Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа
Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
- Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
- Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Внешние эффекты в рыночной экономике…………………………………………….6
2. Регулирование государством внешних эффектов……………………………………..8
3. Функция государственного регулирования……………………………………………9
4. Методы государственного регулирования рыночной экономике…………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………………..23
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Дальневосточный государственный аграрный университет
тема: Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Дальневосточный государственный аграрный университет
Биробиджанский филиал
Специальность «Финансы и кредит»
Группа ФКс-91
Р Е Ц Е Н З И Я
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)
Студента (ки) Русанова Дарья Владимировна__________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель ______________________________
(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)
На тему Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
2. Регулирование государством внешних эффектов……………………………………..8
3. Функция государственного регулирования……………………………………………
4. Методы государственного регулирования рыночной экономике…………………...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
- Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
- Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.
- В любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвленные слои: больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.
- Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы.
Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
- Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.
Но далеко не всегда государство вмешивалось в экономику. Развитие экономической мысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре внимания экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством. Экономия возникла в античном обществе как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Например, Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. В произведениях раннего христианства и в трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесно связанное с ней утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.). Позднее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось в идею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд»
- в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политической экономии – меркантилизм, выражавшая интересы купечества, которые в свою очередь стремились выдать за общегосударственные. То есть, в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли. Классическая политическая экономия сложилась как философия рыночного хозяйства. Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и распределением товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и т.д.) в центр внимания брали не сам обществееный процесс производства, а в основном лишь его внешний результат – капиталистическое богатство. Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяется исследованием различных проблем экономической практики.
Джон Мейнард Кейнс отказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й.
Шумпетер), в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считал необходимым государственное стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривалирынок как саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А.
Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно осуществлять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории ощественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая что люди действуют лишь в своих интересах. Ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не
«экономический человек», а всесторонне развитая личность. В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды, которые связаны с производством или потреблением блага, но выпадают на долю лиц, не участвующих в данной рыночной сделке. Таким образом, эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, приводят к снижению эффективности его действия и к неоптимальному размещению благ и ресурсов в экономике.
Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без соответствующей оплаты. Классическим примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды. Так, жители города, где работает крупный нефтекомбинат, являются потребителями, негативных продуктов - промышленных отходов. Нефтекомбинат неявно использует такой ресурс как право на незагрязненную окружающую среду - чистый воздух, чистую воду и т.д.- и не оплачивает таковые. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.
На (граф. 1) показаны последствия отрицательных экстерналий для оптимального размещения ресурсов. Если неоплаченные издержки составляют величину Р0Р1, то кривая фактического предложения блага S0 сдвигается вправо по отношению к кривой предложения S1, которая учитывает и внутренние и внешние издержки. Реальный равновесный объем Q0 указывается больше оптимального уровня выпуска – Q1, а равновесная цена Р0, ниже оптимальной Р1 следовательно, рынок направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного блага и общество сталкивается с перепроизводством.
Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, не участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соответствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность производимого блага, и не доплачивает за него. Проиллюстрируем это на (граф. 2).
Кривая реального спроса на благо D0 занижает общую сумму выгод. Кривая спроса D1 отражает общественную выгоду от потребления блага. В результате равновесный объем предложения Q0 равновесная цена Р0 оказываются меньше чем оптимальный объем Q1 и оптимальная Р1цена. Таким образом, существование положительных экстерналий ведет к использованию ресурсов в производстве блага в недостаточном количестве.
Подводя итог, отметим, что внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживают сбои в работе "невидимой руки" рынка, снижают эффективность рыночного механизма. Для компенсации таких эффектов необходимо создание определенных рынков - рынков прав собственности.
Первоочередная задача государства состоит в определении рынка прав и снижении трансакционных издержек. До тех пор пока такие права не выявлены, они не могут найти отражение в рыночных сделках. Неопределённость размытость подобных прав собственности является препятствием: в эффективной работе рыночного механизма.
В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоречивы, общество прибегает к административному регулированию. Это проявляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим агентам в определенных действиях. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду, стандарты. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.
Другой способ регулирования экстерналий - это введение корректирующих налогов и субсидий. Налог на отрицательные экстерналии (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. И наоборот, корректирующая субсидия применяется в случае положительной экстерналии и приравнивается к предельной выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции. Следует заметить, что применение такого метода регулировки не столь эффективно, ибо сопряжено с высокими административным и трансакционными издержками. И, тем не менее, некоторые налоги и субсидии используют в практике государственного регулирования в некоторых странах.
Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы используются в обществе для упорядочения и стабильности рынка прав
и формируются через воспитание, общественный контроль, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение. В определённых ситуациях они ведут к корректировке поведения участников рынка, при которых издержки на устранение причин внешних эффектов оказывается меньше потерь, связанных с утратой репутации к таким средствам относятся золотое правило в бизнесе: «Честный бизнес выгоден», «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», «платить налоги выгодно
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование