Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель работы: Изучить торговлю как важнейшую отрасль экономики России.
Задачи работы:
Изучить Торговлю, как отрасль экономики.
Изучить государственное регулирование в торговых отношениях.
Рассмотреть состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении.
Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
Виды торговли…………………………………………………………7
Государственное регулирование в торговых отношениях……….10
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….14
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли…………..………………………………………...14
2.2. Современное состояние российской легкой промышленности ..32
3. Россия и ВТО……………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список литературы …………………………………………………………….45
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов. Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические. В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.
Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Наряду с ними, в современных
условиях перехода к экономическим
методам регулирования и
В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект — это государственное
воздействие на рынок посредством
изъятия части прибыли, дохода через
систему налогообложения и
Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, и др.
Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ. текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении
2.1.Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли
Роль торговли в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период). Для сравнения: удельным вес промышленности составляет 32%.
Не менее важна ее роль в наполнении бюджетов всех уровней. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговли занимает третье место в федеральном бюджет и второе место среди основных отраслей экономики.
Финансы предприятий сектора экономики:
За 2011 год сальдированный финансовый результат деятельности организаций превысил значения показателя двух предыдущих лет и составил 7245,6 млрд. рублей, что на 19,8% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако в июле 2011 г. рост сальдированного финансового результата составил всего 3,8%. В сентябре было зафиксировано более значимое падение сальдированного финансового результата, который сократился на 63,4% и составил 214,3 млрд. рублей, в декабре 2011 г. – падение на 26,0%. В промышленности в декабре 2011 сальдированный финансовый результат составил всего 25 млрд. рублей, сократившись на 91,1%. Однако в остальные периоды в течение года наблюдалась положительная динамика, что позволило по итогам года получить достаточный рост прибыли. В январе 2012 г. сальдированный финансовый результат составил 824,0 млрд. рублей, что на 24,8% выше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Показатель рентабельности продаж за 2011 года практически сохранился на уровне предыдущего года, увеличившись на 0,02 п.п. и составил 10,28%, однако докризисное значение еще не достигнуто (в 2008 г. – 12,28%). В промышленности рентабельность продаж в 2011 г. сократилась по сравнению с докризисным значением (за 2008 г.) на 0,74 п.п. и составила 13,94% (2010 г. – 14,34%, 2009 г. – 12,7%). Доля убыточных предприятий в целом по экономике за 2011 г. увеличилась на 0,3 п.п. по сравнению с 2010 года. В январе доля убыточных предприятий сократилась на 3,1 п.п. по сравнению с январем 2010 года.
Прирост прибыли предприятий реального сектора экономики в 2007-2012 годах
Постепенное восстановление и улучшение деятельности предприятий реального сектора отразилось и в динамике рентабельности активов. По итогам 2011 года, показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2 п.п. и составил 7,0% (за 2009 г. – 5,7%). Так как данный показатель более точно отражает эффективность производства (в отличие от рентабельности продаж, отражающей величину торговой наценки и во многом зависимой от ценовой конъюнктуры), можно отметить тенденцию к росту эффективности работы предприятий.
Динамика уровня рентабельности продаж предприятий реального сектора экономики в 2008-2012 годах
Ускоренный рост активов с темпами 30% в год, наблюдавшийся в период кризиса (в 2007-2008 гг.), замедлился с конца 2008 г. По итогам 2010 года, рост внеоборотных активов составил 12,4% по сравнению с 2009 годом, оборотных –24,3%, в 2011 году по сравнению с прошлым годом – 13,4% и 22,2% соответственно.
В составе внеоборотных активов после сокращения доли основных средств (с 58,7% в I квартале 2007 г. до 51,1% в I квартале 2010 г.) произошла стабилизация показателя, и по итогам 2011 г. она составила 49,8 процента.
Доля производственных запасов
в составе оборотных активов
перестала последовательно
Доля дебиторской
По итогам 2011 г. суммарная задолженность организаций составила 44,0 трлн. рублей, что на 18,3% выше уровня предыдущего года, в январе 2012 г. – 43,1 трлн. рублей. Суммарная просроченная задолженность в 2011 г. составила 1,4 трлн. рублей, что на 17,9% выше уровня 2010 года, в январе 2012 г. – 1,3 трлн. рублей.
Кредиторская задолженность, увеличившись за 2011 г. на 18,5% по сравнению с предыдущим годом, составила 20,9 трлн. рублей, что говорит о восстановлении хозяйственной активности деятельности предприятий, в январе 2012 г. – 20,5 трлн. рублей. В 2011 г. просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 20,1% и составила 1208,3 млрд. рублей, в январе 2012 г. – 1187,4 трлн. рублей.
Суммарная задолженность предприятий на конец периода, трлн. рублей
В 2011 г. продолжилась тенденция сокращения просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 марта 2012 г., она составила 1,8 млрд. рублей, что на 40,4% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года.
Анализ структуры пассивов предприятий показывает, что прирост активов происходил во многом за счет наращивания кредитного портфеля. Однако с наступлением кризиса предприятия уже не в таком объеме использовали заемные средства. Так, если в 2008 году прирост задолженности по кредитам и займам составил 38%, то с 2010 г. ее прирост сократился и составил 10,4%, в 2011 г. – 18,2%. Также следует отметить тенденцию роста просроченной задолженности по кредитам и займам в 2009 году на 82 процента (в 2010 г. – 14,9%).
Ужесточение денежно-кредитной политики в начале года сказалось на динамике процентных ставок по кредитам. В июне последние выросли до 8,6%, однако уже в июле они снизились до рекордно низкого уровня – 7,9%, и в августе оставались на этом уровне. Несмотря на продолжение тенденции к ослаблению инфляционного давления в осенние месяцы, резко возросшая неопределенность на мировых финансовых рынках внесла коррективы в ситуацию на внутреннем денежном и финансовом рынках.. В октябре средневзвешенная ставка по рублевым кредитам реальному сектору выросла до 8,6% против 8,0% в сентябре, а в ноябре достигла 8,8%.
Высокий уровень заимствований отразился на показателях финансовой устойчивости предприятий. Коэффициент автономии (доля собственных средств в суммарной стоимости активов) в 2011 г. составил 44,6% (в 2010 г. – 45,3%). Для справки: в 2005-2006 годах всего по экономике он составлял 49 - 51,1 процента. Лучше всего дела обстоят у предприятий, занятых добычей топливно-энергетических полезных ископаемых (56,92 в 2011 г.), производством цветных металлов (56,6%), добычей полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (55,8%), и в электроэнергетике (52,7%). По сектору обрабатывающих производств этот показатель составляет 38,5 процента. Наиболее зависимыми от внешних источников финансирования оказались строительство (11,71%), обработка древесины и производство изделий из дерева (14,50%), производство транспортных средств и оборудования (22,59%).
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности), характеризующий возможность погасить текущую задолженность за счет ликвидных активов, соответствует норме (200%) у предприятий, занятых добычей полезных ископаемых кроме топливно-энергетических (237,1% за 2011 г.), добычей сырой нефти и нефтяного газа (233,0%), производством нефтепродуктов (207,3%, показатель снизился на 49,8 п.п. по отношению к предыдущему году), производством цветных металлов (288,7%), добычей металлических руд (261,5%), в транспорте и связи (326,1%, увеличение на 2 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Наихудшие показатели в 2011 г. остаются в следующих отраслях: обработка древесины и производство изделий из дерева (131,9%), текстильное и швейное производство (147,4%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (148,0%), строительство (138,3%), производство машин и оборудования (139,6%), добыча каменного угля, бурого угля и торфа (127,4%), производство пищевых продуктов включая напитки и табака (148,7%), производство резиновых и пластмассовых изделий (159,8%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (140,6%), производство транспортных средств и оборудования (156,1%). Минимальный показатель коэффициента покрытия наблюдался по итогам 2011 г. в производстве, передаче и распределении пара и горячей воды (тепловой энергии) – 104,7 процента.