Усиление разрыва между бедными и богатыми странами в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:21, реферат

Описание

Процесс глобализации характеризует состояние и развитие современной экономической системы, а также постепенно охватывает и другие области человеческой жизни.
Неоднозначность глобализации порождает массы споров и острых дискуссий среди ученых и политиков. Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, предрассудки всех слоев населения.

Содержание

Введение 2
Глава 1: Экономическая глобализация
История экономической глобализации 3
Экономическое неравенство 9
Глава 2: Помощь бедным странам
Богатые и бедные страны. Статистика 17
Помощь различных организаций бедным странам 19
Заключение 24
Список литературы 25
Глоссарий 26

Работа состоит из  1 файл

МИР.docx

— 175.33 Кб (Скачать документ)

Кричащее и все время растущее неравенство, заметное везде в капиталистическом мире, до сих пор еще не вызвало массированного сопротивления. На деле в США рабочие часто поддерживают политику правительства, откровенно противоречащую их интересам, идущую на пользу только богатым, например, отмену налога на имущество и сокращение налога на доход  11 . Однако по некоторым признакам можно судить, что богатых и сильных ждут неприятности. В бедных районах по всему миру развертывается что-то типа «социальной войны», не заметной на экранах радаров. Нередко она сводится к насилию внутри класса, но пугает и элиту. Игнасио Рамоне писал в «Ле монд дипломатик»:

Столкнувшись с тем, что СМИ называют нестабильностью, некоторые страны - в их числе  Мексика, Колумбия, Нигерия и Южная  Африка - теперь тратят на эту социальную войну больше средств, чем на оборону  страны. Бразилия расходует 2% ВВП на вооруженные силы и более 10,6% на защиту богатых от отчаяния бедных  12 .

Более широкую известность получил  широкий спектр социальных движений, так или иначе направленных на разрешение проблемы глобального неравенства: вооруженная революционная борьба в Колумбии и Непале; крестьянские движения по всей Латинской Америке; движения бедных и безработных в самых разных странах, например, Аргентине и Южной Африке; далеко идущее широкое глобальное движение за справедливость, включающее помимо прочего кампании против долга третьего мира, детского труда, потогонной системы, торговых соглашений, кражи земли, разрушения окружающей среды.

Невозможно пока сказать, во что  выльются и «простые», и более  осознанные протесты. Но невозможно избавиться от чувства, что политическая борьба в следующие десятилетия окажется тесно связанной с кричащим и  бессовестным неравенством, ставшим  отличительной чертой современного капитализма. В этих условиях система  вряд ли преуспеет и дальше удерживать крышку над кипящим котлом несогласия.

 

Глава 2

Помощь бедным странам

Бедные и богатые страны. Статистика

С одной стороны в мире много  развитых стран, в которых еще  до Первой Мировой войны развивалась промышленность, но с другой стороны, существуют «развивающиеся страны», страны третьего мира, имеющих низкий уровень жизни, до которых промышленный переворот доходит с огромным трудом.

Страны можно разделить на 4 категории  развития:

  1. Развитые страны (Канада, США, Европейский союз, Япония, Австралия и т.д.);
  2. Страны, экономика которых развивается последовательно и достаточно интенсивно в течение длительного периода времени (Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Коста-Рика, Мексика, часть Южной Америки и т.д.);
  3. Страны с неоднородным темпом развития (большинство стран Африки, Центрального Карибского бассейна, за исключением Ямайки(категория 2); большинство арабских стран);
  4. Страны с долгосрочной гражданской войной или ориентированные на диктаторское развитие (Сомали, Судан, Бирма, возможно Северная Корея).

 

Всемирный банк классифицирует экономики  стран по ВНД на душу населения:

    • Страны с низким уровнем дохода;
    • Страны с низким и средним уровнем дохода;
    • Страны с верхним средним уровнем дохода;
    • Страны с высоким уровнем дохода;

На рис.1 представлены 10 стран с  высоким уровнем жизни и 22 страны с самым низким уровнем жизни:

Рисунок 113

 

Помощь различных организаций бедным странам

В борьбе с глобальной бедностью  участвуют региональные банки развития (Межамериканский банк развития, группа Африканского банка развития и т.д.). В последние годы заметно активизировались региональные правительственные организации - например, Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества или Южноафриканское сообщество развития. В числе других мер, они добиваются перераспределения средств с военных программ на социальные и программы обмена опытом сокращения бедности.

