Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель данного исследования – проанализировать влияние российских Реформ кон. XX- нач. XXI вв. на эффективность производства. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Раскрыть экономическое содержание реформы в макроэкономике;
Дать понятие и выявить сущность социально-экономических реформ;
Установить содержание российских социально-экономических реформ кон. XX- нач. XXI вв.;
проанализировать влияние реформ в экономике на эффективность производства в России
дать характеристику состоянию промышленного производства в России в кон. XX – нач. XIX вв
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание реформы в макроэкономике 5
1.1. Понятие и сущность социально-экономических реформ 5
1.2. Содержание российских социально-экономических реформ 7
Глава 2. Анализ влияния реформ в экономике на эффективность производства в России 16
2.1. Состояние промышленного производства в России в кон. XX – нач. XXI вв 16
2.2. Анализ влияния российских социально-экономических реформ на показатели эффективности производства (1991-2011гг.) 17
2.3. Оценка перспектив отечественной экономики 21
Заключение 22
Литература 24
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский
государственный университет
Кафедра «Экономическая теория и антикризисное управление»
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Руководитель
доцент
_________________Р.Н. Шматков
___________________
(дата проверки)
__________________________
Краткая рецензия:
______________________________
_________________________
(Запись о допуске к защите)
______________________________
(оценка по
результатам защиты)
2012 г.
Оглавление
Экономика любой страны представляет собой сложную систему, проходящую сложный путь развития, претерпевающую падения, подъемы и этапы стабильности. Как любая эволюционирующая система, национальная экономика рано или поздно требует модернизации, обновления, реформирования.
Не стала исключением в этом смысле и наша страна. Советский Союз, наследницей и правопреемницей которого во многом стала современная Россия, имел достаточно развитую экономическую систему, позволившую ему достичь серьезных успехов в производстве, науке, социальной сфере. Сегодня стало «модным» ругать достижения СССР, однако у Советской системы были мощный, признанный во всем мире потенциал.
Между тем, как в силу своего политического устройства, так и по объективным причинам, отечественная экономическая система к концу 70-х годов XX века стала нуждаться в серьезной модернизации. Во многом это относилось и к производственной сфере как базе индустриальной экономики. Такая потребность заставила высшее руководство страны разработать программу, первоначально называвшуюся «Ускорение» (подразумевалось ускорение научно-технического прогресса в СССР. Программа Ускорения быстро переросла в новую программу, получившую всемирно известное название «Перестройка». Перестройка должна была коснуться более фундаментальных основ и структур – не только экономики как таковой, но и социально-общественного устройства, а также модернизацию политической системы. Развитие Перестройки в итоге привело к неожиданным результатам – СССР перестал существовать, а саму перестройку сменил цикл т.н. «реформ», проходящих уже не в рамках Советского Союза, а лишь в постперестроечной России, ставшей отдельным государством.
Названные «Реформы» осуществлялись, главным образом, в последнее десятилетие ушедшего XX века и были призваны перестроить отечественную экономику на рыночный, «капиталистический» лад. На данный момент Россия живет во многом по результатам тех Реформ. Относится это и к производственной сфере, чем обуславливается актуальность данной работы.
Объектом данной курсовой работы является макроэкономика.
Предмет исследования – влияние российских Реформ кон. XX- нач. XXI вв. на эффективность производства.
Цель данного исследования – проанализировать влияние российских Реформ кон. XX- нач. XXI вв. на эффективность производства.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Глава 1. Экономическое содержание реформы в макроэкономике
Сущность национальной экономики состоит в том, что она является сложившейся системой национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой связаны взаимно отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в ходе долгой исторической эволюции той или иной страны. На специфику национальной экономики воздействуют исторические и культурные обычаи, географическая ситуация страны, роль государства в мировом разделении труда и т.д.
В. В. Леонтьевым национальная экономика определяется как система, способная к саморегуляции и состоящая из разных видов деятельности.
Учения о реформах национальной экономики. Потребность в реформировании, как правило, связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. Положение дел, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, вынуждает правительство страны пойти на ряд крайних мер по переменам в состоянии национальной экономики - на структурные реформы.
Направление реформирования национальной экономики устанавливается конкретными нуждами государства, его положением в глобальный экономике, вырабатывается на основании оценки имеющегося положения страны и ее желаемого грядущего состояния. На стадии сравнения состояния экономики, имеющегося сейчас, и ее желаемого грядущего состояния устанавливается совокупность тех или иных методологий достижения необходимых макроэкономических характеристик.
Организация структурных реформ национальной экономики входит в сферу работы государственного аппарата. Ни один хозяйствующий субъект, помимо государства, не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы осуществить структурное реформирование. В связи с этим разработчиком реформирования экономики служит лишь государство.
Программы структурных реформ. Для того чтобы экономические реформы были более эффективными, как правило, они оформляются в виде программы - рассчитанного на долгосрочную реализацию комплекса мер, связанных между собой. Программы могут быть разными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают непосредственную специфику экономики страны.
В большей части государств создание и воплощение программ экономического реформирования связано с потребностью формирования необходимых условий для активного и стабильного экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Как правило, такие программы направлены на разрешение нескольких масштабных экономических проблем.
В данном случае целью реформ выступает стабилизация национальной экономики, включая несколько малых структурных реформ, взаимосвязанных с привлечением иностранного капитала в страну. Обычно программы социально-экономических реформ поддерживаются одной или несколькими интернациональными организациями, к примеру Международным валютным фондом. Но в таком случае названные организации требуют серьезных изменений в законодательстве страны согласно международным нормам.
Одним из составляющих компонентов для национальных экономических реформ выступает, к примеру, реформирование банковской сферы. Это обусловлено тем, что она (банковская сфера) реализует заметные экономические функции - гарантирует движение денежного потока для целей экономического развития. Ее основная роль включает в себя создание денег. В этом состоит задача Центрального банка. Специфика той или иной банковской системы находится в зависимости от реальных условий и нужд национальной экономики.
Основной сложностью для отечественной банковской сферы стал всеобщий и комплексный невозврат кредитов, который связан с общим экономическим спадом, снижением деятельности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни.
Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы включают в себя либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных государственных предприятий.
Бывшим Министром финансов России А.Л.Кудриным весь постсоветский период называется «периодом реформ», «отправной точкой которых можно считать либерализацию цен в начале 1992 г.»1.
1.2.1. Приватизация
Приватизация в России заключалась в процессе передачи государственного имущества Российской Федерации (прежде - РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). В итоге приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация в России проводилась в очень непростой экономической, финансовой и политической ситуации: конфронтация Верховного Совета Российской Федерации с Президентом и правительством затрудняли формирование правовой базы и организацию институциональных реформ.
Одной из основных экономических задач приватизации было увеличение результативности экономики за счёт формирования института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (сервис, торговля) данная задача была довольно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный результат достигался намного медленнее, во многом из-за того, что приватизируемые организации переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под надзор и управление - а в перспективе и в собственность - их директоров.
Правовая основа приватизации. Приватизация в России началась после принятия закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»2 в 1988 году. На данной стадии приватизация осуществлялась в отсутствие требуемой правовой базы. В данных обстоятелсьвах настоящие её масштабы оставались неизвестными и многие организации были приватизированы «стихийно».
Лишь в 1991 году началась создание законодательства о приватизации законом Российской Федерации от 3 июля 1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (с изменениями от 5 июля 1992)3.
Целями приватизации являлись:
В Российской Федерации программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию.
Главная доля организаций должна была в процессе приватизации быть превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие виды приватизации:
В 1992-1994 гг. проводилась т.н. ваучерная приватизация, имевшая противоречивый характер. Применение анонимных приватизационных чеков («ваучеров») приближало приватизацию к рыночной схеме и сохранило право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций.
Ваучеры (приватизационные чеки) номинальной стоимостью 10 тысяч рублей были введены в 1992 г.. Имущество организаций всей страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были выпушены ваучеры.
При таком порядке приватизации серьёзные преимущества получали так называемые «красные директора», то есть руководители организаций, получившие данные должности в советские времена. Во многих случаях главная доля акций организации оказывалась в руках трудовых коллективов; применяя административное давление, директора могли добиваться нужных итогов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю сотрудников организаций, становясь равноправными владельцами.
Главная часть населения не знала, что делать с ваучерами, в связи с этим их стали реализовывать скупщикам. Цена ваучеров очень быстро падала. С целью оказать помощь в продаже ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции различных организаций.
Схема действия чековыx инвестиционныx фондoв была приблизительно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных организаций. Потом, акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондoв на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для очередной фактической ликвидации.