Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:20, курсовая работа
Предметом исследования в курсовой работе является Внешнеэкономические связи России со странами АТР.
Цель этой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1 Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств
экономики
1.1 Внешнеэкономические связи …………………………………………
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………..
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России в Азиатско - Тихоокеанс
ком регионе …………………………………………………………………..18
2.1 Перспективы развития внешнеэкономических отношений……..21
2.2 Современная обстановка в АТР…………………………..............27
Заключение……………………………………………………..…………....30
Список использованной литературы
В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного развития своих производительных сил является использование тех выгод, которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации общественного производства па основе научно- технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэкономических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому комплексу в условиях перестройки отводится активная, преобразующая роль, он становится важной неотъемлемой частью российской экономики. Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноценный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, учи пения роли и влияния России в мировой экономике и политике. Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в бывшем СССР государственном монополии на внешнеэкономическую, в том числе внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых организаций. Фактически экономика СССР - одной из крупнейших индустриальных держав мира - развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не превышала во второй половине 80-х годов 4 %.
Широкое вовлечение России в
международное разделение труда и мировую
экономику является одним из необходимых
условий превращения нашей страны в передовое
демократическое государство с рыночной
экономикой.
Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические
связи были либерализованы, что явилось
началом радикальной рыночной реформы.
Участие во внешнеэкономических операциях
разрешалось всем заинтересованным юридическим
и физическим лицам. Это означало ликвидацию
государственной монополии внешней торговли
как одной из основ социалистической экономики
бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы
и такие ее функции, как централизованное
планирование внешнеэкономических связей,
их осуществление небольшой группой (около
50) государственных монопольных экспортно-
импортных объединений. На смену им пришли
общепринятые в мировой практике национальные
инструменты регулирования внешней торговли:
лицензирование, контингентирование,
таможенная политика.
Под контролем государства остались 1/4
экспорта и 1/3 импорта для централизованных
нужд. Но преобладающим во внешнеторговых
операциях стал частный сектор. Одновременно
внешнеэкономическая деятельность принимает
все более открытый характер. Заметно
расширилось число участников внешнеторговых
операций. В соответствии с действующей
Конституцией Российской Федерации и
Федеративным договором право на внешнеэкономическую
деятельность получили непосредственно
субъекты Федерации — республики, края,
области, автономные образования, а также
отдельные предприятия и компании. Согласно
экспертным оценкам, во внешнеторговых
операциях среди субъектов Российской
Федерации лидируют Тюменская, Самарская,
Нижегородская,Иркутская, Ростовская,
Пермская области, Красноярский край,
республики Татарстан и Башкортостан,
города Санкт-Петербург и Москва, а также
Московская и Мурманская области.
Включению России в мировые хозяйственные
связи благоприятствует изменение политического
климата на планете. Существовавшие ранее
по отношению к СССР, а затем и его преемнику
— Российской Федерации — жесткие, дискриминационные
ограничения на развитие торговли со странами
Запада практически сняты. Наметившийся
в последние годы значительный рост удельного
веса стран с развитой рыночной экономикой
во внешнеторговом обороте России отражает
те изменения в ориентирах внешнеэкономической
деятельности нашего государства, которые
складываются под влиянием таких факторов,
как изменение политических режимов и
переход к рыночному хозяйству бывших
социалистических стран Восточной Европы,
последовавший затем роспуск Совета экономической
взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся
более чем за сорокалетний период существования
системы международного социалистического
разделения труда, переход к расчетам
в торговле с большинством стран в конвертируемой
валюте и др.
Распад СССР оказал значительное влияние
на геополитическое положение России
и на возможности развития внешнеэкономической
деятельности. В России осталось девять
морских пароходств, 39 морских портов.
Из восьми балтийских портов бывшего СССР
в России осталось только три — Санкт-Петербургский,
Выборгский, Калининградский (единственная
незамерзающая российская морская гавань
на Балтике). Два последних порта имеют
небольшую мощность. Санкт- Петербург
становится основным центром связи России
с Европой, международных транзитных перевозок
из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона. Россия также лишилась 2/3 береговой
линии на Черном море. Из десятков важнейших
южных портов на Черном море в пределах
Российской Федерации осталось лишь два
— Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением
морских границ изменились и сухопутные
западные границы, а следовательно, уменьшились
внешнеторговые возможности железнодорожного
транспорта. Современная Россия имеет
лишь два международных железнодорожных
перехода из25 в бывшем СССР — на северо-западе
(в Финляндию) и на западе — в Калининградской
области (в Польшу). Современное геополитическое
положение России благоприятствует укреплению
внешнеэкономических связей России со
странами Азиатско-Тихоокеанского региона,
что позволит усилить позиции страны и
в Европы.
Формы
внешнеэкономических
связей
Российская
Федерация в своей
К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.
Одной
из форм внешнеэкономического сотрудничества
между Россией и другими
Важное
место в развитии экономики и
внешнеэкономических связей занимает
формирование банковской системы и кредитования.
Российская
Федерация устанавливает тесные контакты
с основными международными финансовыми
институтами - Международным валютным
фондом, Мировым банком, Европейским банком
реконструкции и развития (ЕБРР).
