Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить торговлю как важнейшую отрасль экономики России.
Задачи работы:
Изучить Торговлю, как отрасль экономики.
Изучить государственное регулирование в торговых отношениях.
Рассмотреть состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
Виды торговли…………………………………………………………7
Государственное регулирование в торговых отношениях……….10
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….14
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли…………..………………………………………...14
2.2. Современное состояние российской легкой промышленности ..32
3. Россия и ВТО……………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список литературы …………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по макроэкономике..doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди  стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.  Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.   В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом. 

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных  условиях перехода к экономическим  методам регулирования и саморегулирования  все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное  воздействие на рынок посредством  изъятия части прибыли, дохода через  систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя  средства в интересах общегосударственных  нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Функции государственного регулирования  сферы торговли тесно связаны  с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, и др.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ. текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов  и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Состояние и пути повышения уровня эффективности  торговых отношении

 

2.1.Анализ показателей  финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли

 

Роль торговли в экономике  страны трудно переоценить. В структуре  формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период).  Для  сравнения: удельным вес промышленности составляет 32%.

Не менее важна ее роль в наполнении бюджетов всех уровней. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговли занимает третье место в федеральном бюджет и  второе место среди основных отраслей экономики.

Финансы предприятий  сектора экономики:

За 2011 год сальдированный финансовый результат деятельности организаций превысил значения показателя двух предыдущих лет и составил 7245,6 млрд. рублей, что на 19,8% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако в июле 2011 г. рост сальдированного финансового результата составил всего 3,8%. В сентябре было зафиксировано более значимое падение сальдированного финансового результата, который сократился на 63,4% и составил 214,3 млрд. рублей, в декабре 2011 г. – падение на 26,0%. В промышленности в декабре 2011 сальдированный финансовый результат составил всего 25 млрд. рублей, сократившись на 91,1%. Однако в остальные периоды в течение года наблюдалась положительная динамика, что позволило по итогам года получить достаточный рост прибыли. В январе 2012 г. сальдированный финансовый результат составил 824,0 млрд. рублей, что на 24,8% выше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Показатель рентабельности продаж за 2011 года практически сохранился на уровне предыдущего года, увеличившись на 0,02 п.п. и составил 10,28%, однако докризисное значение еще не достигнуто (в 2008 г. – 12,28%). В промышленности рентабельность продаж в 2011 г. сократилась по сравнению с докризисным значением (за 2008 г.) на 0,74 п.п. и составила 13,94% (2010 г. – 14,34%, 2009 г. – 12,7%). Доля убыточных предприятий в целом по экономике за 2011 г. увеличилась на 0,3 п.п. по сравнению с 2010 года. В январе доля убыточных предприятий сократилась на 3,1 п.п. по сравнению с январем 2010 года.

Прирост прибыли  предприятий реального сектора  экономики в 2007-2012 годах

 

Постепенное восстановление и улучшение деятельности предприятий  реального сектора отразилось и  в динамике рентабельности активов. По итогам 2011 года, показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2 п.п. и составил 7,0% (за 2009 г. – 5,7%). Так как данный показатель более точно отражает эффективность производства (в отличие от рентабельности продаж, отражающей величину торговой наценки и во многом зависимой от ценовой конъюнктуры), можно отметить тенденцию к росту эффективности работы предприятий.

Динамика уровня рентабельности продаж предприятий реального сектора  экономики  в 2008-2012 годах

 

Ускоренный рост активов  с темпами 30% в год, наблюдавшийся  в период кризиса (в 2007-2008 гг.), замедлился с конца 2008 г. По итогам 2010 года, рост внеоборотных активов составил 12,4% по сравнению с 2009 годом,  оборотных –24,3%, в 2011 году по сравнению с прошлым годом – 13,4% и 22,2% соответственно.

В составе внеоборотных активов  после сокращения доли основных средств (с 58,7% в I квартале 2007 г. до 51,1% в I квартале 2010 г.) произошла стабилизация показателя, и по итогам 2011 г. она составила 49,8 процента.  

Доля производственных запасов  в составе оборотных активов  перестала последовательно сокращаться  с середины 2008 года и в общем  количестве оборотных активов в 2011 г. составила 6,7% (в 2009 г. - 6,7%, в 2008 г. – 7,6%).

