Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение внешних эффектов и их влияние на окружающую среду. Для достижения поставленной цели мне предстояло решить следующие задачи:
выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
Введение………………………………………………………………........5
Понятие и сущность внешних эффектов…………………………………7
Понятие, виды и причины существования внешних эффектов……..7
Регулирование внешних эффектов……………………………………11
Теорема Коуза, её теоретическое значение и практическое применение………………………………………………………………………13
Внешние эффекты и окружающая среда…………………………………17
Влияние внешних эффектов на состояние окружающей среды……17
Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов………………………………………………………………….19
2.3 Проблема загрязнения окружающей среды в Республике Беларусь………………………………………………………………………...21
Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь…………………………………………………………………….….24
Заключение……………………………………………………………..…28
Список использованных источников…………
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды ¾ это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1) установление
норм или стандартов по
2) введение платы за выбросы;
3) продажа
временных разрешений на
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, и так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей
гибкостью обладает плата за выбросы.
Плата за выбросы -
это плата, взимаемая с фирмы за каждую
единицу загрязняющих окружающую среду
выбросов. Такая система способствует
сокращению общего объема вредных выбросов,
о чем наглядно свидетельствует опыт применения
ее в Германии. Однако полной уверенности
в том, что стандарты загрязнения не
будут нарушены, при такой системе
нет. В последнее время получают все
более широкое применение новые методы
борьбы с загрязнением окружающей среды.
Среди них такая своеобразная форма,
как продажа прав на
загрязнение природной
среды. Государство определяет объем
вредных выбросов, допустимый в данной
области, и продает его в форме лицензий,
каждая из которых дает право на сброс
загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям
Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов
в существующей системе собственности
способствует созданию новых рынков и
осуществлению интернализации внешних
эффектов. В
результате достигается повышение эффективности
при более низких издержках. Таким образом,
продажа прав на загрязнение является
гибким средством в борьбе за улучшение
экологической ситуации в стране [8, с.429-430].
ГЛАВА
2. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
2.1
Влияние внешних
эффектов на состояние
окружающей среды
Отрицательные внешние эффекты, такие, как загрязнение окружающей среды, уменьшают, а не увеличивают полезность для получателя. Они приносят не экономическую пользу, а экономический вред. Но если они вредны, почему общество не ликвидирует их? Почему оно позволяет предприятиям или городам выбрасывать любые загрязнители в общественные водоемы или в воздух?
Уменьшение негативного эффекта имеет свою «цену». Общество должно решить, за какую долю уменьшения оно готово заплатить. Полностью ликвидировать загрязнение нежелательно, даже если бы это было технически возможно. По закону убывающей отдачи очистка последних 10% выбросов из труб промышленных предприятий обычно стоит гораздо дороже, чем очистка предыдущих 10%. А очистка этих 10% дороже, чем предыдущих 10%, и т.д.
Предельные издержки (МС) для фирмы, а следовательно, и для общества — альтернативные издержки использования дополнительных ресурсов — повышаются по мере уменьшения загрязнения. В какой-то момент МС могут настолько подняться, что превысят предельные выгоды (МВ) общества от дальнейшего уменьшения загрязнения. Таким образом, дополнительные меры по уменьшению загрязнения приведут к снижению уровня благосостояния общества, так как общие издержки превысят общие выгоды [3, с.207].
МС, МВ и равновесное количество
На рисунке 2.1 мы видим восходящую кривую предельных издержек МС и нисходящую кривую предельных выгод МВ. Предельные выгоды от уменьшения загрязнение снижаются в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Выгоды от уменьшения загрязнения отражают полезность, а предельная (но не совокупная) полезность сокращается по мере уменьшения масштабов загрязнения [8, с.428].
Масштаб проблемы
Нам известно, что некоторые реки, озера и заливы превратились в городские и промышленные сточные канавы. Почти половина американского населения пьет воду сомнительного качества. Более 25 тыс. крупных промышленных и коммунальных источников загрязнения воздуха вызывают рак легких, эмфизему, пневмонию и другие респираторные заболевания. Ежегодно в воздух
Рисунок 2.1 - Оптимальный для общества объём уменьшения загрязнения
Примечание – Источник: [6, с. 665]
выбрасывается около 1 млрд. фунтов токсичных химических веществ, часть из которых канцерогенны. Для многих городов ликвидация твердых отходов стала острой проблемой, потому что самые доступные свалки уже переполнены, а горожане возражают против размещения новых свалок или мусоросжигателей рядом с их домами.
Страны Восточной Европы загрязнены до такой степени, что для их очистки потребуется в лучшем случае несколько десятилетий. В США обнаружены сотни опасных свалок токсичных отходов. За последнее десятилетие гигантские нефтяные пятна на побережье Аляски и в Персидском заливе нанесли серьезный ущерб этим двум экосистемам. Установлено, что пассивное курение сигарет является причиной возникновения рака у некурящих.
Глобальные
последствия загрязнения
Воздействие на окружающую среду положительных внешних эффектов также присутствует, но не в такой степени, как отрицательных внешних эффектов. Поэтому мной рассмотрено воздействие отрицательных внешних эффектов, на мой взгляд являющихся более важной проблемой человечества.
2.2 Основные направления сдерживания отрицательных внешних эффектов
Сохранение благоприятной природной среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей ныне живущих и будущих поколений является одной из высших целей Национальной стратегии. Реализующие эту цель основные принципы, направления и меры экологической политики должны быть направлены на улучшение качества окружающей среды, сохранение ее ассимиляционного потенциала, обеспечение устойчивого экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и преодоление негативных проявлений деэкологизации производства путем разработки и принятия новых управленческих стратегий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это обеспечит постепенный переход национальной экономики на природоохранный, ресурсосберегающий тип экономического развития.
Важнейшими принципами экологической политики в прогнозируемый период являются: научная обоснованность экологической политики; сохранение биоразнообразия как условия существования человечества; минимизация негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста; возмещение экологических затрат и компенсация эколого-экономического ущерба; экологическая «чистота» хозяйственной деятельности; максимальная утилизация отходов производства и потребления; активизация международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем.
В качестве основных направлений и мер экологической политики должны стать:
Таблица 2.1 Методы минимизации внешних эффектов
Методы минимизации внешних эффектов | ||
Проблема | Результат распределения ресурса | Методы минимизации |
Побочные издержки (отрицательные внешние эффекты) | Перерасход ресурсов | 1. Индивидуальные соглашения |
2.Правовые нормы ответственности и судебные иски | ||
3. Налог на производителей | ||
4.Прямой контроль | ||
5. Рынок прав на внешние эффекты | ||
Побочные выгоды (положительные внешние эффекты) | Недовложение ресурсов | 1. Индивидуальные соглашения |
2. Субсидии потребителям | ||
3. Субсидии производителям | ||
4. Государственное снабжение |
Примечание – Источник: [8]
Для реализации этих направлений и обеспечения экологической безопасности необходимо осуществить следующие меры:
Для
повышения эффективности
В соответствии с приказом Минэкономики Республики Беларусь от 24 июля 2008 г. № 101 в настоящее время разрабатывается проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы (далее – НСУР 2010-2025) в структуре которой имеется раздел 8 «Стратегия рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений», включающий подразделы:
Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы окружающей среды