Еще один признак умелого
преодоления кризисных явлений - это проведение
антидепрессионной политики правительства,
которое в период ухудшения общеэкономической
конъюнктуры увеличивало ассигнования
на общественные строительные работы,
снижало налоги и ставку учетного процента
банка Японии.
Термин «шведская модель» возник
в связи со становлением Швеции как
одного из самых развитых в социально-экономическом
отношении государств. Он появился в конце
60-х годов, когда иностранные наблюдатели
стали отмечать успешное сочетание в Швеции
быстрого экономического роста с обширной
политикой реформ на фоне относительной
социальной бесконфликтности в обществе.
Этот образ успешной и безмятежной Швеции
особенно сильно контрастировали тогда
с ростом социальных и политических конфликтов
в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются
две доминирующие цели: полная занятость
и выравнивание доходов, что и
определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом
рынке труда и исключительно
большой государственный
сектор (при этом имеется в виду, прежде
всего, сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты
этой политики.
Шведская модель организации экономической
и политической жизни позволяет
выделить те принципы, которые
обеспечили этой стране развитие на протяжении
длительного времени без социальных потрясений,
глубоких политических конфликтов, обеспечивая
при этом высокий уровень жизни и социальных
гарантий для большинства населения.
Назовём главные из них:
1. Высокий уровень развития политической
культуры, кооперационный характер
отношений между разными социальными
слоями и группами населения
и политическими партиями, сложившийся
на основе взаимного понимания
коренных интересов, признания
их законного характера и
готовности решать даже самые острые вопросы
на основе социально приемлемых компромиссов
и научной экспертизы (кооперационная
культура);
2. В экономической сфере - высокая
конкурентоспособность в промышленности,
базирующаяся на создании особого
сектора экономики,
основанного на интеграции между наукой,
образованием и производством, на взаимодействии
государственных институтов с частным
бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании
крупных предприятий с малыми и средними
в единые крупные научно-производственные
системы, функционирующие как будто самостоятельно,
интеграции различных сфер деятельности,
начиная от производства новых знаний
до их освоения инновационным предпринимательством
и крупномасштабного тиражирования освоенных
образцов изделий (инновационный климат);
3. В социальной области - возрастание
среди традиционных факторов
производства (труд - капитал - технологии
- природные ресурсы) значения
человеческого фактора - высококвалифицированного
и инновационного, творческого по
характеру труда, которое
получило выражение в концепции «человеческого
капитала» и социальной направленности
и экономической стабильности общества
и вызывающей к жизни могучие созидательные
силы социума шведского типа (социальная
ориентация) [13, 484].
Основанный на этих принципах
шведский тип организации жизни общества
обеспечивает высокий уровень экономической
эффективности и высокие жизненные и экологические
стандарты. Экономически эта модель базируется
на получении своеобразной «технологической
ренты», получаемой страной на внутреннем
и мировом рынках за высокое качество
и инновационность продукции. Разумеется,
Швеция не является исключением в отношении
формирования уникальной социально-экономической
модели, скорее ее можно классифицировать
как шведский вариант «общества всеобщего
процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская разновидность государства
всеобщего благоденствия получила
развитие в результате перехода страны
на кейнсианские принципы управления
экономикой. В шведском «доме для
народа» высокий уровень жизни
и социальной
защищенности, обеспечиваемых для большинства
населения, сочетается с почти полной
занятостью, а социальное обеспечение,
финансируемое за счет широкомасштабного
перераспределения через налоги и государственный
бюджет высокой доли доходов населения,
носит универсальный характер [12, 38].
Экономическое регулирование в
Швеции имеет достаточно всеобъемлющий
и широкий характер: государство
контролирует не только доходы и прибыли,
но и использование капитала, рабочей
силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось
в Швеции в крупнейшего нанимателя
рабочей силы, обеспечивая рабочие
места примерно для трети экономически
активного населения. Около 65% населения
Швеции получают почти все свои доходы
из общественных фондов: либо как наемные работники
правительственных или муниципальных
учреждений, либо как получатели социальных
пособий или пенсий из государственных
пенсионных фондов, и только 35% трудятся
в рыночном секторе экономики [9, 79].
