Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:23, курсовая работа

Описание

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Содержание

1. Закон спроса и закон предложения 3
6. Теория потребительского поведения в рамках кардинализма 8
14. Целевая функция и задача в теории фирмы 14
25. Сравнительный анализ рыночных структур 20
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

1. Закон спроса и закон предложения

 

     Спрос отражает желание и возможность  приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

     Кривая  спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Свойства  кривой D:

1) убывающая;

2) тангенс  угла наклона отрицательный;

3) отражает  обратную зависимость между P и Q.

     Спрос испытывает влияние ценовых и  неценовых факторов. Эта функция  может быть представлена в виде формулы:

где Pa –  цена данного товара;

Pn –  цена товаров-заменителей;

Pm –  цена на дополняющие товары;

I –  доход покупателя;

M –  вкусы и предпочтения покупателя.

     Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель  готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D). (рис. 1)

Рис. 1. Изменение объема спроса и функции спроса

     Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при  неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции  спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

     Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к  изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

     Допустим, цена блага Х снижается с Р1х  до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят 2 процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е в точку Е1. Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1.

Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через  Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия ЕЕ2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).

Рис. 2. Эффект дохода для нормальных благ 

      Эффект  замещения – изменение структуры  потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

     Оставшееся  увеличение спроса на благо Х в  виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

     Эффект  дохода – это воздействие, оказываемое  на спрос потребителя за счет изменения  реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

     В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления  нормальных товаров.

Благо, спрос на которое растет при росте  цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.

     Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

     Под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Под объемом предложения товара отдельным продавцом понимается то максимальное количество товара, которое он желал бы продать в единицу времени при данных условиях. Закон предложения можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

     Рассмотрим  зависимость объема предложения  от одного фактора - цены данного товара при прочих неизменных условиях. Такая  зависимость носит название функции  предложения от цены.

     Иными словами, мы должны ответить на следующий "простой" вопрос: как отреагирует производитель на изменение цены выпускаемого им товара? Естественно предположить, что производитель, если на него не оказывается неэкономического давления (а именно такой случай мы пока рассматриваем), действует, соблюдая каким-то образом свои собственные интересы. Можно даже пойти чуть дальше и сделать еще более смелое предположение о том, что производитель стремится максимизировать получаемую им прибыль, т.е. разницу между выручкой от реализации произведенной им продукции и затратами на ее производство. Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Следовательно, для того чтобы определить характер функции предложения от цены, необходимо выяснить, как изменится объем производства, обеспечивающий наибольшую прибыль при изменении цены товара (но при неизменных значениях прочих факторов, влияющих на величины выручки и затрат). (см. рис. 3)

Рис. 3. Линия  предложения

     На  рис. 3 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты - цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. В дальнейшем мы познакомимся с линиями предложения другой конфигурации. Пока же заметим, что в отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует. Мы принимаем положительный наклон линии предложения пока лишь в качестве первого приближения.

     Среди неценовых факторов, влияющих на предложение выделяют:

  • Наличие товаров заменителей.
  • Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
  • Уровень технологий.
  • Объём и доступность ресурсов.
  • Налоги и дотации.
  • Природные условия
  • Ожидания (инфляционные, социально-политические)
  • Размеры рынка

 

6. Теория потребительского поведения в рамках кардинализма

 

     Количественный  подход к анализу полезности основан  на представлении о возможности  измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность).

     В частности, предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок - 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты - 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина - 63 ютила и т.д.

     Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно  индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

     В 1854 г. в книжных лавках Германии появилась книга с длинным названием "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности". Ее автором был Герман Генрих Госсен. Книга была написана тяжелым языком, переполнена многочисленными формулами и утомительными примерами. Произведение Госсена долго не раскупалось, и в 1858 г. огорченный неудачей автор почти полностью изъял из обращения тираж и уничтожил его. Лишь спустя четверть века, после того как увидели свет работы У. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса, она получила широкую известность. В 1878 г. после четырехлетних поисков экземпляр книги Госсена был найден в библиотеке Британского музея другом У. Джевонса профессором Адамсом. В 1889 и 1927 гг. книга Госсена была вновь переиздана.

     Работа  Госсена открыла новое направление экономической мысли, и автор это хорошо осознавал. В сокровищницу экономической мысли вошли два постулата, которые впоследствии, по инициативе Ф. Визера и В. Лексиса, стали называться первым и вторым законами Госсена. Посредством этих законов Госсен описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности.

     Первый  вопрос, возникающий при решении  данной задачи, - чем определяется величина полезности? Госсен обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором:

  • в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
  • при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Наглядно  суть этих положений представлена на рис. 4.

Рис. 4. Убывание полезности в одном непрерывном  
акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б).
 

     Откладывая  по оси абсцисс единицы какого-нибудь блага, а по оси ординат их полезности, нетрудно построить кривую АС (рис. 2а), которая и будет выражать убывание полезности в течении одного акта потребления. Кривые АС, А1С1, А2С2 (рис. 2,б) будут соответственно выражать убывание полезности единиц блага в последующих актах потребления.

     На  этом основании Госсен делает вывод: "Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность".

     Значение  первого закона Госсена для экономической  науки состоит, во-первых, в том, что  он позволяет различать общую  полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага. Благодаря этому получил разрешение давно мучивший экономистов вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды?

     Во-вторых, постулат об убывании предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

     Достигнуть  состояния равновесия субъект сможет в том случае, если будет руководствоваться вторым законом Госсена, который в формулировке автора звучит так: "Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным". Современным языком этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.

Информация о работе Закон спроса и предложения