Закон Парэто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:48, реферат

Описание

Проблема доходов является, пожалуй, наиболее сложной и дискуссионной проблемой. Известно, что на определенной ступени развития общество разделилось на различные социальные группы, характеризующиеся существенным экономическим неравенством в доходах, на богатых и бедных. Эта тенденция была обоснована К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии», а вывод о том, что богатые становятся богаче, а бедные беднее, по мнению многих современных экономистов, не подтвердился. Но, несмотря на значительный подъем жизненного уровня большинства населения в развитых странах, неравномерность в распределении доходов сохраняется и сегодня.

Содержание

Введение
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы
2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни
3. Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения
Практикум
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Закон Парэто.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

1. По данным  таблицы сделайте вывод об  усилении или ослаблении степени  неравенства в Росси за последние  десятилетия. Объясните динамику коэффициента Джинни.

2. Постройте  кривые Лоренца по данным 1970 года  и 2003 года. Сравните их. Объясните  различия.

1. Начиная с  1970 года, наблюдается тенденция усиления  неравенства в доходах населения,  что подтверждается и динамикой  коэффициента Джини (он должен стремиться к нулю, высокоразвитые страны посредством государственной и фискальной политики стремятся сгладить этот разрыв). В нашей стране социальная помощь не всегда имеет адресный характер. Прожиточный минимум, МРОТ установлены на низком уровне, что отрицательно влияет на социальную помощь государства, а система налоговых изъятий у населения носит регрессивный характер.

2. В 1970 году  разрыв между первой и пятой  группами был трёхкратным (не  очень значительным). Объяснить его  можно командно-административной системой (установленные во всех отраслях хозяйства твёрдые тарифные сетки и оклады). Уровень жизни всего населения был на среднем или выше среднего уровня. В 2003 году с учётом становления рыночных отношений, увеличения количества источников дохода (акции), с переходом собственности в частные руки, возможностью частного предпринимательства, а соответственно получение значительно больших доходов, разрыв между первой и пятой группами увеличился (по официальным данным больше чем в 20 раз, а по неофициальным больше чем в 40 раз, так как доля теневой экономики в России достаточно велика).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  демократической системы распределения  доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой РФ целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Динамика доходов  и система их распределения является важным фактором, влияющим на положение  в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государственной системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных тенденций в ней:

1) в источниках  доходов сократилась доля доходов  и роль заработной платы, выросла  доля доходов от собственности,  но более всего - скрытых доходов;

2) увеличилось  неравенство населения по доходам  на душу населения. Так с  1991 по 1999гг. доля совокупного дохода 20% беднейших граждан упала с 11,9 до 6,2% в общем объеме денежных доходов населения страны, а доля 20% самых богатых возросла с 30,7 до 47,3%

3) усилилась  дифференциация населения по  расходам. Так к 1999 г. потребительские  расходы 10% наиболее обеспеченного населения были в 10 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных граждан. Еще более значителен разрыв в потреблении услуг. Разумеется состоятельные люди имели возможность пользоваться такими услугами в сфере образования, медицинского обслуживания, медико-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения  по уровню доходов, уровню и характеру  потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей является вторичной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики.

Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

Главными целями при перераспределении доходов  граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики.

Список  используемой литературы

1. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 231 с.;

2. Основы экономической  теории: учеб. пособие для вузов/под  ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 319 с.;

3. Средний класс  в современном российском обществе. - М.: РОССПЭН, 2004. - 304 с.;

4. Симкина Л.Г.  Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.;

5. Шишкин А.Ф.  Экономическая теория: учеб. д/вузов. - М.: ИЦ ВЛАДОС, 2003. - 656 с.

6. Экономическая  теория/под ред. А.И.Добрынина. - СПб.: Питер, 2000. - 544 с.;

7. Экономическая  теория: учебник для вузов/под  ред. Н.В.Сумцовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 655 с.;

8. Экономическая  теория: задачи, логические схемы,  методические материалы. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.;

9. Экономическая  теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. - Брянск: изд-во БГУ, 2003. - 151 с.;

10. Экономическая  теория/под ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 560 с.

11. Князев Ю.  Современный взгляд на теорию  рыночной экономики// Общество и  экономика. 2004, №5, с. 17-53;

12. Серик Ю.  Есть ли альтернатива нынешней  модели экономики?// Человек и  труд. 2004, №1, с. 19-25

13. Российский  статистический ежегодник 2004/ Госкомстат  Российской Федерации - М.: 2004г. - 725 с.

Информация о работе Закон Парэто