Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, курсовая работа
Одной из важнейших проблем, которые призван решить проводимый в настоящее время в Беларуси новый цикл экономических реформ, является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
Введение………………………………………………………………………..
4
1 Теория внешних эффектов…………………………………………………
5
1.1 Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации из анализа А.Пигу………………………………
8
1.2 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза……………………………………………….
11
2 Глобальные экологические проблемы: понятия и виды………………….
14
3 Экономическое регулирование охраны окружающей среды…………….
3.1 Эмиссионный налог и платежи……………………………………
3.2 Налоги и платежи за ресурсы……………………………………..
3.3 Залоги и облигации…………………………………………………
3.4 Экологические фонды……………………………………………...
25
25
26
26
26
4 Теория внешних эффектов в области контроля загрязнения окружающей среды……………………………………………………………
29
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
32
33
Наиболее заметно сокращение лесной площади нашей планеты: за последние 300 лет уничтожено 66—68 % лесов, и лесистость сократилась до 30 %. Рост численности населения и развитие мирового хозяйства постоянно поддерживают растущий глобальный спрос на лесную продукцию. В период 1990—1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно почти 65 млн. га лесных угодий. Особенно угрожающее положение сложилось в тропических лесах. При современной скорости их сведения вначале XXI ст. в некоторых регионах (Малайзия, Индонезия) леса могут полностью исчезнуть.
Одной из основных причин такого истощения лесных ресурсов является высокий спрос на древесину в промышленно развитых странах. В качестве альтернативы необходимо значительно повысить эффективность технологии производства лесоматериалов, в первую очередь бумаги, более широко использовать отходы и вторичные материалы, в целях экономии бумаги выпускать издательскую продукцию в электронном виде. Лесовосстановление обеспечит удовлетворение будущих потребностей в древесине и будет способствовать поглощению углеродистых соединений из атмосферы, замедляя тем самым процесс глобального потепления.
Кроме лесов в тщательной охране нуждаются и другие растительные сообщества, животный мир нашей планеты. Сохранение их биологического разнообразия имеет большое значение для многих видов хозяйственной деятельности, и прежде всего для сельского хозяйства, поскольку дикорастущие растения являются генетическим средством обеспечения устойчивости к болезням, засухе и засолению. Необходимо выделить также такую отрасль промышленности, как производство медицинских препаратов на растительной основе, что позволяет удовлетворять основные потребности в медицинской помощи более 3 млрд. человек.
Однако по мере того как растет осведомленность научных коммерческих кругов о ценности растительных медицинских препаратов, увеличивается и угроза самим этим растениям. Согласно последним обследованиям, обобщенным специалистам ООН, около четверти миллиона видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения. Проблематичным является и выживание приблизительно 25 % всех видов млекопитающих и 11 % видов птиц. Продолжается истощение рыбных промысловых районов Мирового океана: за последние полвека рыбные уловы выросли почти в пять раз, при этом 70% океанических промыслов подвергаются предельной либо запредельной эксплуатации.
Осознание непредсказуемой ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания естественной эволюции и устойчивого функционирования биосферы привело человечество к пониманию угрозы, которую создает сокращение биологического разнообразия, происходящее в результате некоторых видов человеческой деятельности. Разделяя озабоченность мирового сообщества, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) среди других важнейших документов приняла Конвенцию о биологическом разнообразии. Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных биологических ресурсов и осуществление действенных мер по их сохранению.
3 Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
Многие
специалисты, в том числе и
юристы, в развитых странах считают
экологические проблемы, по сути, проблемами
экономическими. Такая позиция согласуется
с тем, что в настоящее время
во многих странах и особенно в
США наблюдается ослабление административного
регулирования экономики. Экономические
методы адресны, однозначно определяют
требования к управляемому объекту,
однако в отличие от административных
команд учитывают, что объекты управления
сознательно ставят перед собой
цели и столь же сознательно стремятся
к их достижению. Такая целевая
установка - важная отличительная особенность
управления в социальных и экономических
системах. Поэтому сущность экономических
методов состоит в организации
деятельности управляемых объектов
путем создания преимуществ в
потреблении. Этим управление экономическими
методами отличается от стимулирования,
которое предусматривает
Роль
экономических методов
В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
-платежи
или налоги за право
- компенсационные
платежи за выбытие природных
ресурсов из целевого
- платежи
или налоги за выбросы
- дополнительный
налог с прибыли предприятий,
выпускающих экологически
Все эти
чисто экономические
3.1 Эмиссионный налог и платежи.
Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.
В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60 - х годов. [19]
Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.
Налоговая система имеет два главных преимущества по - cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.
Во - первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.
Во - вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.
В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется, и цены установятся на прежнем уровне.
Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.
Применяя для осуществления экологической политики эмиссионные налоги или платежи, надо учитывать следующие ограничения:
1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;
2) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;
3) для каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;
4) эмиссионный
налог не применим к
5) налог
неэффективен для принятия
6) побудительный эффект налогов может ослабляться под действием ряда объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста и некоторых других);
Первые три проблемы не носят принципиального характера и по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной степени ограничивают сферу воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод. Именно в этой сфере эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах Запада.
3.2 Налоги и платежи за ресурсы
Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие факторы, искажающие цены на ресурсы.
Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.
3.3 Залоги и облигации
В некоторых
странах Запада применяется схема
залогов - возмещений. Согласно этой схеме
залог взимается с экологически
грязных и нежелательных
Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.
3.4 Экологические фонды
Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.
Местные
экологические фонды
- эмиссионные
налоги и платежи предприятий
(за выбросы в атмосферу,
- налоги и платежи за ресурсы;
- залоги-возмещения и облигации пользования;
- средства,
изысканные в возмещение
- плата
предприятий за выбросы (
- штрафы,
взысканные в административном
и судебном порядке с
Средства крупных фондов могут расходоваться на финасирование:
- крупных
средоохраных проектов на
- строительства,
технического перевооружения, реконструкции
и капитального ремонта
- научно
- исследовательских разработок
и создания новых видов
- мероприятий
по предупреждению и
- работ
по оценке воздействия на
- создания
специализированных
- частичное
или полное погашение
Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.
Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды