Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:23, курсовая работа
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.
1. Закон спроса и закон предложения 3
6. Теория потребительского поведения в рамках кардинализма 8
14. Целевая функция и задача в теории фирмы 14
25. Сравнительный анализ рыночных структур 20
Список использованных источников 26
Рекомендацию Госсена по оптимизации на примере двух благ мы можем представить графически (рис. 5).
Рис. 5. Графическая
иллюстрация закона Госсена.
Взаимосвязь между предельной полезностью
хлеба и молока.
В первом квадранте изображен график предельной полезности хлеба, во втором - молока. При этом единицы измерения натуральных количеств обоих продуктов выбраны таким образом, чтобы в единицу времени можно было потребить либо единицу хлеба, либо единицу молока. Отрезок АВ представляет количество времени, которым располагает субъект для потребления выбранных продуктов питания. Чтобы определить равновесную структуру потребления, потребителю достаточно поднять "планку" АВ (сохраняя ее горизонтальное положение) до "упора", чтобы она заняла положение A`B`. Проекции точек "упора" на ось абсцисс укажут искомый набор потребляемых благ: Qхл*, Qмол*.
Госсен применяет свой инструментарий для исследования поведения экономических субъектов не только при формировании их потребительских планов, но и при планировании производства благ. Труд Госсен рассматривает в качестве особого блага, полезность которого изменяется в полном соответствии с первым законом. Но в отличие от обычных благ предельная полезность труда может достигать отрицательных значений. "Всякое движение, - пишет Госсен, - после того как мы в течение долгого времени отдыхали, доставляет нам вначале наслаждение. При продолжении своем наслаждение это подчиняется вышеизложенному закону падения. Если же, продолжаясь, оно упало до нуля, то при этом не только прекращается наслаждение, но необходимость продолжения затраты собственной силы доставляет ощущение, обратное наслаждению". На рис. 6 N0 часов работы - "в радость", дальнейшее же продолжение труда - "в тягость".
Рис. 6. Убывание предельной полезности труда
При определении оптимального соотношения между свободным и рабочим временем Госсен рекомендует придерживаться следующего правила: "Для того чтобы достигнуть в жизни наибольшего наслаждения, человек должен распределить свое время и силы при достижении различного рода наслаждения таким образом, чтобы ценность предельного атома каждого получаемого наслаждения равнялась бы усталости, которую он претерпел, если бы он достиг этого атома в последний момент затраты своей энергии". Иллюстрирует это правило рис. 7, где по оси абсцисс откладывается количество единиц хлеба (за единицу берется такое количество хлеба, которое можно произвести за единицу времени), а по оси ординат - предельная полезность хлеба (верхняя часть) и предельная полезность труда (нижняя часть). Отрезок CD одновременно представляет предельную полезность хлеба и предельную тягость труда: значит, оптимальный объем производства хлеба равен Qхл*.
Рис. 7. Взаимосвязь между предельной полезностью хлеба и труда.
Методология, использованная Госсеном при описании поведения экономических субъектов, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений, на основе которой объясняются действия агентов рыночного хозяйства.
Фирма является конкретной формой бытия экономического субъекта. Но это только на первый взгляд. Можно утверждать точно только то, что фирма (внутрифирменная иерархия) может быть одной из конкретных форм бытия экономической организации. Во-первых, экономический субъект может принять форму индивидуального капитала, лишенного внутренней структуры, работающего на свободный рынок, либо индивидуального капитала, работающего с другими субъектами на условиях контрактной системы. Во-вторых, подрывает неоспоримость тезиса и сетизация, которая ведет к созданию плоских структур, в ряде случаев вообще отрицающих внутрифирменную иерархию.
Необходимость фирмы для национальной экономики обуславливается многими очевидными факторами. Здесь и объективно протекающие процессы концентрации и централизации производства и капитала, и необходимость разделения труда и закрепления трудовых обязанностей за определенными работниками с последующей координацией их деятельности, и требования технологии, которые исходят из единства подхода на каждой стадии производства, и многие другие.
Есть и иное доказательство необходимости фирмы - тип производимого продукта.
Например, стоит задача произвести автомобиль. Вряд ли стоит серьезно рассматривать возможность его производства на чисто рыночной основе (метод “проб и ошибок” здесь просто не даст конечного результата - готового автомобиля).
Рассмотрим второй вариант - контрактная система и предприятие, не имеющее вертикальной структуры. С одной стороны, трансакционные издержки, с другой - известные гарантии, что комплектующие и сборочные узлы будут доставлены в определенное место и определенное время. Но теперь необходима сборка. Этот вид деятельности требует жесткого централизма и максимальных гарантий. Их может дать только фирма, использующая как экономические, так и неэкономические отношения. Предприятие, не имеющее внутренней структуры, не может использовать принципы разделения труда. Это под силу только иерархизированной структуре. Такой структурой и является фирма. Общий вывод - автомобиль может быть произведен и тиражирован только фирмой с вертикальной иерархией, использующей также достоинства контрактной системы экономической организации.
Если у нас такой достаточно простой вид деятельности, как, например, производство технически несложной продукции или предоставление услуг, то мы вполне можем получить конкурентное производство, организованное вне рамок внутрифирменных иерархий.
Существование десятков миллионов мелких, мельчайших, семейных и несемейных предприятий - самое яркое тому подтверждение. В них нет разделения собственности и управления, поэтому не выделяется в качестве самостоятельного контроль. С организационной точки зрения такие предприятия обычно не имеют многоуровневой вертикальной иерархии. Собственник здесь чаще всего не только одновременно и управляющий, но и выполняет обычные трудовые операции наряду с рядовыми работниками. Как правило, отсутствует профессиональный менеджмент.
Этот сегмент национальной экономики с организационной стороны предстает перед нами в виде своеобразного переплетения рыночного и контрактного начал, а также нерыночных отношений в рамках рыночных систем. Здесь внутрифирменная иерархия (фирма), скорее, исключение, чем правило.
Следует отметить, что уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность.
Достаточно внимательно рассмотреть списки 10, 50, 100, 500, 1000 крупнейших фирм мира, а затем сопоставить их (фирм) принадлежность к определенной стране с уровнями конкурентноспособности национальных экономик, чтобы увидеть очевидную связь первого со вторым.
Производство - деятельность фирмы (производителя) по использованию ресурсов (факторов производства) с целью создания продукции оптимальным способом.
Это означает: максимальное количество продукции (Q) производится с минимальными затратами ресурсов (R). То есть при имеющихся у производителя ресурсах он должен суметь произвести свою продукцию, используя различные технологии, разработки, умения и т.д. - так, чтобы потратить минимум принадлежащих ему ресурсов с максимальной пользой.
Именно эту функцию несет в себе категория Меры. Она характеризует нижнюю и верхнюю границы, в рамках которых осуществляется производство.
Затраты или издержки производителя (costs) - расходы производителя на приобретение ресурсов, которые фирма использует в целях производства.
Учет затрат производителя очень важен при расчете его прибыли, и затраты (издержки) бывают разные, но об этом будет речь чуть позже.
Выпуск - любое благо, изготовленное производителем для продажи. Выпуском могут быть, как товары (хлеб, автомобиль, одежда и т.д.), так и услуги (сервисное обслуживание автомобиля, индивидуальный пошив и т.д.).
Очевидно, что далеко не все фирмы занимаются непосредственным производством товаров или услуг, а существуют, например, фирмы-посредники или фирмы, которые занимаются перепродажей или хранением продукции. В этом случае мы должны внести уточнения и ввести понятие деятельности фирмы.
Экономическая деятельность фирмы - те действия, которые она осуществляет с целью получения выручки. Под выручкой понимается совокупный доход фирмы после продажи продукции - то есть произведение количества проданной продукции на ее цену
(TR=Q*P).
Экономическую деятельность фирмы можно разделить на два вида:
Можно сказать, что коммерческая деятельность вторична по отношению к производственной, то есть не может быть на рынке фирм, осуществляющих только коммерческую деятельность, потому что кто-то должен ее еще и производить.
Итак, и коммерческая, и производственная деятельность составляющими экономической деятельности фирмы. экономическую деятельность фирмы можно описать производственной функцией:
Производственная функция - показывает зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов затрат ресурсов. Уравнение производственной функции можно записать следующим образом:
В представленной формуле объем выпуска (максимальный при данных затратах) обозначен буквой Q (quantity - от англ. количество, объем), буквами F (factor - фактор, англ.) обозначаются различные факторы производства, которые использует фирма для максимизации выпуска. Буква f (функция) показывает, что максимальный выпуск продукции (Q) зависит множества (n) факторов производства F.
Производственная функция была предложена в 1890 г. английским математиком А. Берри, помогавшим А. Маршаллу (английский неоклассик, 1842-1924) при подготовке математического приложения к его фундаментальному труду «Принципы экономической науки», в которой Mapшалл раскрыл основные положения теории потребления (в основе которого лежит понятие полезности) и теории производства (основное понятие - производительность).
В упрощенном виде производственную функцию можно представить в виде зависимости выпуска (Q), который, прежде всего, определяется объемом вложенного капитала (capital, К) и размера прикладываемого труда (labor, L). Тогда уравнение производственной функции примет вид:
Факторы производства, которые мы рассматриваем в производственной функции фирмы, могут быть, как переменными, так и постоянными.
Теперь
изобразим основные функции фирмы
на схеме:
Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка - продавцам или покупателям - poleo (продаю) и psoneo (покупаю) и их численность - mono (один), oligos (несколько) и poly (много). Комбинируя их попарно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка. В табл. представлена такая классификация, предложенная в 1934 г. известным немецким экономистом Г. фон Штакельбергом, вклад которого в теорию олигополии будет рассмотрен в соответствующем разделе. Эту классификацию (с несущественными изменениями) можно и сейчас встретить в курсах микроэкономики (преимущественно немецких).
Таблица
Типы строения рынков по Штакельбергу
Характерная особенность приведенной в табл. классификации в том, что в ней не нашлось места для двух хорошо известных из англо-американской (оригинальной или переводной) литературы типов строения рынка - рынков совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо. Ведь и на том, и на другом рынке много и покупателей и продавцов, и потому и тот и другой могут быть отнесены к двухсторонней полиполии. Разница же между ними состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если этот товар однороден (гомогенен), или, проще, одинаков во всех отношениях, то двухсторонняя полиполия имеет характер совершенной конкуренции. Если же товар неоднороден, дифференцирован (гетерогенен), то двухсторонняя полиполия приобретает характер монополистической конкуренции - каждый из множества продавцов продает определенную разновидность товара или сопровождает продажу однородного товара специфическимими, характерными только для этого продавца дополнительными услугами.