Страна продолжает
сохраняться в основных своих
чертах, несмотря на смены правительств
и изменения внешнеэкономической
ориентации. В последние 50 лет у
власти находились почти все время
социал-демократические правительства.
Стабильность социальной направленности шведской экономической
системы показывает динамика изменения
цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены
на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения
- в 4, в то время как на потребительские
товары - только в 2 раза. Высокая экономическая
эффективность промышленности Швеции
и высокий уровень благосостояния ее населения
основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации
на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых
предприятий, на которых работает почти
треть всех занятых в шведской промышленности.
Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий.
Именно малые предприятия делают наибольший
вклад в научно-технические разработки
и внедрение, создают новые виды товаров,
услуг и технологий.
Шведская модель
исходит из положения, что децентрализованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в производственную
деятельность предприятия, а активная
политика на рынке труда должна свести
к минимуму социальные издержки рыночной
экономики. Смысл состоит в максимальном
росте производства частного сектора
и как можно большем перераспределении
государством части прибыли через налоговую
систему и государственный сектор для
повышения жизненного уровня населения,
но без воздействия на основы производства.
При этом упор делается на инфраструктурные
элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока
монополизация производства. Она
наиболее сильна в таких специализированных
отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников,
автомобилестроение, черная металлургия,
электротехника, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная, самолетостроение,
фармацевтика, производство специальных
сталей.
Сохранение в будущем двух основных
целей шведской модели - полной занятости и
равенства - видимо, потребует новых методов,
которые должны соответствовать изменившимся
условиям. Лишь время покажет, сохранятся
ли специфические черты шведской модели
- низкая безработица, политика солидарности
в области зарплаты, централизованные
переговоры по зарплате, исключительно
большой государственный сектор и соответственно
тяжелое налоговое бремя, или же модель
соответствовала лишь особым условиям
послевоенного периода.
Это
модель социального рыночного хозяйства,
которая расширение конкурентных
начал увязывает с созданием особой социальной
инфраструктуры, смягчающей недостатки
рынка и капитала, с формированием многослойной
институциональной структуры субъектов
социальной политики.
В германской
экономической модели государство не устанавливает
экономические цели - это лежит в плоскости
индивидуальных рыночных решений, - а создаст
надежные правовые и социальные рамочные
условия для реализации экономической
инициативы. Такие рамочные условия воплощаются
в гражданском обществе и социальном равенстве
индивидов (равенстве прав, стартовых
возможностей и правовой защите). Они фактически
состоят из двух основных частей: гражданского
и хозяйственного права, с одной стороны,
и системы мер по поддержанию конкурентной
среды, с другой. Важнейшая задача государства
- обеспечивать баланс между рыночной
эффективностью и социальной справедливостью.
Трактовка государства как источника
и защитника правовых норм, регулирующих
хозяйственную деятельность, и конкурентных
условий не выходит за пределы западной
экономической традиции. Но понимание
государства в германской модели и, в целом,
в концепции социальной рыночной экономики
отличается от понимания государства
в других рыночных моделях представлением
о более активном вмешательстве государства
в экономику.
Германская
модель, сочетающая рынок с высокой
степенью государственного интервенционизма,
характеризуется следующими чертами:
- индивидуальная
свобода как условие функционирования
рыночных механизмов и децентрализованного
принятия решений. В свою очередь, это
условие обеспечивается активной государственной
политикой поддержания конкуренции;
- социальное
равенство - рыночное распределение
доходов обусловлено объемом
вложенного капитала или количеством
индивидуальных усилий, в то время
как достижение относительного
равенства требует энергичной социальной
политики. Социальная политика опирается
на поиск компромиссов между группами,
имеющими противоположные интересы, а
также на прямое участие государства в
предоставлении социальных благ, например,
в жилищном строительстве;
- антициклическое
регулирование;
- стимулирование
технологических и организационных
инноваций;
- проведение
структурной политики;
- защита
и поощрение конкуренции.
