Управление системой образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, реферат

Описание

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
федеральном;
2) региональном;
3) муниципальном.

Работа состоит из  1 файл

145.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Управление  системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  1. федеральном;

    2) региональном;

    3) муниципальном.

Первые  два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство  образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации  имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере  образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные  функции в рамках полномочий, предоставленных  субъектам Российской Федерации  действующим законодательством, могут  осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных  районах и городских округах  управление в сфере образования  осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в  компетенции и сфере ответственности  образовательного учреждения.

Как уже  было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать  те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая  наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем  подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

(Материал  подготовлен на основании положений Закона Российской Федерации "Об образовании", Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Положения о Федеральном агентстве по образованию.) 

Основные задачи управления

Основными задачами управления образования являются:

1) Организация  предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.

2) Организация  предоставления дополнительного  образования детям и общедоступного  бесплатного дошкольного образования.

3) Обеспечение  содержания зданий и сооружений  муниципальных образовательных  учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

4) Учет  детей, подлежащих обязательному  обучению в образовательных учреждениях,  реализующих образовательные программы  начального общего образования,  основного общего образования,  среднего (полного) общего образования.

5) Создание, реорганизация и ликвидация подведомственных муниципальных учреждений.

6) Организация  отдыха детей в каникулярное  время.

Функции управления

Управление  образования в соответствии с  возложенными на него задачами выполняет  следующие функции:

1) разрабатывает и представляет на утверждение Главы города Нижний Тагил структуру управления муниципальной системой образования;

2) разрабатывает  проекты правовых актов города  Нижний Тагил, регулирующих отношения  в сфере образования, вносит  проекты и иные предложения по вопросам, относящимся к ведению управления образования, на рассмотрение должностных лиц и соответствующих органов местного самоуправления города, готовит заключения на проекты правовых актов, разработанных другими органами исполнительной власти города в сфере образования;

3) осуществляет  комплексный анализ и прогнозирование  тенденций развития образования  города Нижний Тагил, определяет  задачи и приоритеты развития  образовательной системы города;

4) создает  комплекс условий для инновационного  развития системы образования города;

5) разрабатывает  и реализует городские целевые  программы в сфере образования  с учетом национальных, социально-экономических,  этнических, культурных, демографических  и других особенностей города, в том числе на межведомственной  основе; является заказчиком по разработке и реализации указанных программ;

6) разрабатывает  основные направления международного  сотрудничества в сфере образования,  организует изучение международного  опыта и профессиональные обмены с зарубежными партнерами, реализует в пределах своей компетенции международные программы и проекты;

7) развивает  и устанавливает связи с городскими  научными организациями и высшими  учебными заведениями по вопросам, входящим в компетенцию управления  образования;

8) организует  информирование населения города Нижний Тагил об образовательных услугах, особенностях образовательных программ, организации образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях;

9) осуществляет  в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности в области образования, обеспечивает ее достоверность;

10) обеспечивает  сбор, обработку и предоставление  информации о муниципальной системе  образования по запросам органов  законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и Свердловской области;

11) выступает  учредителем муниципальных образовательных  учреждений в соответствии с  установленным порядком;

12) осуществляет  в пределах своей компетенции  контроль за реализацией подведомственными учреждениями действующего законодательства и муниципальных правовых актов;

13) регулирует  в пределах своей компетенции  (совместно и по согласованию  с комитетом по управлению  муниципальным имуществом Администрации  города) отношения собственности в муниципальной системе образования; контролирует соблюдение условий распоряжения на праве оперативного управления помещениями и иными объектами собственности учреждениями, подведомственными управлению образования;

14) прогнозирует  и планирует развитие сети муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает принятие и реализацию правовых актов органов местного самоуправления о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных учреждений;

15) осуществляет  межведомственное взаимодействие  при разработке и реализации целевых программ по содержанию зданий и сооружений подведомственных учреждений, обустройству их территории;

16) устанавливает  порядок организации безопасного  функционирования образовательных учреждений, летних лагерей труда и отдыха (городских и загородных) в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности;

17) организует  работу по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористических, противопожарных и других), расследование и учет несчастных случаев на производстве с работниками и обучающимися (воспитанниками) во время образовательного процесса;

18) устанавливает порядок организации питания и медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях;

19) устанавливает  порядок приема в муниципальные  образовательные учреждения на  ступени дошкольного образования,  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, организует работу по переводу обучающихся (воспитанников) в иные образовательные учреждения;

20) осуществляет  закрепление микрорайонов за  образовательными учреждениями, определяет порядок организации учета детей и подростков;

21) контролирует, корректирует и координирует  деятельность образовательных учреждений  в части предоставления прав  гражданам на выбор образовательного  учреждения, содержания, форм и уровня  образования;

22) осуществляет  организационно-содержательные мероприятия по развитию государственно-общественного управления образованием;

23) осуществляет  прием граждан по личным вопросам, рассмотрение жалоб, обращений  и предложений;

24) взаимодействует  с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области по следующим направлениям:

- реализация  мероприятий, предусмотренных программами  и проектами развития образования  Свердловской области и Российской  Федерации;

- представление  ежегодной статистической отчетности  о деятельности образовательных учреждений;

- согласование  численности детей во вновь  создаваемых и принимаемых в  муниципальную собственность образовательных  учреждениях;

- участие  в организации лицензирования  и аккредитации образовательных  учреждений;

Информация о работе Управление системой образования в России