ЕБРР
принял обязательства о предоставлении
кредитов, в основном совместным предприятиям,
на сумму более 600 млн. долл., приступил
к созданию ряда региональных фондов в
размере до 50 млн. долл. каждый, в том числе
в Смоленске, Мурманске, на Урале. Одна
из наиболее крупных организаций мира
в области страхования иностранных частных
инвестиций –
“Оверсиз прайвит инвестмен корпорейшен”
( ОПИК ) предоставила России кредиты, гарантии
и страхование совместным предприятиям
с американским участием на сумму свыше
2,5 млрд. долл. В 1993 году между правительственным
Эксимбанком США и Министерством топлива
и энергетики,
Минфином
и Центральным банком России было
подписано Рамочное соглашение о
долгосрочном кредите на развитие и
реконструкцию предприятий нефтегазового
комплекса российских компаний “ Пермьнефть”
и “Нижневартовскнефтегаз”. Их кредитором,
под гарантии Эксимбанка, станет Ситибанк.
Гарантированным кредитором по проектам
“Татнефти” и “Чернигорнефти” является
французский банк “Сосъете Женераль”,
входящий в пятерку крупнейших банков
Европы. В 1994 г. в соответствии с обязательствами,
взятыми в июле 1993 г., на встрече “большой
семерки” ( США, Канада, Япония, Германия,
Франция,Англия, Италия ) в Токио США учредили
за счет бюджетных ассигнований специальный
фонд поддержки крупных предприятий в
России. Его цель – предоставление кредитов
крупным акционерным предприятиям для
их модернизации. Активизировать свои
кредитные операции в России намерены
специально созданный в Великобритании
“Фрэмингтон Раша Фанд”, а также американские
инвестиционные фонды, как “Морган Стэнлей”,
“Саломон Бразерс”, “Гольдман Сакс”,
“Кредди Свис Фрест Бостон”. В1997 году
состоявшееся вЛондоне собрание ЕБРР
приняло решение о его намерении продолжать
оказывать содействие рыночным реформам
в России и предоставлении займа на поддержку
предприятий, прошедших приватизацию,
а также на внедрение принципов корпоративного
управления на госпредприятиях. В своей
кредитной политике банк делает акцент
на поощрение малых предприятий, причем
не в г. Москве, а в провинции. Итоги завершающихся
в апреле 1997 года в Москве переговоров
президента Всемирного банка Джеймса
Вулфенсона с российским руководством
подтвердили высказанный перед началом
его визита в Москву прогноз: Всемирный
банк значительно увеличивает кредитование
России, и в ближайшие два года объем выделенных
ей средств должен достичь 6 млрд долл.
Всемирный банк выделяет также кредит
на 100 млн долл. на проект “Морской старт”
для
НПО. В реализации этого проекта участвует
Россия, США, Норвегия, и Украина.
Новым
направлением в развитии внешнеэкономических
связей является сотрудничество в области
информационных услуг. В России информатика
призвана играть цементирующую роль, противодействующую
центробежным тенденциям распадающихся
экономических связей. Уже длительное
время функционирует международная сеть
связи между информационными центрами
стран Западной и Восточной Европы через
московский узел в НИИ
Автоматизированных систем. Важную роль
в сфере интеграционных процессов играет
Международный центр научно – технической
информации. Ее задачей является развитие
Международной системы научно-технической
на основе кооперирования национальных
систем и создания международных специализированных
и отраслевых информационных подсистем.
Центр ведет свои работы по трем основным
направлениям:
-
справочно – информационное обслуживание
потребителей МСНТ;
- научно – исследовательские и проектные
работы по созданию и освоению средств
современной информационной технологии;
-
научно – методическое
Интеграция
в области информатики между
странами Западной и Восточной
Европы приобретает новые организационные
виды (двусторонние и многосторонние проекты
и соглашения).
Примером
двустороннего сотрудничества может
служить совместное предприятие (СП)
издательского комплекса “Известия”
с концерном ФРГ.
Содержательная часть СП- это 2500 различных
текстов, получаемых ежедневно из большинства
стран мира, в том числе из 130 пунктов России.