В гуманитарной деятельности важную роль играют национальные и  международные неправительственные  организации. Среди крупнейших из них - Кэйр Интернэшнл, Оксфам, «Врачи без границ».14 Многие такие организации реагируют на чрезвычайные ситуации быстрее всех и разрабатывают новаторские подходы, позволяющие облегчить жизнь нуждающихся при сравнительно низких затратах.

ООН также все более сосредоточивает свои программы на борьбе с глобальной бедностью. Толчок этому процессу был дан Форумом Земли в Рио-де-Жанейро (1992 г.), еще более ускорила его Всемирная конференция ООН по развитию в Копенгагене (1995 г.).

Самые активные операционные программы и агентства ООН  в борьбе с бедностью:

  • Программа развития (UNDP) - самый высокий приоритет во всех программах на устойчивое человеческое развитие;
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития (IFAD) - сельская бедность;
  • Фонд народонаселения (UNFPA) - женщины, здоровье матери и ребенка, планирование семьи;
  • Верховный комиссариат ООН по делам беженцев;
  • Всемирная программа питания (WFP) - крупномасштабные меры чрезвычайной помощи;
  • Детский фонд (UNICEF) - дети, особенно девочки;
  • Фонд развития женщин (UNIFEM) - укрепление социального положения женщин.

Отдавая должное усилиям  всех перечисленных международных  организаций, в этой статье ставится задача более пристально взглянуть  на деятельность группы Всемирного банка.

Весь ежегодный бюджет ООН, направленный на социально-экономическое  развитие, составляет около 4,5 млрд. долларов. Между прочим, это меньше годового бюджета Университета штата Нью-Йорк. Поэтому ООН играет гораздо более важную роль как самый авторитетный международный орган и всемирный форум, а не как агентство содействия развитию.

Главной задачей деятельности Всемирного банка остается содействие искоренению бедности и устойчивому  развитию. Следуя этой задаче, Всемирный  банк в 1998 г. обязался передать правительствам развивающихся стран в виде разного  рода займов свыше 28,5 млрд. долларов.

В своей деятельности Всемирный  банк руководствуется принципами, которые  можно разложить на три области, играющие ключевую роль в обеспечении  устойчивого развития:

  • Развитие в нескольких областях, совместно определяемых как развитие «человеческого капитала» (здравоохранение, образование, пособия по безработице, система социальной защиты, социальное равенство полов);
  • Обеспечение того, чтобы мероприятия социально-экономического развития не наносили вреда окружающей среде, сохраняя природные ресурсы для будущих поколений;
  • Создание оптимального баланса между частным и общественным секторами, и социально-экономического климата, способствующего развитию частного сектора.

Цикл подготовки проекта  начинается, когда развивающаяся  страна определяет для себя необходимость, составляет свой проект и обращается во Всемирный банк за займом. Совет  экспертов, представляющих страну и  Банк, тщательно изучают проект. Ведутся переговоры о том, как  лучше всего его реализовать. По достижении согласия и утверждении  размера займа, работа начинается. При  этом Банк с первого этапа контролирует прогресс, выплачивая заем траншами.

Стратегия помощи стране - центральный документ, по которому Всемирный банк оказывает помощь стране-заемщику.

Стратегия представляет собой  генеральный план действий Банка, основанный на оценке приоритетов для страны. Она также определяет масштаб  и структуру помощи в соответствии со стратегией и успешностью выполнения программы страной-заемщиком.

Всемирный банк видит свою миссию в том, чтобы поддерживать усилия правительств-клиентов Банка, направленные на совершенствование экономической  и социальной политики для увеличения эффективности, открытости, движения к  стабильности и обеспечения экономического роста. Такие реформы призваны привлекать иностранный капитал, стимулировать  рост внутренних накоплений и инвестиций, и дать возможность правительству обеспечивать эффективные социальные услуги. Основной аргумент - экономические искажения усугубляют бедность. Этот подход макроэкономической стабилизации получил название «Программы структурной коррекции» и применяется ко всем странам-заемщикам.

Помощь  бедным странам с наибольшим долгом

Общий внешний долг развивающихся  стран приближается к 2 триллионам долларов и составляет более 35% их совокупного  ВНП. 41 страна, большинство из которых  африканские, испытывают серьезные  трудности с обслуживанием своего внешнего долга.

В Эфиопии выплаты по внешнему долгу в четыре раза превышают  государственные расходы на здравоохранение. В Танзании - в 6 раз. В целом по Африке, правительства передают западным кредиторам в четыре раза больше, чем  тратят на образование и здравоохранение.

