Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, доклад
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов,
участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы,
которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают
влияние на благосостояние людей.
Положительный внешний эффект изображен на рис. 50.2. На рис. 50.1 и 50.2 потери
обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном
влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.
Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»
172
Рис. 50.2
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и исполь-
зования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных
общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение про-
блемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных
издержек и предельной общественной полезности:
MSC = MSB.
Внешние эффекты превращаются во внутренние, в результате чего происходит
интернализация внешних эффектов, означающая, что предельные частные издержки или
выигрыши, связанные с обращением товаров на рынке, скорректированы таким образом, что
показывают реальные общественные предельные издержки и выигрыши.
В частном секторе экономики проблема экстерналий может решаться посредством
рыночного механизма без внешнего его вмешательства благодаря деятельности экономиче-
ских агентов.
Проблема экстерналий может решаться двумя путями. Во-первых, посредством сли-
яния (объединения) производителей и потребителей внешних эффектов в единую целост-
ность (фирму, общество потребителей и т. д.). Вследствие чего ранее существовавшие
внешние эффекты превращаются во внутренние. Во-вторых, внеэкономическими методами
(моральные нормы, традиции и т. п.), т. е. путем воздействия на поведение экономических
агентов, вызывающие внешние эффекты.__