Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Для правильного и более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений. Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в РФ.
Задачи курсовой работы: рассмотреть такие вопросы как понятие собственности, определены типы и формы собственности, дать характеристики приватизации и отразить проблемы приватизации в России, а также проанализировать процесс трансформации собственности в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие сущность собственности………………………………………………......3
1.1 Реализация отношений собственности (собственность в юридическом и экономическом смысле)……………………………………………………………….5
1.2 Виды собственности……………………………………………………………….8
Глава2. Трансформация отношений в собственности России……………….…….14
2.1 Приватизация собственности в России………………………………………….15
2.2 Приватизация на современном этапе ………………………………...………….23
Заключение………………………………………………………………………….…26
Список литературы…………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 77.21 Кб (Скачать документ)

Современные тенденции мировой  экономики свидетельствуют о  том, что постиндустриальное развитие общества будет сопровождаться всё  большим распределением прав абсолютной частной собственности и всё  большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических  отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении  экономических благ. Научно-техническая  революция определила усиливающуюся  тенденцию к повышению роли государственной  собственности. Эта форма существенно  отличается от частной собственности  тем, что её непосредственным субъектом  является государство. Но в основном нынешней рыночной экономике присущи  коллективные, корпоративные, смешанные  формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.

 

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят  как макроэкономический, так и  микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных  предприятий в условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

1) формирование слоя мелких  и средних собственников;

2) сокращение доли имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

3) перераспределение экономических  основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности  производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в  долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его  производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие  основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

В условиях рыночной трансформации  российской экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия  «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

Выделяют четыре основных подхода приватизации:

Первый «традиционный» подход- общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и  тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей  части продукции народного хозяйства  и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании  разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

В 1992 г. Обсуждались различные  программы приватизации, подготовленные комиссиями верховного совета и правительством. В середине года был принят проект, который в теоретическом отношении  опирался на идеи - представления о  частной собственности как наиболее эффективной форме организации  хозяйственной деятельности, которая  лучше всего реализует “естественные” права человека. Смысл этой программы  заключался в ориентации на максимально  возможные масштабы и форсированный  способ проведения. Конечной целью  приватизации объявлялось формирование широкого класса собственников, способных  создать социальную базу нового демократического общества; приоритет отдавался накоплению частного капитала.

Действительное содержание кардинального изменения отношений  собственности маскировалось формулой “народной” приватизации. “Народность” заключалась в разделе государственной  собственности между всем населением страны путем выдачи бесплатных ваучеров как юридического права на последующее  приобретение определенной части принадлежавшей государству общественной собственности. Приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости  от пола, возраста, места жительства и характера занятости были использованы в качестве основного инструмента  на ее первом этапе приватизации. Население  России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Стоимость одного ваучера  оценивалась в 10 тыс. руб. в ценах 1991 г. Каждый владелец чека имел четыре возможности:

1) использовать свой чек  при закрытой подписке на акции  своего предприятия;

2) участвовать в чековом  аукционе;

3) купить акции чекового  инвестиционного фонда (640 фондов  собрали свыше 60 млн. чеков);

4) продать чек (продано  было около четверти приватизационных  чеков).

Планировалось, что затем  в течение 2-х лет владельцы  поместят ваучеры в паевые приватизационные фонды или непосредственно приобретут акции приватизируемых государственных  предприятий. Часть акций предоставлялась  трудовым коллективам предприятий  и распределялась между их работниками. Внешне простая и демократическая  процедура приватизации была определена так, что на практике не гарантировала  соблюдения интересов преобладающей  части трудящихся и членов их семей.

Во-первых, ваучеры не были именными, т. е. после их продажи владелец терял прямые права на конкретную собственность. Тем самым организация  распределения и последующего обращения  ваучеров была изначально направлена на их концентрацию у владельцев значительных денежных средств, которые у большинства  населения отсутствовали.

Во-вторых, механизм приватизации не учитывал сопровождавшей ее инфляции и обесценивания ваучеров. Компенсации  имущественных потерь населения  от инфляции не предусматривались. В  последующие годы, когда активизировался  процесс перераспределения приватизированных  объектов между новыми собственниками, инфляция способствовала обесцениванию  приобретаемых активов.

Сорок миллионов граждан  России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов. Была решена главная задача - устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа.

Еще в начале приватизационного  процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество  в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможности  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших  в процессе приватизации.

Действующая система оценки стоимости имущества предприятий  во многом была необъективна в силу резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий. Приступая  к реализации новой программы  приватизации, ряд трудовых коллективов  столкнулся с трудноразрешимой задачей  выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе  послечековой приватизации было затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий  розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий  сферы бытовых услуг) в частное  владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике, поскольку они  формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос  предприятий частного сектора на готовую продукцию.

В то время как приватизация средних и крупных предприятий  требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту  стран переходного периода (включая  Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и  может быть быстро проведена.

 

Приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами. Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995

В России приватизация проводилась  двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием  в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности  социальной структуры, сложившейся  в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный  курс проведения способствовали возникновению  определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось  создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной  собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России