Примером многостороннего международного сотрудничества в области информатики является новый проект Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям. В разработке этого проекта активное участие принимают российские партнеры, в том числе Институт Европы РАН. Развивающиеся мировой и европейской интеграционные процессы формируют новые политические и экономические условия вхождения России в единое мировое экономическое и информационное пространство. Данную задачу необходимо решать с учетом сохранения единого информационного пространства на территории России. Эта ситуация определяет новые, довольно жесткие требования к информационным и телекоммуникационным системам и технологиям, обеспечивающим интеграционные процессы. Важную роль во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами играет торговля. К началу 90-х г. внешняя торговля оказалась в трудном положении. В структуре экспорта продолжали превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно- энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства. Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы, включая Восточно-европейский регион. Все же современное состояние внешнеэкономических связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, и прежде всего машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами. В российском экспорте наибольший удельный вес до 70% занимают топливно-энергетические и сырьевые товары, а на долю машин и оборудования приходится около 8%. К тому же техническому уровню зарубежных аналогов в лучшем случае соответствует 12-14% экспортируемой машиностроительной продукции. Либерализация и переориентация внешнеэкономических отношений России облегчили ее доступ в международные экономические структуры к финансовым ресурсам Запада. Укрепились контакты с государствами “семерки”, ЕС, МВФ и др. Торговые связи с западными странами стали основным каналом в реализации экспортной продукции и получения потребительских товаров. В то же время возросла экономическая, особенно кредитная, зависимость России от стран. Практически весь рост российского экспорта страны Западной Европы обеспечивается исключительно за счет энергоносителей и сырья, а возможности сбыта российской промышленной продукции здесь весьма ограничены. Это связано не только с их низкой конкурентоспособностью, но и с тем, что государства Запада сохраняют дискриминационные ограничения в отношении российских товаров, следствием чего ежегодные потери по экспорту России составляют 1,5- 2 млрд долл. Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляют сырьевые товары, на долю которых приходится более 70% всего объема экспортируемой продукции, причем наибольший удельный вес занимает продукция топливно-энергетического комплекса (почти 40%). Около 30% экспортируемой продукции занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. В то же время в структуре экспорта товаров из России продолжает оставаться низкой доля машин и оборудования-7,8%. Несколько иную структуру имеет импорт России продукции из стран дальнего зарубежья. Удельный вес машин и оборудования составляет 37,7%. На втором месте стоит продукция продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 28,9%.
Одной
из главных задач во внешнеторговых
отношениях России со странами ближнего
зарубежья является расширение торговых
отношений и совершенствование
структуры внешнеторгового
Внешнеторговые льготы – предусматривают
введение особого таможенно- тарифного
режима, - снижение или отмену экспортно-импортных
пошлин и введение порядка осуществления
внешнеторговых операций. Льготы, связанные
с налоговым стимулированием отдельных
видов деятельности предпринимателей.
Эти льготы могут затрагивать налоговую
систему, амортизационные отчисления,
издержки на заработную плату, транспорт,
вопросы постоянного или временного освобождения
от налогообложения. Финансовые льготы,
включающие различные формы субсидий,
предоставляемые в виде арендной платы
на пользование земельными и производственными
помещениями, а также за счет бюджетных
средств и государственных кредитов. Административные
льготы, предоставляемые администрацией
зоны с целью упрощения процедур регистрации
предприятий и режима въезда иностранных
граждан, а также оказания различных услуг.
В целом вся система предоставляемых льгот
должна служить инструментом реализации
имеющихся преимуществ данной зоны, а
не механизмом компенсации отсутствующих
здесь факторов развития. В настоящее
время в России создается ряд свободных
экономических зон -“ Санкт-Петербург
”,“Выборг”, “Янтарь”, “ Находка”. Например:
благодаря СЭЗ “Находка” в Дальневосточном
регионе складываются потенциально значительный
рынок ценных бумаг. Практически все остальные
предприятия, в том числе и транспортные,
уже акционированы. Опыт создания и успешного
функционирования свободной экономической
зоны “Находка” используется и в других
СЭЗ России, особенно в тех, которые прилегают
к морским побережьям, а, следовательно,
имеют преимущества в развитии экспортно-импортных
связей Рос
Глава 2 Внешнеэкономическая политика России
в
Азиатско-Тихоокеанском
Регионе
2.1 Перспективы развития внешнеэкономических
отношений
При разработке внешнеэкономической
политики России на ближайшую
перспективу важное внимание следует
уделять развитию торгово-экономических
связей со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР). Россия, большая часть территории
которой обращена к Азии, с большой заинтересованностью
отмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский
регион ' становится одним из важных мировых
центров роста, международным торговым
и финансовым центром. Значимость для
России стран этого региона определяется
рядом факторов:
1.
Становление АТР в качестве
наиболее динамично
роста мировой экономики обуславливает
необходимость расширения российского
присутствия в этом регионе.
2.
Сложившаяся исторически
которой связывают возможности получения
кредитов, опыта управления, новых технологий
и оборудования, а также сбыта энергоносителей
и сырья, отнюдь не исключает возможностей
экономической активизации России на
восточном направлении. В АТР мы имеем
дело с начальной фазой интеграционных
процессов государств, находящихся на
разных этапах экономического развития,
что создает в известном смысле более
благоприятные условия для интеграции
России в экономику региона. К тому же
продуманная стратегия внешнеэкономической
деятельности на Востоке могла бы позволить
России получить определенные преимущества
в отношениях с Западом.
3.
Расширение взаимовыгодного
странами АТР могло бы способствовать
выравниванию уровней социально-
экономического развития регионов России,
а также ослаблению центробежных тенденций
в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом плане
взвешенные
общегосударственные ориентиры призвана
наметить разрабатываемая в настоящее
время Федеральная программа долгосрочного
развития Дальнего Востока с учетом необходимости
закрепления населения, структурной перестройки
экономики и вовлечения региона в мировое
хозяйство, в том числе через расширение
сотрудничества со странами АТР.
4.
Экономическое сотрудничество
Информация о работе Внешнеэкономические связи России со странами АТР