Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание

задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены.
- рассмотреть анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Содержание

Введение
1.Основы анализа спроса
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
2. Взаимодействие спроса и предложения
2.1. Равновесная цена
3. Изучение эластичности спроса и предложения для анализа товарных рынков
3.1. Факторы, влияющие на эластичность спроса
4. Анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория(теория спроса и предложения).docx

— 45.83 Кб (Скачать документ)

3. Изучение эластичности  спроса и предложения для анализа  товарных рынков.

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в  экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет  выяснить, как происходит адаптация  рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая  цену на свою продукцию, имеет возможность  увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда  повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет  огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о  том на какую величину изменится  объем спроса и предложения при  изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров  на объем их продажи, т.е. меру реакции  величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении  спрос можно характеризовать  как:

а) эластичный;

б) неэластичный;

в) единичной эластичности.

Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.

Если величина спроса изменяется в  большей степени, чем цена (в нашем  примере на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда  величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой  спрос называется спросом единичной  эластичности. Если величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.

Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает  неудобства при сравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах.

Эластичность спроса по цене определяется отношением процентного изменения  величин спроса (объема спроса) к  процентному изменению цены.

Ценовая эластичность спроса позволяет  сделать ряд практических выводов:

1. Эластичность спроса оказывает  виляние на объем общей выручки  от продажи данного количества  товара. Не всегда увеличение  цены на товар означает рост  выручки от его продажи. Сокращение  спроса может быть настолько  значительным, что суммарная выручка  понизится, так как при эластичном  спросе цена товара и объем  его продажи изменяются в противоположных  направлениях. В ряде случаев  снижение цены может вызвать  такой рост спроса, что суммарная  выручка увеличится.

2. При неэластичности спроса  общая выручка продавца изменяется  в том же направлении, что  и цена реализуемого товара: при  увеличении цены она растет, а  при уменьшении - падает.

3. Если спрос отличается единичной  эластичностью, то выручка остается  прежней.

4. Товар обладает тем большей  ценовой эластичностью, чем больше  заменителей он имеет (т.е. чем  менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов  на его потребление в бюджете  потребителя.

5. При неэластичности спроса  продавец не склонен снижать  цены, так как потери от такого  снижения, как правило, не будут  компенсированы ростом величины  спроса. Поэтому неэластичный спрос  выступает фактором потенциального  роста цен. Зная это, производитель  всегда является потенциальным  сторонником неэластичного спроса  и пытается «перевести» эластичный  спрос в неэластичный спрос  путем искусственного ограничения  производства. Это позволяет ему  иметь стабильный спрос при  высокой цене.

6. Высокоэластичный спрос означает  крайнюю чувствительность величины  спроса к минимальному изменению  цены. Это означает, что эластичный  спрос выступает фактором потенциального  снижения цен.

7. Экономический прогресс состоит  наряду с другими факторами  и в том, что растет число  тех товаров, спрос на которые  характеризуется высокой эластичностью.  Чем выше доля высокоэластичных  товаров в структуре совокупного  продукта общества, тем свободнее  и рациональнее выбор покупателя.

В микроэкономике существует несколько  видов эластичности спроса: прямая эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Для более подробного изучения видов  эластичности спроса необходимо сначала  ознакомиться с факторами, влияющими  на эластичность спроса.

3.1. Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать  эластичность по отношению к отдельным  видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима  к изделиям, выпускаемым отдельной  фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде, спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.

Кроме того, к следующему лету часть  из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос  на бензин относительно неэластичен  в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при  повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки  хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней семьи.

4. Анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг

Как и любой другой рынок, рынок  банковских услуг также имеет  две движущие силы – покупателя и продавца. Причем, как первый, так  и второй находятся в прямой обоюдной зависимости. Выражается это тем, что  спрос и предложение должны находиться в состоянии уравновешения, иначе  в проигрыше будут обе стороны, так как в системе рыночных отношений нет выигравших и проигравших. Просто покупатель не сможет купить, а  продавец не сможет продать. Но это  опять же в общей массе. А вот  внутри каждого оппонента, конечно, будут проигравшие и выигравшие, но это называется конкуренция. Соответственно, чем больше конкуренция на стороне предложения, то есть продавца, тем гибче условия рынка для покупателя. Но тут спрос предложение может перерасти спрос, и рынок зайдет в ступор. Еже ли конкуренция создается на стороне спроса, то есть покупателя, то это просто дефицит товара. Это конечно, достаточно редкий по нашим временам расклад, но он возможен, что является счастьем для продавцов, в особенности монополистов в данной сфере товара.

Рынок банковских услуг хотя и сохранил общие принципы деятельности рынка  как явления в целом, но в то же время имеет большое количество определенных особенностей, понимание  которых просто необходимо, для понимания  общей картины работы этой сферы. Во-первых, нужно отметить, что здесь  клиенты не покупают товар, в частности  банковские услуги по кредитам и ссудам, а ищут пути удовлетворения своих  нужд. И понимание этих нужд, будет  являться залогом успешной деятельности банка. Причем, нужно учитывать и  понимать потребности любых клиентов, то есть как юридических лиц, являющихся представителями каких либо организаций  и предприятий, так и потребности  физических лиц в разных слоях  населения по всем критериям. Во-вторых, рынок банковских услуг зачастую прибегает к сегментации рынка, можно сказать, это одна из тех  задач, которую необходимо решать в  первую очередь при становлении  банка (как и при его дальнейшей работе). В чем заключается предназначение сегментации? Сегментация представляет собой классификацию общего рынка  банковских услуг, которыми занимаются различные финансовые институты, на определенные области по своим направлениям, начиная от географического положения  вплоть до демографического состояния. Сегментация позволяет получить более подробную информацию о  клиенте. К примеру, проанализировав  сектор рынка банковских услуг в  области юридических лиц, можно  получить информацию о том, что подавляющее  количество из них специализируется в том же строительстве. Данные сведения могут сыграть определяющую роль, поскольку, если произойдет спад производства в той или иной отрасли, то банк может понести немалые траты.

Смысл сбора данных о тех сегментах, которые банк обслуживает, состоит  в том, чтобы определить, в каких  из этих сегментах банк занимается обширной деятельностью и, какова его  доля относительно конкурирующих банков. Такой обзор, объединенный с общим  обзором рынка банковских услуг, будет отражать изменения на рынке  во всех его направлениях. Основные усилия в этой задаче должны быть направлены на то, чтобы выявить сегменты, слабо  обслуживаемые банком, и на основе этих данных определить стратегию развития банковского рынка услуг и  степень его охвата в данном сегменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием  спроса и предложения. Совершенной  конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует  много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка  и продающих одинаковые товары.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности  при любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики - ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и  предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной  ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения  величины изменения спроса и предложения  используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Рассмотрение законов спроса и  предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать  следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет  какое-то событие, которое нарушит  сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей  и соответствующее изменение  спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение  спроса приведет к росту цены  данной продукции, поскольку спрос  покажет производителям, куда следует  направить свои усилия); начнется  процесс приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем  производства, соответствующие изменившимся  условиям.

Информация о работе Теория спроса и предложения