Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:20, курсовая работа
Предметом исследования в курсовой работе является Внешнеэкономические связи России со странами АТР.
Цель этой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1 Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств
экономики
1.1 Внешнеэкономические связи …………………………………………
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………..
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России в Азиатско - Тихоокеанс
ком регионе …………………………………………………………………..18
2.1 Перспективы развития внешнеэкономических отношений……..21
2.2 Современная обстановка в АТР…………………………..............27
Заключение……………………………………………………..…………....30
Список использованной литературы
5.
Наблюдающиеся в регионе в
последние годы процессы
машинотехнической продукции, проката,
химических товаров, нефтепродуктов. Растущий
интерес странами региона проявляется
и к закупкам российской военно-технической
продукции.
6.
Расширение участия России в
перспективных многосторонних
экономических проектах в регионе может
позволить более успешно решать и
проблемы национальной экономики.
7.
Прямые торгово-экономические
значительной степени повысить эффективность
российского импорта. Качество азиатских
товаров вполне соответствует мировым
стандартам при зачастую более низких
по сравнению с Западной Европой ценах.
Немаловажно и то, что многие азиатские
страны обладают собственными или адаптированными
западными технологиями, соответствующими
мировым стандартам. Такие технологии
могли бы быть с успехом использованы
в России.
Наиболее перспективным российским регионом
в деле развития сотрудничества со странами
АТР является огромный по площади, богатый
ресурсами Дальний Восток, который является
географическим продолжением динамично
развивающегося «тихоокеанского кольца»,
естественным выходом России в АТР.
Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотехнологичной и мобильной экономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ территориального и мирового разделения труда. В настоящее время в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и оборудования в последние годы приходилось менее 10 процентов. Та же тенденция в развитии и использовании экспортного потенциала присуща и регионам Дальнего Востока.
Необходимо
отметить, что наши партнеры из АТР
в настоящее время
проявляют заинтересованность прежде
всего в создании совместных предприятий
в области разработок топливно-энергетических
и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ
инвесторов к нашим природным ресурсам
должен обеспечиваться на приоритетной
основе тем из них, которые ввозят капитал
и технологию не только для расширения
мощностей добывающих отраслей, но и для
глубокой комплексной переработки.
Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на: — наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые проекты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строительство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ «Находка», »Благовещенск-на-Амуре»; — крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инвестиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организаций: — инвестиционные проекты регионального значения, требующие поддержки со стороны местных администраций. Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т, газа — до 18,9 млрд.куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.
Для
преодоления упомянутых выше негативных
явлений и проблем на
среднесрочную перспективу необходимо
решение следующих основных задач:
— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем
— к расширению экспорта
традиционных товаров;
— привлечение необходимых иностранных
кредитных ресурсов в целях
решения острых социально-экономических
проблем региона, реализации
эффективных проектов инвестиционного
сотрудничества;
— диверсификация
экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных
производств и импортозамещения, в том
числе на базе конверсии оборонных
предприятий;
— развитие рыночных принципов осуществления
хозяйственных
взаимоотношений во внешнеэкономической
области в целях ослабления
монополизма отечественных производителей,
содействие переходу к экономике открытого
типа, постепенное и обоснованное сближение
структуры внутренних и мировых цен, поддержка
экспорта и расширение рынков сбыта
российской продукции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности; повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при условии совершенствования ее технологии. В числе возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно - техническое сотрудничество.
Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует известного времени и решения многих политических и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и требованиям многосторонних договоров и соглашений.
1. Высокие темпы экономического роста азиатских государств, и в первую очередь стран АТР, создают благоприятные объективные условия для развития крупномасштабного экономического, научно-технического и военно-технического сотрудничества с Россией.
2. Реализация возможностей сотрудничества в первую очередь будет определяться возможностями России, что связано с решением ряда проблем. В укрупненном плане их можно свести к четырем блокам.
Во-первых, это будет обусловлено тем, как скоро России удастся добиться экономической и финансовой стабилизации и на этой основе обеспечить подъем своего народного хозяйства.
Во-вторых, это будет связано с тем, в какие сроки сумеет Россия существенно нарастить свой экспортный потенциал по тем товарам, которые смогут представить интерес для стран Азии и успешно конкурировать на их рынках с продукцией других зарубежных поставщиков.
В-третьих, это будет определяться тем, как скоро Россия создаст благоприятные политические и экономические условия для зарубежных инвесторов, без чего трудно ожидать существенного прироста иностранных капиталовложений в российскую экономику.
Наконец,
в-четвертых, это будет тесно увязано
с проблемами создания необходимой транспортной
инфраструктуры, способной обрабатывать
возрастающие объемы перевозок экспортно-импортных
грузов.
2.2
Современная обстановка
в АТР
Характерной особенностью современной обстановки в АТР является высокая динамика политических и экономических процессов, формирующих устойчивую тенденцию к превращению его в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евроатлантическим. По целому ряду показателей этот рубеж уже достигнут.
Доминантой, определяющей ситуацию в регионе, является целенаправленная политика большинства государств на осуществление радикальных экономических преобразований, создание для них максимально благоприятных условий как на национальном, так и общерегиональном (а в последнее время и глобальном) уровне.
Страны, по тем или иным причинам выпадающие из общерегиональной тенденции стабильного и быстрого экономического подъема и оказывающиеся в положении «догоняющих» (к их числу, к сожалению, относится пока и Россия), объективно находятся в менее выгодных условиях для полноценного участия в процессе тихоокеанского сотрудничества, включая формирование структур военной безопасности.
Развитие военно-стратегической ситуации в АТР по многим параметрам сильно отличается от процессов, происходящих на евроатлантическом направлении. Это связано с практическим оформлением в АТР нескольких центров силы, отсутствием аналогичной европейской развитой сети переговорных механизмов, мер доверия и т.п. Более того, в политическом сознании большинства азиатских государств присутствует (и не без основания) мнение о несоответствии европейского опыта специфике и реалиям современных международных отношений в АТР. Это в свою очередь связано с весьма различающимися представлениями отдельных стран региона об источниках угроз национальной безопасности, наличием неразрешенных конфликтов и территориальных споров, значительной неравномерностью социально-экономического развития стран этого района мира.
Военный потенциал США, несмотря на некоторые сокращения, остается фактически превалирующим в регионе. Главной мотивировкой сохранения значительного американского военного присутствия является предотвращение возникновения кризисных ситуаций, защита международных морских коммуникаций и др., то есть осуществление мер, гарантирующих в первую очередь собственно интересы США, возможность выступать «дирижером» на тихоокеанской сцене. Вашингтон внимательно следит за обстановкой в регионе, учитывает, что размыв прежних союзнических структур при снижении интенсивности противостояния может вести к возникновению новых региональных лидеров.
Система
безопасности в АТР, по крайне мере,
уже в последние два
Существуют два противоположных подхода к американскому военному присутствию в регионе.
С одной стороны, сохраняется позитивная оценка его стабилизирующей роли со стороны большинства государств АТР, многие из которых использовали и используют военное и экономическое присутствие США в регионе для обеспечения высоких темпов собственного развития и формирования весьма устойчивой интеграционной модели сотрудничества. В основном это новые индустриальные страны (НИС), для которых характерны высокие темпы роста экономики.
Казалось бы, подобная ситуация должна настраивать развитие взаимоотношений на курс «позитивного» взаимодействия. Реальность, однако, такова, что поле для возникновения конфликтных ситуаций остается, тем не менее, значительным. Сказывается синдром «молодых структур», отсутствие, помимо экономического, еще и сформировавшегося устойчивого геополитического поля, при том что каждое из государств региона стремится усилить свое влияние, преследуя собственные интересы. Быстрое экономическое развитие вызывает соперничество за ресурсы (топливные, сырьевые и т.п.); при этом высокий экономический потенциал НИС позволяет им наращивать военный потенциал, в том числе наступательный.
С другой стороны, ряд государств, к которым относится прежде всего Китай, усматривают в сохранении военного присутствия США на Тихом океане стремление Вашингтона навязывать свою волю в «моноцентрической» модели ситуации в АТР и даже усиливать арсенал средств военной гегемонии. Это противоречит их видению перспектив развития обстановки в регионе, их растущим амбициям.
Именно страны АТР относятся сейчас к числу государств, наиболее быстро наращивающих свои военные расходы. Пока речь идет о величинах относительно небольших. Но тенденция, тем не менее, просматривается совершенно определенная, что не исключает возникновения непредсказуемых пока угроз в будущем.
В настоящее время реальная опасность широкомасштабного военного конфликта в АТР практически отсутствует. Тем не менее, в регионе сохраняется целый набор весьма серьезных дестабилизирующих факторов (неконтролируемая региональная гонка вооружений, проблема Корейского полуострова, опасность распространения ракетных и ядерных технологий, территориальные споры и т.д.).
Информация о работе Внешнеэкономические связи России со странами АТР