Типы хозяйственных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ 5
1.1. Подходы к изучению хозяйственных систем 5
1.2. Основные элементы и структура хозяйственной системы 9
1.3. Свойства системы 12
1.4 Модели рыночной экономики и роль государства 12
2. ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ 17
2.1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 18
2.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 19
2.3. Традиционная экономическая система 22
2.4. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) 23
3. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 26
3.1 Экономика переходного периода и предпосылки государственного регулирования экономики 26
3.2 Развитие рыночных отношений в России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40

Работа состоит из  1 файл

типы хозяйственных систем_норкин_1.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Предприниматели стремятся  получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

2.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми  предшествовавшими современная рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются13:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике  существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает  как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение.

 

Таблица 1 - Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII—XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в  рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных  предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной  собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов  на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан  в случаях безработицы, болезни  и старости

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения


 

Так, вопрос об объеме и  структуре производимой продукции  решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка  позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

  Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов  как крупными компаниями, так и государством для вложений в  развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

В последние десятилетия  в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами являются:

• изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

• новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

• повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;

• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);

• информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);

• ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.

2.3. Традиционная экономическая система

Отличительные особенности  традиционной экономической системы  таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с  первичной обработкой природных  ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В экономически слаборазвитых  странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики  означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального  предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых  стран часто играет иностранный  капитал.

В жизни общества преобладают  освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических  задач имеет специфические особенности  в рамках различных укладов. Для  традиционной системы характерна такая  особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

В настоящее время  традиционная экономическая система  сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

2.4. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, сильная  монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма14.

Хозяйственный механизм административно-командной системы  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации  исполнительной власти развивается  бюрократизация хозяйственного механизма  и экономических связей. По своей  природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности  хозяйственной деятельности. Дело здесь  прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

 Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной  системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

3. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

3.1 Экономика переходного периода  и предпосылки государственного  регулирования экономики

При построении модели рыночной экономики в РФ нужно иметь  в виду следующее. Рыночная экономика  имеет множество моделей и  модификаций, и в каждой из них  есть своя специфика. Идеальной рыночной модели без кризисов и спадов не существует. Россия оказалась в позиции догоняющей страны, что дает определение преимущества, а именно: можно учитывать предшествующий опыт, который позволяет сократить путь к рынку. Кроме того опыт позволяет избежать ошибок, которые были бы неизбежны.

Рассматривая систему  ГРЭ, нужно иметь в виду следующее15:

  1. Следует расширять горизонт прогнозирования и планирования и жить перспективой 21 -го века, а не только кризисFVB года и с учетом этого строить экономическую политику;
  2. Нужно четко определить, какова роль государства в экономике, и к чему она будет сводиться;
  3. Что можно использовать для построения системы ГРЭ РФ из опыта западных стран и дореволюционного опыта России.

С 01.01.92. РФ официально перешла  к проведению рыночных реформ. Суть реформирования заключается в том, что это - переход от моноцентрической системы управления к полицентрической.

Информация о работе Типы хозяйственных систем