Валютная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА В РФ………………………………….5
1.1Сущность, цели и инструменты валютной политики….………..……5
1.2 Организационный правовой механизм валютной политике…….…20
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ В РФ…………………….24
2.1 Особенности валютной политики в современной России…………24
2.2 Основные направления валютной политики России в 2010-2012 гг.. Валютный курс…………………………………………………………………..30
2.3 Политика валютного курса в 2011 – 2013 гг………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……..37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - копия.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Внутренняя  конвертируемость национальной валюты требует серьезной подготовки. Постсоциалистические страны Центральной и Восточной  Европы стремились при переходе к  рыночной экономике следовать западноевропейскому сценарию достижения конвертируемости валюты.

     Однако  особенности ситуации, в которой  они находились в конце 80-х - начале 90-х годов, вынудили их отступить от этого сценария. В этих странах обратимость валют выступает не как заранее подготовленное действие, а как инструмент хозяйственных преобразований, часть «шоковой терапии» для экономики и финансов. Соответственно она замыкается пределами внутренних рынков и не выводит национальные валюты на международный обмен. В этом случае происходит лишь переход к рыночному распределению иностранной валюты внутри страны для резидентов, что равнозначно внутренней обратимости; открывается доступ для вложений иностранного капитала в экономику данной страны и создания возможности репатриации и вывоза прибыли, что равнозначно внешней обратимости. Однако только сочетание понимаемой таким образом внутренней и внешней обратимости не означает достижения обратимости валюты в классическом понимании. Необходимо еще наличие предпосылок, образующих экономическую базу для реальной международной конвертируемости валюты.

     Российский  путь к обратимости национальной валюты соответствует восточноевропейскому. Однако в ходе реализации этого процесса в силу разных причин Россия во многом отошла от этого сценария, выработала собственные, и как оказалось, ошибочные методы конвертируемости рубля. В России сложилась ситуация, открывающая широкие возможности для развития тенденции к долларизации всей экономики. Это неизбежно сопутствует введению внутренней обратимости в условиях хронического дефицита бюджета, кризиса неплатежей, огромного внутреннего и внешнего долга. Обязательной продаже банкам за рубли подлежит только 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг, остальная ее часть остается в распоряжении экспортеров, что создает основу для внутреннего оборота на базе СКВ.

     В других же странах пополнение государственных  валютных ресурсов и поддержание  спроса на национальные валюты обеспечивались за счет обязательной продажи всей суммы экспортных валютных поступлений. В России было допущено свободное хождение сильной иностранной валюты, прежде всего доллара США, тогда как в других странах, напротив, предпринимались активные меры, направленные на максимальное ограничение поступлений на национальный рынок иностранной валюты, на повышение роли своей национальной валюты.

     Кроме того, в России беспрецедентные масштабы получила либерализация внешней  торговли. Выход экономических субъектов  любого уровня - от физических лиц до «суперконцерна» - на внешние рынки разрешается почти без ограничений, и расчеты по внешнеторговым операциям производятся ими самостоятельно. В других странах международные расчеты жестко контролировались государством либо велись на государственном уровне и лишь затем постепенно передавались на валютный рынок под ответственность негосударственных банков.

     В России изначально был введен рыночный курс рубля, определяемый в ходе торгов на ММВБ. В других странах переход  к конвертируемости национальных валют  начинался, как правило, с их единовременной девальвации и последующего введения фиксированного курса.

     Расчеты по внешнеторговым операциям в России в условиях прогрессирующей инфляции производились по текущим рыночным курсам. Это создавало возможность  для демпингового экспорта и покрытия любых издержек российских производителей. В других странах длительное время в период перехода к конвертируемости международные расчеты осуществлялись по твердым фиксированным курсам с минимальными отклонениями рыночных котировок, связанными с колебаниями спроса и предложения валюты.

     Поддержание курса рубля осуществлялось на ММВБ Центральным банком России путем валютных интервенций в процессе торгов. В других странах фиксированные курсы сначала устанавливались в административном порядке, а затем поддерживались на валютном рынке с помощью интервенции центральных банков.

     Переход к обратимости рубля был логическим продолжением совершенно неподготовленной концепции широкой либерализации  внешнеэкономических связей. Причем если по отношению к привлечению  иностранных инвестиций соблюдалась  определенная осторожность, то внутренняя обратимость первое время не знала никаких ограничений. Возможность прямого получения СКВ российскими экономическими субъектами стала одним из ключевых факторов, определяющих направленность реформ в стране.

     Принятая  схема достижения обратимости рубля принесла неоднозначные результаты - на внешний рынок хлынули сотни тысяч предприятий и предпринимательских структур. Вследствие ликвидации монополии внешней торговли в их руки перешли основные доходы от внешнеторговых операций. Наряду с номенклатурно-криминальной приватизацией это стало одним из главных источников первоначального накопления капитала. Внутренний рынок из-за отсутствия фиксированного курса, сдерживавшего импорт, стал быстро наполняться импортными товарами и услугами. Население получило возможность свободного обмена рублей на конвертируемую валюту, что привело к «долларизации всей страны» и колоссальной утечке капитала за границу. Внутренняя обратимость на принципах курсообразования выявила слабость рубля и экономики страны, которую он представлял.

