Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:33, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена кризисным состоянием российской экономики, отрицательной динамикой ключевых показателей экономического развития и необходимостью проведения комплексной валютной политики, способствующей достижению экономического роста. Острота данной тематики связана с тем, что в условиях кризиса системы государственного управления валютный курс является одним из немногочисленных эффективных рычагов воздействия на национальную экономику и индикаторов экономического роста.
1.Валютный рынок: спрос, предложение, равновесие на валютном рынке...4
2.Валютный курс его виды. Факторы, влияющие на валютный курс….…....8
3.Методы государственного регулирования валютного курса….……...…..14
4.Особенности формирования валютного курса в России…………….……25
С
введением в 1995 г. валютного коридора
и установлением жесткого контроля
БР над динамикой валютного курса
объемы операций на форвардном рынке
заметно сократились. Однако в 1996 г.
этот рынок вновь существенно
активизировался. Основной причиной этого
стал допуск нерезидентов на рынок
государственных ценных бумаг. Объектом
сделок фьючерсного валютного рынка
являются срочные контракты на поставку
валюты, имеющие стандартные величины
и сроки исполнения. На этом рынке
порядок заключения сделок, гарантия
выполнения взятых обязательств и окончательные
расчеты обеспечиваются соответствующим
расчетным механизмом. Фьючерсный рынок
возник в России вслед за введением
с июля 1991 г. единого плавающего валютного
курса рубля.
Первые операции по фьючерсным валютным
контрактам были проведены на
Московской Товарной бирже (МТБ) в октябре
1992 г. (дневной оборот – 60 млн. долларов).
Непомерное
разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное
сохранением крупного дефицита федерального
бюджета, привело к превращению
этого рынка в хрупкую
Постоянные
операции с государственными ценными
бумагами – характерная особенность
современных мировых финансовых
рынков; они используются центральными
банками в качестве инструмента
регулирования денежного
Этот рынок прошел пору младенчества и
с точки зрения его насыщенности средствами
телекоммуникации и обработки информации,
квалификации участников, объема и видов
валютных сделок, взаимосвязи с денежным
рынком приобрел достаточно цивилизованные
формы. Более того, принятие Россией обязательств
по расширению конвертируемости рубля
для нерезидентов открывает перспективу
не только роста объема операций на валютном
рынке, но и более тесной его интеграции
в структуру мирового валютного рынка.
Финансовый кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского валютного рынка. Есть основания говорить о двух периодах в истории валютного рынка – до и после финансового кризиса.
До финансового кризиса развитие валютного рынка шло во многом стихийным путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.
Действия БР первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:
-обеспеченно
относительное равновесие
- созданы условия
для поддержания уровня
- усилена роль
валютного рынка в
Нынешняя ситуация
на валютном рынке требует либерализации
валютного законодательства. С 2007 года
начнет действовать новый закон
о валютном контроле. Новый законопроект
одобрил в ноябре 2003 Совет Федерации.
Закон должен быть подписан президентом
России и вступит в силу через
полгода после официального опубликования.
Считается, что документ носит либеральный
характер. В нем, в частности, максимально
исключена возможность ввода
ограничений на валютном рынке со
стороны Центробанка или
России могут вводить ограничения. Фактически
у монетарных властей осталось два - правда,
очень мощных - рычага воздействия на трансграничные
потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено
право Центробанка потребовать от инвесторов
при вывозе средств за рубеж зарезервировать
до 100% вывозимого объема на срок до двух
месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала
допускается возможность депонирования
до 20% средств на срок до одного года. Таким
образом, срок действия всех ограничительных
норм - 1 января 2007 г. После этой даты все
ограничения утратят силу, если, конечно,
законодатели не сочтут необходимым вновь
подправить закон. Но пока вероятность
этого не рассматривается даже чисто гипотетически.
Снятие ограничительных мер на валютные
операции капитального характера и означает
полную свободную конвертируемость. В
процессе создания эффективно работающего
и подконтрольного внутреннего валютного
рынка Банк России исходит из следующих
основных принципов.
Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.
Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.
Поведение субъектов
хозяйственной деятельности очень
чутко реагирует на любые, даже самые
незначительные, казалось бы, меры в
области валютного
В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что оно нарушает целостный, единообразный механизм государственного регулирования и контроля, делает практически невозможным строгий анализ экономических последствий подобных мер.
В-четвертых,
не вызывает сомнений необходимость
сочетания активного
Заключение.
Существующая
система валютного
И
последнее: реальной стабилизации на валютном
рынке, как и во всей денежно-кредитной
системе, невозможно достичь без
решения ключевых вопросов макроэкономического
развития. Поэтому регулирование валютного
рынка должно осуществляться в тесной
координации с Правительством РФ и его
программами, в первую очередь структурными
и инвестиционными.
Список литературы:
Информация о работе Валютный рынок и методы государственного регулирования валютного курса