Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, реферат
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
федеральном;
2) региональном;
3) муниципальном.
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
2) региональном;
3) муниципальном.
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральное
агентство по образованию (Рособразование)
является федеральным органом
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Отдельные
вопросы управления находятся в
компетенции и сфере
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.
(Материал
подготовлен на основании
Основные задачи управления
Основными задачами управления образования являются:
1) Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
2) Организация
предоставления
3) Обеспечение
содержания зданий и
4) Учет
детей, подлежащих
5) Создание, реорганизация и ликвидация подведомственных муниципальных учреждений.
6) Организация отдыха детей в каникулярное время.
Функции управления
Управление образования в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и представляет на утверждение Главы города Нижний Тагил структуру управления муниципальной системой образования;
2) разрабатывает
проекты правовых актов города
Нижний Тагил, регулирующих
3) осуществляет
комплексный анализ и
4) создает
комплекс условий для
5) разрабатывает
и реализует городские целевые
программы в сфере образования
с учетом национальных, социально-экономических,
этнических, культурных, демографических
и других особенностей города,
в том числе на
6) разрабатывает
основные направления
7) развивает
и устанавливает связи с
8) организует информирование населения города Нижний Тагил об образовательных услугах, особенностях образовательных программ, организации образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях;
9) осуществляет
в установленном порядке сбор,
обработку, анализ и
10) обеспечивает
сбор, обработку и предоставление
информации о муниципальной
11) выступает
учредителем муниципальных
12) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией подведомственными учреждениями действующего законодательства и муниципальных правовых актов;
13) регулирует
в пределах своей компетенции
(совместно и по согласованию
с комитетом по управлению
муниципальным имуществом
14) прогнозирует и планирует развитие сети муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает принятие и реализацию правовых актов органов местного самоуправления о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных учреждений;
15) осуществляет
межведомственное
16) устанавливает
порядок организации
17) организует работу по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористических, противопожарных и других), расследование и учет несчастных случаев на производстве с работниками и обучающимися (воспитанниками) во время образовательного процесса;
18) устанавливает порядок организации питания и медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях;
19) устанавливает
порядок приема в
20) осуществляет закрепление микрорайонов за образовательными учреждениями, определяет порядок организации учета детей и подростков;
21) контролирует,
корректирует и координирует
деятельность образовательных
22) осуществляет организационно-содержательные мероприятия по развитию государственно-общественного управления образованием;
23) осуществляет
прием граждан по личным
24) взаимодействует
с Министерством общего и
- реализация
мероприятий, предусмотренных
- представление
ежегодной статистической
- согласование
численности детей во вновь
создаваемых и принимаемых в
муниципальную собственность
- участие
в организации лицензирования
и аккредитации
Информация о работе Управление системой образования в России