Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:31, курсовая работа
Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА В РФ………………………………….5
1.1Сущность, цели и инструменты валютной политики….………..……5
1.2 Организационный правовой механизм валютной политике…….…20
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ В РФ…………………….24
2.1 Особенности валютной политики в современной России…………24
2.2 Основные направления валютной политики России в 2010-2012 гг.. Валютный курс…………………………………………………………………..30
2.3 Политика валютного курса в 2011 – 2013 гг………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……..37
Необходимо отметить, что в современной практике жестко фиксированные обменные курсы встречаются редко. Фиксированный курс может быть выгоден странам с равными уровнями экономического развития, параметрами инфляции и инструментами, выбранными для проведения денежно-кредитной политики.
Плавающий валютный курс (биржевой)— свободное соотношение двух валют, складывающееся под воздействием ряда экономических факторов, влияющих на их спрос и предложения на рынке.
Государство может при определенных обстоятельствах оказывать воздействие на плавающий валютный курс путем проведения валютных интервенций.
Для определения обменного курса при плавающем валютном режиме часто используется паритет покупательной способности валют – расчетный обменный курс, при котором каждая валюта обладает абсолютно одинаковой покупательной способностью в стране.
В любом режиме валютный курс может устанавливаться с применением механизма валютного управления и валютной корзины.
Под валютным управлением понимается прикрепление национальной валюты к ведущей иностранной валюте («якорной»), строгое регулирование денежной эмиссии в зависимости от объема официальных резервов в этой валюте.
Валютная корзина – это определенный набор валют, по отношению к которым определяется средневзвешенный курс одной валюты.
Кроме того, один из вариантов валютной политики предусматривает применение смешенного валютного курса, когда плавающий или фиксированный курсы устанавливаются в зависимости от вида проводимых операций, образуя компромиссные варианты, сочетающие в себе элементы обоих режимов валютных курсов, такие как: оптимальное валютное пространство, целевые зоны, валютный коридор.
Оптимальное валютное пространство – поддержание фиксированного валютного курса между ограниченной группой стран и плавающего валютного курса с остальными странами.
Целевые зоны – параметры валютного курса, с которым страна считает необходимым стремиться.
В определенный период времени для стимулирования тех или иных направлений в экономике правительство может посчитать целесообразными использовать девальвацию национальной валюты (с целью расширения экспорта экономического роста) или, наоборот, применять ревальвацию (для борьбы с инфляцией).
Кроме того, режим валютного курса можно устанавливать путем введения валютного коридора, представляющего собой установление пределов колебаний национальной валюты к иностранным валютам.
Протекционистские меры — это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения.
Валютные ограничения — устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями, обязательная продажа части валютной выручки предприятий).
Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются ВПК для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государственных и крупных корпораций за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения являются составной частью протекционизма. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.
Видами валютных ограничений являются следующие:
1. Валютная блокада
2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг
4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Государство
достаточно часто манипулирует величиной
валютного курса с целью изменения условий
внешней торговли страны, используя такие
методы валютного регулирования, как двойной
валютный рынок, девальвация и ревальвация.
1.2 Организационный правовой механизм валютной политике.
Основу валютного законодательства России составляют федеральные законы от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в ред. 2003-2004 гг. (СЗ РФ. 2002. N 28. ст. 2790) и от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 56. ст. 4859). Ими определяются принципы осуществления валютного регулирования и контроля, полномочия и функции уполномоченных органов, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Целями валютного регулирования законами определяются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка; установление и соблюдение правил обращения, порядка приобретения и использования, вывоза и пересылки валюты, определения права собственности на валютные ценности, установления режима внутреннего валютного рынка, регламентации текущих валютных операций, связанных с ее движением (ввоз, вывоз, биржевая торговля), и т.д.
Рассмотрим основной документ, который регулирует валютные отношения в России, - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"[5]. В нем говорится о том, какие фирмы и в каких ситуациях могут рассчитываться в иностранной валюте.
Этот закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.
Так же, в законе:
- уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков;
- вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж;
- устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (то есть из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни);
- дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.
Следует отметить, что в 173-ФЗ не предусматривается разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала.
Также, законом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.
В Законе173-ФЗ содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами.
Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.
Закон делит всех физических и юридических лиц на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
- граждане России;
- иностранцы, постоянно живущие в России;
- российские фирмы;
- дипломатические и другие официальные представительства России за границей.
Статус резидента нужно подтвердить документами. Так, основной документ, который подтверждает российское гражданство, - паспорт. Но в зависимости от ситуации гражданство могут подтверждать и другие документы (свидетельство о рождении, удостоверение личности офицера и т.д.).
Следует отметить, что если гражданин России временно выехал за границу, он все равно считается резидентом. Нерезидентами становятся только те россияне, которые там постоянно живут (то есть у которых есть вид на жительство в какой-либо стране или аналогичный документ).
Для иностранцев документом, который подтверждает постоянное проживание в России, является также вид на жительство. Его выдают паспортно-визовые управления МВД. А подтверждением того, что фирма создана и зарегистрирована в России, является свидетельство о ее государственной регистрации.
Нерезидентами считают:
- людей, которые не являются резидентами России. Иными словами, у них нет российского паспорта или вида на жительство;
-
иностранные фирмы, которые зарегистрированы и находятся за пределами России, а также их российские филиалы и представительства;
- иностранные дипломатические и другие официальные представительства в России, а также международные организации.
Чтобы подтвердить свой статус нерезидента, иностранная фирма может представить выписку из торгового реестра страны, где она зарегистрирована. Такая выписка должна быть обязательно заверена апостилем.
Апостиль - специальный штамп, проставляемый либо консульством, либо "специально уполномоченным органом". Например, в России это нотариальные конторы, в Германии - земельные суды.
Также, в законе отражено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.
Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Органом валютного контроля является
и Центральный банк. Агентами валютного
контроля выступают уполномоченные банки,
подотчетные Банку России, которые в соответствии
с законодательными актами России могут
осуществлять функции валютного контроля.
Ответственность за нарушение валютного
законодательства распространяется как
на резидентов, включая уполномоченные
банки, так и на нерезидентов. Санкции
за валютные правонарушения установлены
отраслевым законодательством (административным,
уголовным).
2.1 Особенности валютной политики в современной России
Среди причин, приведших к обвалу российского валютно-финансового рынка осенью 1998 года, следует назвать неверно выбранную концепцию конвертируемости российской валюты. В чем суть ошибок, допущенных в этой области правительством реформаторов, что делать для преодоления их разрушительных для экономики последствий? Ниже приведены мнения специалистов по этим вопросам.
Информация о работе Валютная политика в Российской Федерации