виде - как пропорция обмена одного товара на другой.

Доход - это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия (зарплата наемного работника; предпринимательская (нормальная) прибыль бизнесмена, которая равна ставке банковского процента), в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (процент) или сданную в аренду землю (рента). Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и снижаться на те из них, которые для потребителя менее ценны.

Вкусы потребителей и их предпочтения оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д. Например, растущий интерес к спорту в последние годы резко повысил спрос на спортивную обувь, одежду, инвентарь.

Число потребителей. Чем больше при данном уровне дохода число потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

Взаимозаменяемые товары - это такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменимость является неполной, так что покупатель по - разному относится к взаимозаменяемым товарам - они служат той же цели, но не абсолютно одинаково.

 

2.1. Равновесная цена

Рассмотренные в предыдущих главах кривые спроса и предложения, взятые сами по себе, показывают, что  происходит с объемами покупок и  продаж при изменении цены. Мы также  установили, что эти кривые характеризуют  желания покупателей купить, а  продавцов продать определенное количество товара по заданной цене. Иначе  говоря, эти кривые показывают цены покупателей и цены продавцов, которые  те назначают на рынке исходя из своих доходов (покупатели) и издержек (продавцы). Однако товары и услуги продаются  не по ценам спроса и не по ценам  предложения, а по ценам рыночного  равновесия. Что это за цены, как  и на каком уровне, они устанавливаются, чем они определяются? Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. В результате колебания цен и изменения под их действием. Таким образом, из проведенного анализа следует, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.

Информация о работе Теория спроса и предложения