В этом - одна из причин того, что многие оппоненты критикуют  Всемирный банк, называя его не решением, а частью проблем беднейших  стран. Обслуживание внешнего долга, указывают  они, подрывает усилия этих стран  добиться социально-экономического развития. Между тем, именно для этого они  и брали заем у Банка!

В сентябре 1996 г. Всемирный  банк объявил о программе, разработанной  им совместно с МВФ. «Инициатива для бедных стран с наибольшим долгом» призвана предоставить помощь странам, следующим экономическим рекомендациям МВФ, с целью сокращения внешнего долга до уровня, позволяющего его обслуживать. «Инициатива» предусматривает участие всех кредиторов - двусторонних, многосторонних и коммерческих. Главным условием участия для стран является продолжение усилий, направленных на макроэкономическую коррекцию и реформы экономической структуры и социальной политики.

«Инициатива» помощи бедным странам с наибольшим долгом пока не помогает самым нуждающимся из них, и в лучшем случае дает слишком мало слишком поздно.

«Инициатива» явилась примером успешного сотрудничества Банка с неправительственными организациями. Одна из них, Оксфам Интернейшнл, с самого начала участвовала в ее разработке. Теперь эта организация выступила с заявлением, что программа помощи бедным странам, возможно, превратится в монументальную насмешку над тем, чем она могла бы стать для самых бедных людей планеты. В ее нынешнем виде, программа слишком медлит с предоставлением обещанных фондов.

Причина заключается в  оппозиции со стороны МВФ, Германии, Италии и Японии, которые настаивают на более жестких условиях и более  длительного испытательного периода  для стран-заявителей. Они считают, что страны должны полностью следовать  программам реформ, разработанным МВФ. В результате только 9 стран допущены в программу, а небольшую часть средств для погашения долга получили лишь Боливия и Уганда. Для остальных стран ситуация не меняется - отсрочки.

Всемирный банк признает, что  соблюдение жестких требований МВФ  и проведение реформ могут привести к росту безработицы, т.к. нерентабельные предприятия будут закрываться, к росту цен, т.к. правительственные  субсидии будут сокращаться, и все  это в первую очередь отразится  на беднейших слоях населения. Банк утверждает, что хотя это будет  болезненный процесс, он продлится  недолго и приведет к улучшению. Зная ситуацию в некоторых странах, приходится предположить, что Банк верит в жизнь после смерти.

Всемирный банк под огнем критики

По мере того, как становилось  все яснее, что программы Банка  в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого  развития экономики, стало нарастать  давление на Банк. Неправительственные  организации на национальном и международном  уровне добивались широкого обсуждения политики Банка и открытого, демократичного рассмотрения альтернативных решений. Поначалу, однако, и оба международных  финансовых института (Всемирный банк и МВФ), и правительства западных стран, не реагировали на эти требования. Не находили они отклика и у  правительств многих развивающихся  стран, которые боялись потерять благосклонность Банка и МВФ. В результате наиболее ярые критики  начали высказывать сомнения в целесообразности существования и Всемирного банка, и МВФ.

Сегодня критика раздается  с самых неожиданных сторон. В  конце 1998 года определенно высказался премьер-министр Великобритании Тони Блэр, который тогда председательствовал в «Большой восьмерке». Он призвал к решительному пересмотру принципов деятельности обоих институтов, поскольку они не смогли обеспечить финансовую стабильность в мире, где через национальные границы перемещаются крупнейшие финансовые потоки. Выступая на 53 Генеральной Ассамблее ООН, Блэр сказал, что «глобальные экономические и финансовые потрясения, распространившиеся от Дальнего Востока через Россию в Южную Америку, подчеркивают недостатки двух международных финансовых институтов».

Реакция неправительственных  организаций на эти программы  Всемирного банка также отличалась широтой и интенсивностью. В последние  два года образовалась международная  сеть 1200 организаций из 65 стран, целью  которой является проведение дискуссий и расследование последствий мер, направленных на структурную коррекцию. Эта беспрецедентная коалиция дает надежду на то, что в определении будущего процесса экономической глобализации появился прогрессивный и конструктивный участник.

Всемирный банк реагирует

Руководство Банка ответило на эту критику, пообещав пересмотреть некоторые программные установки, которыми Банк руководствуется. Оно  также заявляет о том, что будет  приветствовать расширение сотрудничества с неправительственными организациями.

Несмотря на то, что руководство  Банка не раз демонстрировало  недостаток политической воли для преодоления  сопротивления представителей некоторых  стран, членов правления и высшего  звена управления, его решение  пересмотреть программы структурной  коррекции заслуживает высокой  оценки.

Информация о работе Усиление разрыва между бедными и богатыми странами в мировой экономике