     Можно высказать несколько следующих  основных положений, которые необходимо учитывать при курсообразовании рубля:

     а) курс рубля целесообразно поддерживать выше паритета покупательной способности (ППС), имеющегося на данный момент, поскольку это стимулирует экспорт товаров. При этом из-за того, что качество товаров развивающихся стран, их торговые марки и возможности продвижения на зарубежные рынки обычно ниже, чем у передовых стран, разность между курсом национальной валюты и ППС призвана как бы компенсировать эти недостатки и делать товары развивающихся стран более конкурентоспособными и привлекательными по цене;

     б) в то же время значительное превышение курса национальной валюты над имеющимся  ППС создает мощный финансовый насос, выкачивающий из страны прежде всего сырьевые ресурсы, а также дающий возможность дешевой скупки отечественных компаний, национальных богатств, обусловливающий «утечку мозгов»;

     в) кроме того, при большом превышении курса рубля над ППС возникает  опасность резкого сокращения импорта, наносящего ущерб уровню и качеству жизни населения и угрожающего продовольственной безопасности страны.

     Из  вышеприведенных положений, а также  из опыта других развивающихся стран  следует, что целесообразно поддерживать курс рубля приблизительно на уровне 1,4-1,6 от значения ППС. Поскольку эмиссия и контролируемая инфляция в современных условиях неизбежны, управление курсом рубля должно быть ориентировано на поддержание его в пределах вышеуказанных значений. При этом следует замедлять темпы девальвации по сравнению с темпами инфляции, что позволит при существующей разности процентов по валютным и рублевым вкладам постепенно привлечь средства в рублевую зону и смягчить давление на рубль на валютном рынке.

     Некоторые эксперты считают, что из имеющегося арсенала средств управления курсом рубля можно выделить:

     а) усиление экспортного контроля и  управление размерами обязательных продаж валютной выручки экспортеров  в зависимости от эффективности  контроля;

     б) корректирующие относительно небольшие валютные интервенции ЦБ на рынке и скупка валюты в случае благоприятной ценовой ситуации;

     в) управление валютным долгом государства  и частных компаний как путем  его реструктуризации и возложения на государство определенных гарантий по частным долгам с получением за это уступок по процентам и срокам погашения, так и через банкротство некоторых частных компаний, произведших непомерные заимствования на внешнем рынке;

     г) всемерное стимулирование экспорта, особенно высокотехнологичной продукции, с уменьшением в этом случае доли продажи валютной выручки на часть, идущую на закупку новых технологий и технических средств, позволяющих расширять экспорт;

     д) разумное управление импортом с жесткой  регистрацией контрактов, их сведением  по направлениям импорта, анализом и отсечением фиктивных контрактов с выявлением фирм, занимающихся вывозом капитала; обязательность регистрации «челноков», покупающих валюту на рынке в качестве предпринимателей и налогоплательщиков;

     е) государственное стимулирование и  поддержка мероприятий по восстановлению рынков деривативов, позволяющих хеджировать сделки и постепенно снижать необходимость участия государства в управлении валютным курсом. 

     Без сомнения, предлагаемый некоторыми экономистами валютный совет - действенный инструмент для обуздания галопирующей инфляции. Его задачей является жесткая фиксация курса рубля по отношению к доллару или сразу к трем валютам: доллару, иене и марке (эксперты ЕС прорабатывают также перспективный вариант привязки рубля к вводимой европейской валюте - евро). Недостатком этой политики является невозможность использования такого мощного механизма воздействия на экономику, как эмиссия, которая, однако, должна быть строго контролируемой, иначе она неизбежно влечет за собой значительное повышение курса доллара, что ведет к реальному ухудшению основных параметров экономической безопасности страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Основные направления валютной политики России в 2010-2012 гг.. Валютный курс  

          В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке определялась состоянием внешних финансовых и товарных рынков и параметрами проведения курсовой политики Банка России, которая была направлена на обеспечение устойчивости курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса.

           В 2010 году при проведении операций на внутреннем валютном рынке Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США), устанавливая операционный плавающий интервал ее допустимых значений с корректировкой границ в зависимости от объема совершенных валютных интервенций.

            Помимо интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Параметры данных операций в настоящее время определяются с учетом основных внешних факторов формирования платежного баланса. Целевые интервенции направлены главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

         Со II квартала 2010 года в рамках совершенствования механизмов курсовой политики Банк России дополнил порядок проведения интервенций, направленных на предотвращение резких колебаний валютного курса, возможностью осуществления покупок/продаж иностранной валюты внутри плавающего операционного интервала. В соответствии с действующими параметрами реализации курсовой политики при превышении объемом операций Банка России, совершенных внутри и на границах операционного интервала значений бивалютной корзины, объема целевых интервенций на установленную величину производится соответствующая корректировка границ указанного интервала.

        В целях дальнейшего повышения гибкости курсообразования 13 октября 2010 года Банк России увеличил ширину операционного плавающего интервала с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 млн. долларов США до 650 млн. долларов США величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек.

          В первые месяцы 2010 года в условиях сохранения благоприятной внешней конъюнктуры увеличившийся приток средств от внешнеторговых операций перекрывал чистый отток частного капитала, определяя превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию укрепления рубля.

Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке и динамика рублевой стоимости бивалютной корзины.

          Вместе с тем в мае 2010 года на фоне снижения цен на нефть на мировых рынках и формирования негативных ожиданий инвесторов, вызванных нарастанием проблем с обслуживанием суверенного долга отдельных стран еврозоны, устойчивое укрепление рубля к бивалютной корзине сменилось некоторым его ослаблением при повышении волатильности курса. В летние месяцы 2010 года в условиях сохранения повышенной неопределенности на внешних рынках выраженные тенденции в динамике курса рубля отсутствовали, а объемы участия Банка России на внутреннем валютном рынке оставались невысокими.  

Информация о работе Валютная политика в Российской Федерации