Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:58, курсовая работа
Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).
Введение………………………………………………………………..3
1.Внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования ………………………………………………5
1.1 Понятие и виды внешних эффектов в экономике………………..…5
1.2 Корректирующие налоги и субсидии……………………………….11
2. Государственная политика охраны окружающей среды……...………14
2.1 Участие государства в урегулировании внешних эффектов в экономике…………………………...……………………………………………14
2.2 Борьба с загрязнением окружающей среды в РБ………………….16
3. Теорема Коуза и ее применение для регулирования внешних эффектов в экономике………………………………………………………………………21
3.1. Сущность теоремы Коуза…………….……..……………………...21
3.2. Практическое применение теоремы Коуза: Борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь……………………………...……23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………...…28
Экспериментальные исследования
показали, что теорема Коуза верна
для ограниченного числа
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала
Кабинет Министров Республики Беларусь Постановлением от 20 февраля 1996 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» установил коэффициенты к ставкам платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки), за земли населенных пунктов (в зависимости от категорий населенных пунктов) и средние ставки земельного налога по административным районам, (табл. 6).
Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий.
Таблица 6.Средние ставки земельного налога на землю населенных пунктов (тыс. руб. за гектар).
Категории городских поселений и другие населенные пункты |
Ставки земельного налога | |
|
для действующих объектов |
для вновь размещаемых |
Город Минск |
95,4 |
249,6 |
Областные центры |
|
|
(кроме г. Минска) |
36,8 |
96,2 |
Города областного подчинения |
|
|
г населением: |
|
|
свыше 100 тыс. жителей |
29,0 |
67,6 |
от 50 до 100 тыс. жителей |
20,8 |
45,6 |
до 50 тыс. жителей |
12,0 |
25,0 |
Города районного подчинения |
8,0 |
16,0 |
Прочие городские поселения |
6,0 |
10,2 |
Сельские населенные пункты |
4,0 |
8,8 |
Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных выше указанным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.
Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.
Земельным налогом облагаются земли:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т.д.);
- промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
- водного фонда.
Льготы, по взиманию платы за землю. Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.
От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др.
Районные, городские (поселковые), сельские администрации в пределах своей компетенции могут освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства, экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений государственные сортоиспытальные участки и станции и др.
Земельным налогом также не облагаются земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр. Контроль за соблюдением порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется местными Советами депутатов.
Реализация принятых законов в Республике Беларусь принесла определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов:
Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.
Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждлго субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффкетов.
В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы: