Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, доклад
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов,
участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы,
которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают
влияние на благосостояние людей.
МРС + МЕС = MSC = MSB.
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных
издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В усло-
виях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит
занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении
с эффективным:
Qp>Os;Pp<Ps.
Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»
171
Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в
сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
Рис. 50.1
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превы-
шает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия
в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание
при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количе-
ство отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда
результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и заниже-
ние цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому,
чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря кото-
рому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение
и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены,
уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая
часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем,
чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность,
получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную
с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предель-
ной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими
лицами.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлека-
емый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы
товара на количество потребленных единиц.