Валютный рынок и методы государственного регулирования валютного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена кризисным состоянием российской экономики, отрицательной динамикой ключевых показателей экономического развития и необходимостью проведения комплексной валютной политики, способствующей достижению экономического роста. Острота данной тематики связана с тем, что в условиях кризиса системы государственного управления валютный курс является одним из немногочисленных эффективных рычагов воздействия на национальную экономику и индикаторов экономического роста.

Содержание

1.Валютный рынок: спрос, предложение, равновесие на валютном рынке...4

2.Валютный курс его виды. Факторы, влияющие на валютный курс….…....8

3.Методы государственного регулирования валютного курса….……...…..14

4.Особенности формирования валютного курса в России…………….……25

Работа состоит из  1 файл

курсовая. не допустили!.docx

— 547.97 Кб (Скачать документ)

     С введением в 1995 г. валютного коридора и установлением жесткого контроля БР над динамикой валютного курса  объемы операций на форвардном рынке  заметно сократились. Однако в 1996 г. этот рынок вновь существенно  активизировался. Основной причиной этого  стал допуск нерезидентов на рынок  государственных ценных бумаг. Объектом сделок фьючерсного валютного рынка  являются срочные контракты на поставку валюты, имеющие стандартные величины и сроки исполнения. На этом рынке  порядок заключения сделок, гарантия выполнения взятых обязательств и окончательные  расчеты обеспечиваются соответствующим  расчетным механизмом. Фьючерсный рынок  возник в России вслед за введением  с июля 1991 г. единого плавающего валютного  курса рубля. 
Первые операции по фьючерсным валютным контрактам были проведены на 
Московской Товарной бирже (МТБ) в октябре 1992 г. (дневной оборот – 60 млн. долларов).

     Непомерное  разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное  сохранением крупного дефицита федерального бюджета, привело к превращению  этого рынка в хрупкую финансовую пирамиду. Дело закономерно завершилось  обрушением этой пирамиды, возникновением практически ситуации дефолта. Это нашло свое выражение в принятии Правительством в августе 1998 г. решения о принудительном обмене им финансовых обязательств со сроком погашения до конца 1999 г. на новые ценные бумаги со сроком погашения три-пять лет. Крушение рынка государственных обязательств, а также резкое снижение уровня капитализации фондовых ценностей вернули структуру финансового рынка России на несколько лет назад. Валютный рынок на какое-то время снова оказался единственным эффективно действующим сегментом этого рынка.

     Постоянные  операции с государственными ценными  бумагами – характерная особенность  современных мировых финансовых рынков; они используются центральными банками в качестве инструмента  регулирования денежного предложения. Поэтому этот рынок должен восстановиться и в России. Что касается валютного  рынка, то его роль будет оставаться весьма существенной. 
Этот рынок прошел пору младенчества и с точки зрения его насыщенности средствами телекоммуникации и обработки информации, квалификации участников, объема и видов валютных сделок, взаимосвязи с денежным рынком приобрел достаточно цивилизованные формы. Более того, принятие Россией обязательств по расширению конвертируемости рубля для нерезидентов открывает перспективу не только роста объема операций на валютном рынке, но и более тесной его интеграции в структуру мирового валютного рынка.

     Финансовый  кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского  валютного рынка. Есть основания  говорить о двух периодах в истории  валютного рынка – до и после  финансового кризиса.

     До  финансового кризиса развитие валютного  рынка шло во многом стихийным  путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая  политика способствовала значительному  росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного  рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного  рынка в ключевой сегмент российского  финансового рынка. Вместе с тем  слабостью такой политики был  недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.

Действия БР первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:

-обеспеченно  относительное равновесие спроса  и предложения на валютном  рынке и устранена угроза неконтролируемых  изменений курса рубля. За девять месяцев 1999 г. курс доллара на валютном рынке повысился на 25% при инфляции в 32,4%;

- созданы условия  для поддержания уровня валютных  резервов и мобилизации валютных  средств для обслуживания внешнего долга.

- усилена роль  валютного рынка в обслуживании  внешнеторговых связей.

