Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение содержания уровня жизни, его показателей, состояния в Российской Федерации и Республике Коми.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Глава I. Уровень и качество жизни населения……………………………...4
1.1 Понятие уровня жизни и система показателей…………………………....4
1.2 Качество жизни……………………………………………………………..11
2. Глава II Анализ уровня жизни населения……………………………...…..12
2.1 Динамика уровня жизни в России и в Республике Коми…………...…...12
2.2 Международные сравнения по ИРЧП………………………………...…..32
3. Глава III Основные направления повышения уровня и
качество жизни…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………...…....39
Список использованной литературы ………………………………...……......40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Курсовая работа
по дисциплине
Экономическая теория
На тему «Уровень и качество жизни населения:
показатели, факторы возрастания»
Специальность – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Факультет – финансово-экономический
Курс 1
Форма обучения: заочная
Выполнила студент группы 4170
Торосян Инга Сергеевна
Проверила
Делягина К.А.
Сыктывкар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Глава I. Уровень и качество жизни населения……………………………...4
1.1 Понятие уровня жизни и система показателей…………………………....4
1.2 Качество жизни……………………………………………………………..
2. Глава II Анализ уровня жизни населения……………………………...…..12
2.1 Динамика уровня жизни в России и в Республике Коми…………...…...12
2.2 Международные сравнения по ИРЧП………………………………...…..32
3. Глава III Основные направления повышения уровня и
качество жизни………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы ………………………………...……......40
Введение
В современных условиях формирования рыночной экономики в России одним из приоритетных направлений осуществления социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения.
Для определения перспектив развития экономики России возникает необходимость детального исследования, различных сторон повышения жизненного уровня населения. В качестве основы целесообразна подробная характеристика самого понятия жизненного уровня, связанного с важнейшими человеческими потребностями. Базируясь на определении уровня жизни, закономерен переход к анализу показателей, его характеризующих. Их применение дает возможность, оценки состояния уровня жизни населения России, в частности Республики Коми и соответствующей корректировки социально-экономической политики.
Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.
Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л.Брю, Дж. М. Кейнс, Ф.Котлер, А.Маслоу, С.Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.
Немалый вклад в изучение уровня жизни населения с учетом особенностей российской экономики внесли отечественные экономисты: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством В. Н. Бобкова. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.
Однако целый ряд вопросов остается нерешенным: отсутствует общепринятый агрегированный показатель уровня жизни, не решены вопросы защиты доходов населения в условиях инфляции и т. д.
Теоретическая и практическая значимость проблемы, а также ее актуальность и недостаточная научная разработанность определили выбор темы, цели и задачи данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение содержания уровня жизни, его показателей, состояния в Российской Федерации и Республике Коми.
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание
уровня жизни как
2. Охарактеризовать основные показатели уровня жизни населения России.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РК.
4. На основе анализа
определить современное
5. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.
Курсовая работа состоит из трех глав, где подробно описаны уровень и качество жизни населения.
Теоретической и методологической основы курсовой работы последовали труды таких авторов, как Морозова Т.Г., Байгереев М.В., Новосельснит В.К., Ржаницина Л.А., Вечканов Г.С., Румянцева Е.Е, Окрепилова В.В., Дмитриев М., Инмаков О., Фролов Д., Плышевский Б.П. и т.д. В практической части, были использованы данные полученные из электронных ресурсов.
В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, методы системного и экономического исследования, что позволило обеспечить достоверность выводов в курсовой работе.
Научная новизна проведенного исследования
заключается в теоретическом
обосновании и решении
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Прежде чем
характеризовать систему
Понятие «уровень жизни» в современной научной литературе трактуется по-разному в зависимости от целей и задач исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и стандарты, а также их комбинации.
Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: «… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил» [3, с.72].
Вместе с тем стоит заметить, что этот общеэкономический показатель обусловлен характером распределительных отношений, социально-демографической структурой общества и т.д.
Несколько иной подход к
пониманию уровня жизни населения
определяет И.И. Елисеева: «Под уровнем
жизни понимаются обеспеченность населения
необходимыми материальными благами
и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень
В ряде исследований понятие «стоимость жизни» приравнивается к понятию уровня жизни. П. Шпилько наиболее полно изложил эту концепцию: «…В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Согласно такой трактовке, изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате возвышения их потребностей, с состоянием рыночной конъюнктуры и с другими факторами. При таком понимании термин «стоимость жизни» в наибольшей степени соответствует содержанию понятия уровня жизни, уровень и структура которого максимально возможным образом учитывает наряду с непосредственным изменением цен совокупное влияние целого ряда существенных факторов: динамику различных видов доходов, сбережений, улучшение системы бесплатного обслуживания, прогресс, в структуре потребления населения и т.д.».
С моей точки зрения, изложенные подходы к определению понятия уровня жизни вполне правомерны и могут использоваться в аналитической работе.
Рассмотрение уровня жизни с точки зрения потребления как «совокупности характеристик потребления» находит отражение во многих отечественных и зарубежных работах. Так, авторы книги «Семья, труд, доходы, потребление», понимая всю сложность понятия «уровень жизни», тем не менее, считают: «Категория уровень жизни определяется совокупностью реальных условий и характеристик функционирования населения в сфере потребления».
В узком понимании - через
характеристику уровня потребления
населения и степени
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А.Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные).
При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.
К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей.
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе – как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.
В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. [6. c. 32]
Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных. Они характеризуют объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов, а также отражают конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.
В официальных статистических материалах,
в частности в сборниках
Росстат регулярно разрабатывает и публикует систему основных параметров уровня жизни населения, которая включает следующие показатели:
Информация о работе Уровень и качество жизни населения: показатели, факторы возрастания