Типы хозяйственных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ 5
1.1. Подходы к изучению хозяйственных систем 5
1.2. Основные элементы и структура хозяйственной системы 9
1.3. Свойства системы 12
1.4 Модели рыночной экономики и роль государства 12
2. ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ 17
2.1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 18
2.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 19
2.3. Традиционная экономическая система 22
2.4. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) 23
3. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 26
3.1 Экономика переходного периода и предпосылки государственного регулирования экономики 26
3.2 Развитие рыночных отношений в России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40

Работа состоит из  1 файл

типы хозяйственных систем_норкин_1.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Рыночная экономика  – организация свободных, независимых, самостоятельных производителей, действующих  на свой страх и риск, и полную ответственность в условиях полной конкуренции.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Моноцентрическая система управления

 

 

 



 










 


 

 

 

 

Рисунок 2 - Полицентрическая система управления

 

Зарубежный опыт перевода экономики на "рыночные" рельсы включает следующие направления:

  • Антимонопольные меры и приватизация;
  • Прекращение финансирования убыточных предприятий и поощрение конкуренции;
  • Сокращение государственных расходов;
  • Накопление товарной массы;
  • Либерализация цен;
  • Сокращение эмиссии.

В РФ была принята программа  быстрого и радикального перехода от экономики государственного типа к рыночной экономике, так называемая "Шоковая терапия", автором которой является Джефри Сакс. Меры "Шоковой терапии" включают в себя две группы: либерализация цен и антиинфляционная политика. И должны быть решены следующие задачи:

  • ликвидация излишней денежной суммы, накопленной в стране;
  • ограничение денежной эмиссии размерами, необходимыми для здорового развития экономики.

В странах Западной Европы после Второй мировой войны в  качестве основной антиинфляционной меры использовалась конфискационная денежная реформа (кроме Англии и Италии). Всего же различают три типа денежных реформ: обмен бумажных денег по конфискационному курсу на новые деньги; замораживание накоплений предпринимателей и населения; совместное использование обоих типов (Германия).

Итоги "Шоковой терапии":

  1. Применение методов "Шоковой терапии" нанесло удар по производительным силам и возможностям капитала. Несмотря на приватизацию и формирование товаропроизводителей, мы не получили ни эффективной конкуренции, ни рыночного равновесия, не возросли инвестиционные возможности государства.
  2. В основном были использованы директивные методы формирования рыночной экономики, а не индикативные. Государство оказалось  неспособным в короткие сроки создать новый правовой механизм, сформировать  рыночную инфраструктуру, создать механизм экономического федерализма. Директивное формирование рыночной экономики без учета возможной адаптации к рынку частных предприятий, населения, систем управления ослабило экономическую и доходную базу государства и породило сложные противоречия и диспропорции.

Все ученые –экономисты  признают необходимость влияния  государства на экономику, но каковы формы и степень воздействия, решается в каждой стране по-своему.

3.2 Развитие рыночных отношений в России

С начала 90-х гг. XX века Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и по всей видимости займет не одно десятилетие. Начавшийся в России период реформ нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформацию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода к рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах. К таким исходным условиям можно отнести достаточно жесткую систему централизованного планирования и управления экономикой, гипертрофированный государственный сектор народного хозяйства, преобладание производства продукции производственного назначения над пред метами потребления, отсутствие макроэкономического равновесия, "антирыночный" менталитет руководящих структур и населения, а также ряд других16.

На первых этапах реформирования российской экономики жестко соблюдался принцип экономического либерализма — дать неограниченный простор рыночному саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство в экономические процессы. С точки зрения высших интересов России этот путь себя не оправдал. Этот принцип хоть и с оговорками, но пригодный для благополучных стран, совершенно не соответствовал условиям послесоветской России с ее разрушением производительных сил и упадком экономики. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стали приходить к пониманию, что без помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование. Сказать, что с самого начала современное государство устранилось от экономических преобразований было бы, однако, неправильно. Главной средой своей деятельности в области экономического реформирования оно избрало преобразование отношений собственности. И это вполне понятно. Процесс разгосударствления является важнейшим элементом формирования рыночного механизма хозяйствования. Он обеспечивает создание необходимых условий для экономической свободы различных субъектов хозяйствования. Немаловажно и то, что он способствует разделению собственности и власти. Одна из особенностей последнего процесса в России состояла в том, что бывшие представители государственной и партийной элиты (директора предприятий, работники исполкомов и парткомов различного уровня) отказались от власти в обмен на частную собственность. В данном и иных случаях преобладали методы, далекие от уважения к законам. К сожалению, сам процесс отделения собственности от власти носил во многом криминальный характер.