Нынешняя ситуация на валютном рынке требует либерализации  валютного законодательства. С 2007 года начнет действовать новый закон  о валютном контроле. Новый законопроект одобрил в ноябре 2003 Совет Федерации. Закон должен быть подписан президентом  России и вступит в силу через  полгода после официального опубликования. Считается, что документ носит либеральный  характер. В нем, в частности, максимально  исключена возможность ввода  ограничений на валютном рынке со стороны Центробанка или правительства. В ходе рассмотрения законопроекта  в Госдуме из него были исключены  почти все текущие и часть  капитальных операций, по которым  кабинет министров или Банк 
России могут вводить ограничения. Фактически у монетарных властей осталось два - правда, очень мощных - рычага воздействия на трансграничные потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено право Центробанка потребовать от инвесторов при вывозе средств за рубеж зарезервировать до 100% вывозимого объема на срок до двух месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала допускается возможность депонирования до 20% средств на срок до одного года. Таким образом, срок действия всех ограничительных норм - 1 января 2007 г. После этой даты все ограничения утратят силу, если, конечно, законодатели не сочтут необходимым вновь подправить закон. Но пока вероятность этого не рассматривается даже чисто гипотетически. Снятие ограничительных мер на валютные операции капитального характера и означает полную свободную конвертируемость. В процессе создания эффективно работающего и подконтрольного внутреннего валютного рынка Банк России исходит из следующих основных принципов.

     Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.

     Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую  жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.

Поведение субъектов  хозяйственной деятельности очень  чутко реагирует на любые, даже самые  незначительные, казалось бы, меры в  области валютного регулирования.

     В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного  своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для  специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что оно нарушает целостный, единообразный механизм государственного регулирования и контроля, делает практически невозможным строгий анализ экономических последствий подобных мер.

     В-четвертых, не вызывает сомнений необходимость  сочетания активного нормотворчества  в области валютного регулирования  с одновременным введением мер  контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Банком России, является участие в создании в максимально короткие сроки комплексной системы государственного валютного контроля, обеспечивающей эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Руководствуясь указанными принципами. Банк России совместно с другими заинтересованными органами государственного управления и контроля активно совершенствует систему валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. В России в качестве механизма курсообразования сохраняется использование режима плавающего валютного курса при активных интеревенциях ЦБ на валютном рынке. При этом важными задачами ЦБ России остаются сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими причинами, а также поддержание официальных валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения макроэкономической стабильности.

     Заключение.

     Существующая  система валютного регулирования  и валютного контроля строится на принципах приоритета экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Страны в мировом сообществе находятся  в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит  от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной  стране будут отражаться в той  или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит  не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного  контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность  перекачивать капитал заграницу. В  настоящее время в связи с  устойчивым экономическим ростом и  улучшением платежного баланса страны система валютного регулирования  претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного регулирования с одновременным  усилением системы валютного  контроля, в том числе системы  учета и отчетности по валютным операциям.

     И последнее: реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной  системе, невозможно достичь без  решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными.  

Список  литературы:

  1. Котелкин С.В. «Международная финансовая система», 2007.
  2. «Деньги и кредит», «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год», 2006.
  3. Источник: журнал «Рынок ценных бумаг» №13 2003.
  4. Источник: журнал «Банковское дело» №10 2002.
  5. «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И.Лаврушина. Учебное
  6. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  7. Финансы:учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 438.
  8. Абрамов А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма //Вопросы экономики. – 2007. – № 6. – С. 28-44.
  9. Карсавина Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход //Банковское дело. – 2008. – № 8. – С. 12-18.
  10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию //Вопросы экономики. – 2009. – № 1. С. 9-27.
  11. Мишина В.Ю., Головнин М.Ю. Российский валютный рынок: достижения на пути либерализации //Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 4. – С. 113-125.
  12. Радыгин А. Государственный капитализм и финансовый кризис: факторы взаимодействия, издержки и перспективы //Экономическая политика. – 2008. – № 6. – С. 88-105.
  13. Группа компаний «Алхимия финансов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.alchemyfinances. com
  14. Группа компаний InstaForex [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fx-trader.ru
  15. Группа компаний uptrading [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.uptrading.ru
  16. Лиховидов В.Н. Фундаментальный анализ мировых валютных рынков: методы прогнозирования и принятия решений // Он-лайн библиотека трейдера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.trader-lib.ru
  17. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fssn.ru

Информация о работе Валютный рынок и методы государственного регулирования валютного курса