Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:41, лекция
Учебно-воспитательные цели
1. Показать структуру и содержание курса экономической теории, порядок изучения разделов и тем по семестрам, формы текущей и итоговой отчетности, взаимосвязь курса с другими учебными дисциплинами.
2. Формировать основы экономического мышления, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета.
3. Воспитывать любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Введение в экономику. Предмет экономической теории.
Экономическая теория в системе наук о развитии общества. Функции экономической теории. Экономические законы и категории.
Система методов экономической теории. Основы экономического анализа.
Заключение.
Учебно-воспитательные цели
1. Показать структуру и содержание курса экономической теории, порядок изучения разделов и тем по семестрам, формы текущей и итоговой отчетности, взаимосвязь курса с другими учебными дисциплинами.
2. Формировать основы экономического мышления, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета.
3. Воспитывать любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Заключение.
а) основная
б) дополнительная
в) рекомендуемая
Россия прочно встала на путь рыночной экономики. Альтернативы этому пути пока нет. Успешный переход к новому экономическому строю, развитие общества прямо и непосредственно зависит от того, насколько быстро и полно будет сформировано новое экономическое мышление у самых широких слоев населения. Без него невозможно на научной основе осмыслить и глубоко понять происходящее в экономике процессы.
Задачей курса экономической теории, который вы начинаете изучать, именно и является формирование научного экономического мышления, способности квалифицированно анализировать экономические явления и процессы окружающей действительности и на основе этого принимать правильные, взвешенные решения.
Тема №1 является вводной в курс экономики (экономической теории). На данную тему отводится 2 часа учебного времени (лекция).
Цель данной лекции – рассмотреть и сравнить различные подходы к предмету и методу экономической науки, основные экономические законы и категории, определить место экономической теории в системе общественных наук.
Актуальность темы заключается в ее методологической значимости для изучения экономической науки. Сегодня нам предстоит очертить круг проблем, которые нам предстоит изучить и классифицировать основные методы исследований.
Учебные вопросы (основная часть)
В современных условиях экономическая наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.
Экономическая наука – это сумма знаний, составляющих базу господствующей в обществе хозяйственной идеологии и формирующих экономическое мышление.
Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.
Экономическая наука всегда связана с исследованием реальной действительности, выявлением законов и закономерностей, пролонгированием тенденций развития, прогнозированием способов и методов достижения целей общества. Иначе говоря, экономическая наука всегда динамична, экономическая теория же, как учебная дисциплина, статична для каждого конкретного периода времени.
Таким образом, экономическая наука представляет собой: с одной стороны, познавательную деятельность, целью которой является получение экономических знаний; с другой стороны, систему экономических знаний, представляющую собой результат научного производства.
Система экономических знаний включает:
– предмет науки;
– методы исследований;
– эмпирические знания о предмете;
– научный язык.
Все перечисленные компоненты взаимосвязаны, что и создает целостную систему. Что же является предметом экономической науки?
Под предметом науки понимают круг проблем, которые она изучает. Чтобы определить предмет экономической теории необходимо исследовать процесс развития науки.
Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он выделился в результате длительного исторического развития.
В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс (экономика).
1. ЭКОНОМИЯ.
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Термины «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон.
«Экономия» – так назвал свою книгу Ксенофонт1 (430–354 гг. до н.э.), в которой исследовался процесс хозяйственной деятельности в Древней Греции.
ЭКОНОМИЯ – наука о домоводстве, о домашнем хозяйстве.
Аристотель (384–322гг. до н.э.) разграничивал ЭКОНОМИКУ и ХРЕМАТИСТИКУ, основанных соответственно на натуральном и товарном хозяйстве. Причем хрематистика (искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала) считалась противоестественной.
В эпоху средневековья экономические вопросы трактовались с позиций религии, однако, проблемы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в работах служителей церкви. В то же время нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) – над рациональным (научным).
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
Становление капитализма обусловило рождение самостоятельной науки – ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Целью исследований экономистов в то время были поиски источников буржуазного БОГАТСТВА.
Впервые термин «политическая экономия» употребил в 1615 году Антуан де Монкретьен2. Он давал монарху Людовику XIII советы о том, как управлять государственным имуществом. Этим и объясняется название его книги «Трактат о политической экономии» (1615).
С этого времени стали возникать самые различные и замысловатые трактовки предмета экономической науки, в зависимости от того, в каком направлении она развивалась, или же от собственных воззрений авторов.
На ранних этапах капиталистического развития экономисты видели источник богатства в сфере обращения товаров, услуг, денег (меркантилисты). Классики же политической экономии А. Смит и Д. Рикардо3 считали источником богатства капиталистическое производство. Однако в центре их внимания был не сам процесс производства, а лишь внешний результат этого процесса – КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО.
Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» так определил предмет политической экономии:
«Политическая экономия... имеет предметом своим две цели: первая состоит в доставлении народу достаточного дохода или обильных средств существования, или же в доставлении ему самому возможности получить эти обильные средства. Вторая состоит в доставлении государству или обществу достаточного дохода на общественные потребности: она имеет виду обогатить одновременно как народ, так и государя»1.
Попытку рассмотреть капиталистическое богатство с позиций пролетариата была предпринята в теории трудовой стоимости К. Маркса и Ф. Энгельса.
Политическая экономия
стала рассматриваться
III. ЭКОНОМИКС – СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии начинает подменяться исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Авторы все чаще стремятся найти пути оптимизации использования ограниченных ресурсов, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление.
Понятие «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ» вытесняется понятием «ЭКОНОМИКС».
Под ЭКОНОМИКС (экономикой) понимается аналитическая наука, имеющая своим предметом использование людьми ограниченных ресурсов (земли, труда, капитала, предпринимательской способности) для производства различных товаров и услуг, их распределение и обмен между членами общества в целях потребления.
Если классики политической экономии стремились к выявлению, прежде всего, объективных закономерностей, то представители экономикс (А. Маршалл4 и др.) исходят из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»).
Сравнив определения предмета экономической науки, которые дают представители политической экономии и экономикс, можно отметить, что и те и другие изучают экономические отношения. Однако экономикс имеет большую, чем политэкономия, практическую направленность и функциональный аспект. Экономикс исследует преимущественно организационно-экономические, функциональные, а не социально-экономические, преимущественно причинно-следственные связи между людьми в процессе экономической деятельности.
Синтетической дисциплиной, объединяющей эти два отдела науки выступает «экономика» («экономическая теория»).
Ее предметом является система экономических отношений между людьми в процессе воспроизводства в условиях ограниченных ресурсов, требующих их эффективного использования для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества.
Экономическая теория как учебная дисциплина включает четыре основных раздела (рис. 1).
Таким образом, экономика (экономическая теория) включает в себя две основные части: микро- и макроэкономику.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д. На этом уровне решается: что производить? как произвести товары и услуги? для кого производить?
Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.
Здесь важны три обстоятельства.
Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.
Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.
Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.
Ведущую роль в целенаправленной хозяйственной деятельности и поведении человека выполняет экономическая политика.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ.
Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление и развитие национальной экономики.
Информация о работе Введение в экономику. Предмет экономической теории