Перечисленные
особенности германской модели есть
производные от основополагающих
принципов социальной рыночной экономики,
первым из которых является органическое
единство рынка и государства.
Другой особенностью
экономического пути развития Германии
является так называемый «рейнский
капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике
страны. Банки являются в Германии крупными
акционерами промышленных компаний и
компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно
активное вмешательство банков в процесс
принятия бизнес решений. Таким образом,
позиции банков в экономике Германии с
учетом их реального влияния на бизнес
оказываются более сильными, чем в других
странах мира.
На сегодняшний
день Германия испытывает из-за своей
модели социально-рыночной экономики
серьезные сложности. У Германии
в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП,
которые были почти в три раза ниже, чем
у США в этот же период. Зарегистрирован
самый высокий с 1933 г. уровень безработицы,
который в свой пик (в марте 1997 г.) составил
11,3% экономически активного населения.
Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться
курс немецкой марки, достигнув уровня
1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий
уровень социальных гарантий привел к
тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний
идет на оплату труда, на отчисления в
социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной
платы в среднем на отчисления работодателей
в социальные фонды приходится 81 евро.
Достаточно велик уровень пособий по безработице,
что способствует иждивенчеству части
немцев. Для поддержания социальных пособий
на должном уровне используется мощный
фискальный пресс на население и компании.
Уровень налогообложения в стране к концу
1990-х годов достиг невиданных размеров
[15, 37].
Высокий уровень
налогов и отсутствие программ по
стимулированию иностранных инвестиций
приводит к тому, что Германия не слишком
привлекательна для зарубежного капитала.
В Германии, несмотря на утроение объема
иностранных инвестиций в экономику страны
за последние 10 лет до величины 58 млрд.
долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов
приходится 7,5% [16,85].
Доля государственных
расходов в экономике Германии крайне
высока (около 50%), а рост государственных
расходов порождает проблему с дефицитом
бюджета и государственным долгом.
Усложняет проблему социально-рыночного
хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель
[14,59].
Для экономики
Германии характерна «сверхиндустриализация»,
то есть достаточно большая доля промышленности
в производстве ВВП по сравнению
со многими развитыми странами мира.
Только Япония является в большей
степени индустриальней, чем Германия Это
не случайно, так как специализацией Германии
в мировой экономике является производство
промышленной продукции. Несомненно, что
Германия в конце 2002-го года достигла определенного
пика развития национальной модели экономики,
которая теперь нуждается в серьезной
модернизации. Скорее всего, Германии
потребуется либерализация экономики
и консервативные реформы по американскому
образцу. Из-за слабости структурных преобразований
в экономике Германия с каждым разом все
менее справляется со своей ролью локомотива
развития Европы и ЕС.
- Российская модель переходной экономики
После длительного
господства административно-командной
системы в экономике России на
рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход
к рыночным отношениям.
Исходные позиции
для перехода к рыночной экономике,
сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в
целом были неблагоприятными по следующим
обстоятельствам (объективные факторы):
• крайне высокая
(даже для стран с административно-командной
системой) степень огосударствления
экономики, почти полное отсутствие
в то время легального частного сектора
при неуклонно расширявшейся "теневой
экономике";
• длительное (на
протяжении жизни трех поколений) существование
принципиально нерыночной экономики,
что ослабляло хозяйственную
инициативу большинства населения и порождало
преувеличенное представление о социальной
роли государства;
• крайне искаженная
структура национальной экономики,
где ведущую роль играл военно-промышленный
комплекс, а роль отраслей, ориентированных
на потребительский рынок, была принижена;