Как видим, разгосударствление и приватизацию, происходившую в России, нельзя рисовать однозначно розовыми красками. К положительным моментам можно отнести то, что в настоящее время в российской экономике устранено абсолютное преобладание государственной собственности и завершается процесс формирования многообразных форм собственности. Ныне свыше 3/4 всего государственного имущества перешло в частную собственность. К числу позитивных факторов можно отнести и попытки сформировать условия для привлечения в экономику России иностранных инвестиций.

Как видим, реформирование отношений собственности сопровождается рядом негативных тенденций. Не до конца разделены собственность и власть. Это выражается в росте коррупции, в зависимости хозяйствующих субъектов от чиновников различного толка, в росте капитала не в результате эффективной экономической деятельности, а за счет доступа к государственной власти и ряда других средств.

Весьма негативным фактором можно считать то, что большинство приватизированных предприятий функционирует в полсилы, их экономическая эффективность крайне низка и растет медленно. В настоящее время преобладающее влияние на эффективность хозяйствования оказывает государственная экономическая политика, но не преимущества, которые дают многообразные формы собственности.

Важнейшей сферой становления  рыночного механизма хозяйствования было формирование конкурентной среды. Это обязательное условие функционирования рыночной экономики. Первые шаги в этом направлении были связаны с демонополизацией экономики, т.е. отказом государства от прав на монопольное ведение хозяйственной деятельности. Уже в первые годы реформ был разработан и принят закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он способствовал проведению антимонопольной политики путем ряда запретов на монополистическую деятельность, на установление монопольных цен и за счет других мероприятий.

В настоящее время  в отечественной экономике сформировалось три основных типа рынков. Дня машиностроения, строительства, пищевой промышленности и ряда других отраслей производства характерны конкурентные рынки. Автомобилестроению, производству отдельных видов бытовой техники и товаров длительного пользования более присущи олигополии. Имеются и чистые монополии, к которым в большинстве случаев можно отнести так называемые естественные монополии: бывший РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", компания Microsoft и ряд других.

Как видим, конкурентные рынки охватывают небольшую часть  производства. Поэтому важную роль в формировании конкурентной среды  играет целенаправленное антимонопольное регулирование. Оно призвано поддержать добросовестную конкуренцию на межотраслевом, межрегиональном и межнациональном уровнях.

Особым фактором становления  рыночной экономики в нашей стране является защита экономической свободы, которая тесно связана с реформированием отношений собственности17.

Экономическая свобода  включает в себя два решающих компонента. Первый из них — право и свобода выбора. Это дает возможность владельцам материальных и денежных ресурсов использовать их по своему усмотрению, а также заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом и покупать любые товары и услуги в пределах имеющегося дохода. Второй составляющей экономической свободы является гарантия реализации личных интересов. Она выражается в том, что каждый хозяйствующий субъект может производить любые выгодные для общества товары и услуги. Оба эти элемента придают рыночной экономике целенаправленность и упорядоченность.

В Российской Федерации  в последние годы постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России, Гражданский кодекс. Кодекс о земле. Трудовой кодекс РФ, действует целый ряд законов, которые регламентируют права и защиту собственности, предпринимательскую деятельность и т.д. Однако процесс весьма далек от оптимальности.

Одним из важных условий  формирования рыночных отношений в России можно считать становление и развитие рыночных институтов. Данная проблема вызывает много споров. До сих пор нет единой точки зрения о том, какова роль государства в данном процессе. Одни считают, что рыночные институты должны сами зарождаться в период экономической трансформации общества. Приверженцы указанной концепции ссылаются, в частности, на видного американского экономиста Ф.Хайека. По его мнению процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой. Другая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство и однородность.

Спад экономического развития, который наблюдается в  большей или меньшей степени  в странах, формирующих рыночную экономику, непосредственно связан с так называемой институциональной неполнотой. К ней можно отнести неразвитость отдельных рынков в этих странах, неравномерное развитие частной собственности, недостаточность экономической свободы и конкуренции, отсутствие рыночной селекции предприятий и т.д.

В начале современного переходного  периода преобладала точка зрения, что в России будет постепенно складываться модель экономики либерального типа. Теперь, многие ученые и практики склоняются к тому, что для нашей страны наиболее предпочтительной моделью может стать смешанная регулируемая экономика. Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики. Обязательными являются также развитые рыночные институты, социальная ориентированность экономики, наличие системы социального партнерства.

Можно считать, что формирование указанной модели крайне важно для отечественной экономики. Она своеобразно обеспечивает необходимое единство рынка и государственного регулирования. Для нее характерен также баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Выводы:

  1. Нет, и не может быть эффективной социально - ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства;
  2. Сами формы, методы и механизмы ГРЭ не остаются без изменений;
  3. Роль государства качественно изменяется на этапах формирования рыночной экономики. На этапе реформирования государство должно быть более активным, чем в условиях отлаженной экономики;
  4. Масштабы государственного регулирования экономики, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если оценивать экономические  цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  • Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  • Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  • Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  • Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
  • Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  • Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала. 

Информация о работе Типы хозяйственных систем