Доля дебиторской задолженности  в составе оборотных средств  стабилизировалась с марта 2008 г., и по данным за 2011 г. ее значение составило 44,5%. За 2011 г. дебиторская задолженность составила 21,8 трлн. рублей, что на 21,1% выше уровня за аналогичный период предыдущего года. В январе 2012 г. дебиторская задолженность составила 20,6 трлн. рублей. Просроченная дебиторская задолженность составила в 2011 году 1,2 трлн. рублей, что на 11,4% выше показателя за аналогичный период предыдущего года. В январе 2012 г. просроченная дебиторская задолженность составила 1,2 трлн. рублей. Дебиторская задолженность на протяжении 2009-2010 годов незначительно превышает кредиторскую, что свидетельствует об отвлечении средств из хозяйственного оборота. В дальнейшем это может привести к необходимости привлечения заемных средств для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

По итогам 2011 г. суммарная задолженность  организаций составила 44,0 трлн. рублей, что на 18,3% выше уровня предыдущего года, в январе 2012 г. – 43,1 трлн. рублей. Суммарная просроченная задолженность в 2011 г. составила 1,4 трлн. рублей, что на 17,9% выше уровня 2010 года, в январе 2012 г. – 1,3 трлн. рублей.

Кредиторская  задолженность, увеличившись за 2011 г. на 18,5% по сравнению с предыдущим годом, составила  20,9 трлн. рублей, что говорит о восстановлении хозяйственной активности деятельности предприятий, в январе 2012 г. – 20,5 трлн. рублей. В 2011 г. просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 20,1% и составила 1208,3 млрд. рублей, в январе 2012 г. – 1187,4 трлн. рублей.

Суммарная задолженность  предприятий на конец периода, трлн. рублей

 

В 2011 г. продолжилась тенденция  сокращения просроченной задолженности  по заработной плате. По состоянию на 1 марта 2012 г., она составила 1,8 млрд. рублей, что на 40,4% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года.

Анализ структуры пассивов предприятий  показывает, что прирост активов  происходил во многом за счет наращивания  кредитного портфеля. Однако с наступлением кризиса предприятия уже не в  таком объеме использовали заемные средства. Так, если в 2008 году прирост задолженности по кредитам и займам составил 38%, то с 2010 г. ее прирост сократился и составил 10,4%, в 2011 г. – 18,2%. Также следует отметить тенденцию роста просроченной задолженности по кредитам и займам в 2009 году на 82 процента (в 2010 г. – 14,9%).

Ужесточение денежно-кредитной политики в начале года сказалось на динамике процентных ставок по кредитам. В июне последние выросли до 8,6%, однако уже в июле они снизились до рекордно низкого уровня – 7,9%, и в августе оставались на этом уровне. Несмотря на продолжение тенденции к ослаблению инфляционного давления в осенние месяцы, резко возросшая неопределенность на мировых финансовых рынках внесла коррективы в ситуацию на внутреннем денежном и финансовом рынках.. В октябре средневзвешенная ставка по рублевым кредитам реальному сектору выросла до 8,6% против 8,0% в сентябре, а в ноябре достигла 8,8%.

Высокий уровень заимствований  отразился на показателях финансовой устойчивости предприятий. Коэффициент  автономии (доля собственных средств в суммарной стоимости активов) в  2011 г. составил 44,6% (в 2010 г. – 45,3%). Для справки: в 2005-2006 годах всего по экономике он составлял 49 - 51,1 процента. Лучше всего дела обстоят у предприятий, занятых добычей топливно-энергетических полезных ископаемых (56,92 в 2011 г.), производством цветных металлов (56,6%), добычей полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (55,8%), и в электроэнергетике (52,7%). По сектору обрабатывающих производств этот показатель составляет          38,5 процента. Наиболее зависимыми от внешних источников финансирования оказались строительство (11,71%), обработка древесины и производство изделий из дерева (14,50%), производство транспортных средств и оборудования (22,59%).

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности), характеризующий возможность погасить текущую задолженность за счет ликвидных активов, соответствует норме (200%) у предприятий, занятых добычей полезных ископаемых кроме топливно-энергетических (237,1% за 2011 г.), добычей сырой нефти и нефтяного газа (233,0%), производством нефтепродуктов (207,3%, показатель снизился на 49,8 п.п. по отношению к предыдущему году), производством цветных металлов (288,7%), добычей металлических руд (261,5%), в транспорте и связи (326,1%, увеличение на 2 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Наихудшие показатели в 2011 г. остаются в следующих отраслях: обработка древесины и производство изделий из дерева (131,9%), текстильное и швейное производство (147,4%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (148,0%), строительство (138,3%), производство машин и оборудования (139,6%), добыча каменного угля, бурого угля и торфа (127,4%), производство пищевых продуктов включая напитки и табака (148,7%), производство резиновых и пластмассовых изделий (159,8%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (140,6%), производство транспортных средств и оборудования (156,1%). Минимальный показатель коэффициента покрытия наблюдался по итогам 2011 г. в производстве, передаче и распределении пара и горячей воды (тепловой энергии) – 104,7 процента.

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности