Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, курсовая работа
Одной из важнейших проблем, которые призван решить проводимый в настоящее время в Беларуси новый цикл экономических реформ, является проблема обеспечения нормального качества окружающей природной среды. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
Введение………………………………………………………………………..
4
1 Теория внешних эффектов…………………………………………………
5
1.1 Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации из анализа А.Пигу………………………………
8
1.2 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза……………………………………………….
11
2 Глобальные экологические проблемы: понятия и виды………………….
14
3 Экономическое регулирование охраны окружающей среды…………….
3.1 Эмиссионный налог и платежи……………………………………
3.2 Налоги и платежи за ресурсы……………………………………..
3.3 Залоги и облигации…………………………………………………
3.4 Экологические фонды……………………………………………...
25
25
26
26
26
4 Теория внешних эффектов в области контроля загрязнения окружающей среды……………………………………………………………
29
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
32
33
4 Теория внешних эффектов в области контроля загрязнения окружающей среды
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 4). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы. [20]
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет. В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов.
Пусть установленный стандартом объем загрязнений равен Q*. Предложение разрешений на загрязнение является абсолютно неэластичным и представлено в виде вертикальной кривой S. Цена лицензии будет зависеть от спроса D на них как права на сброс загрязняющих веществ . Равновесие установится при цене лицензии Р. Если государство, партия «зеленых» решат улучшить экологическую ситуацию в области, они могут купить часть лицензий или изъять их из обращения. Это равнозначно сокращению предложения лицензий (S`) и росту их цены (P`). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
Заключение
Внешние эффекты в экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии ни одна из сторон не доставляет вреда друг другу и у одного нет претензий к другому, то внешние затраты являются большой проблемой. Если судить то теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могуть быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.
Более приемлемым
решением проблемы может быть корректирующий
налог, т.е. у предприятия на выпуск
товара будет взимать налог, который
будет направлен на устранение, например,
экологического загрязнения, появившегося
из-за деятельности этого предприятия.
Но Введение потоварного налога приводит
к желаемому результату лишь в
предположении, что существует единственно
возможная технология производства
продукта, так что объем выпуска
и размер внешнего эффекта однозначно
связаны друг с другом. Если же при
одном и том же объеме выпуска
величина внешнего эффекта может
варьировать (скажем, фирма может
строить или не строить очистные
сооружения), то налог на продукт
не побуждает фирму выбирать технологию,
эффективную с общественной точки
зрения. Эту задачу могут решить
налоги (штрафы), величина которых непосредственно
связана с величиной внешнего
эффекта. Применение штрафа в размере
предельные внешние затраты на единицу
внешнего эффекта приведет к тому,
что предельные затраты для фирмы
будут равны. Так же необходимо определить
предельные общественные затраты, что
представляет собой непростую задачу.
Введение штрафов за производство внешних
эффектов сопряжено также с
Поэтому проблема отрицательного внешнего эффекта остается. Этот процесс обычно контролирует государство, а не корректирующие налоги и права на объекты пользования.
Список литературы
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды