Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа
Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
- Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
- Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Внешние эффекты в рыночной экономике…………………………………………….6
2. Регулирование государством внешних эффектов……………………………………..8
3. Функция государственного регулирования……………………………………………9
4. Методы государственного регулирования рыночной экономике…………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………………..23
Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д. ) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за эк. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс – производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.
Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.
В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.
В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения – гарантированного минимума заработной платы,. пособий по безработице и т.п.
В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.
Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак, государственное регулирование является вынужденной необходимостью.
Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества. Я попыталась рассмотреть отдельные сферы данного вопроса. Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитии общественных благ:
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной), и т.п. Эти расширительные подходы, очевидно, предъявляют дополнительные требования к освещению проблемы общественных благ в курсе экономической теории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борохов В.Б. Основы экономической теории. Москва, 2006.
2. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Москва, Дело, 2007.
3. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. Москва, 2000.
4. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика, Москва. СиминтЭк, 2002.
5. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 2003.
6. Авдашева С.К. Базовые экономические понятия и вопросы экономики. Москва, 2001.
7. В.З. Баликаев, В.А. Ковалев, В.А. Семенихина. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2003.
8. Белоусов В.М., Ершова Т.В. Экономическая теория: Учебное пособие. Москва, изд-во «Феникс», 1999.
9. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. -М.: Изд-во "ДИС", 2003. -416 с. -(Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, - М.:, 2004 год.
11. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2001.
12. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика: Уч. для высших уч. зав. -Т.2 /Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. -С-Пб.: Эконом. школа, 2002. -503 с.
13. Зубко Н.М., Зубко А.В. Экономическая теория. – Ростов н/Д, 2002.
14. Иохин В.Я Экономическая теория,. – М.: 2003год.
15. История мировой экономики /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Юнити, 2003.
16. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: "Владос", 2004.
2
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование