Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение влияния на результаты торговой деятельности организационной формы.
Задачи курсовой работы:
- изучить и обосновать развитие акционерных обществ как перспективное направление развития торговых организаций;
- провести анализ результативности деятельности акционерного общества;
- разработать пути совершенствования деятельности акционерного общества.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1 Акционерные общества - организационная форма повышения
функционирования организаций……………………………………………..
8
1.1 Современные формы интеграции капитала и реформирования
собственности…………………………………………………………........
8
1.2 Организационно-правовые аспекты управления акционерными
обществами в Республике Беларусь………………………………………
18
1.3 Характеристика основных видов акционерных обществ,
преимущества акционерной формы собственности……………………..
26
2 Анализ показателей деятельности ОАО «Продукты» г.Пинск………….. 32
2.1 Организация управления в торговой организации………………….. 32
2.2 Экономическая характеристика торговой организации………......... 45
2.3 Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности
организации………………………………………………………………….
54
3 Пути совершенствования эффективности функционирования
ОАО «Продукты» г.Пинск……………………………………………………
58
3.1 Анализ механизма управления магазином №2 в рамках ОАО «Продукты»…………………………………………………………………
58
3.2 Организация маркетинговой службы в обществе…..……………….. 65
3.3 Концепция развития акционерного общества в рыночных условиях………….........................................................................................
71
Заключение……………………………………………………………………. 76
Список использованных источников………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………
В 80-х годах ХХ
века ведущим критерием оценки
эффективности деятельности
С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции - обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных).
Формы интеграции предприятий условно разделяют на "жесткие" и "мягкие". Деление на два уровня отражает сущность межфирменного сотрудничества и ведения совместного бизнеса. Основные формы интеграции бизнеса представлены в Приложении А.
“Мягкие” формы особенно
популярны для международных
объединений, они позволяют вести
совместную деятельность при сохранении
учредителями юридической и хозяйственной
самостоятельности. Развитие мягких форм интеграции эффективно
в отраслях и объединениях предприятий,
где существует высокая вероятность изменения
технологий, необходимость переключения
на выпуск новой продукции. В этом случае
сетевые организации и кластерная теория,
позволяющие объединить усилия региональных
органов власти и организации различных
отраслей, приобретают особую актуальность.
Кроме того, создание активов в виде технологического
и инновационного потенциала страны и
территориально-
Для национальных объединений
более характерны "жесткие" организационные формы, являющиеся логическим
развитием концентрации капитала и производства
в рамках отраслевых и многоотраслевых
объединений. Жесткие организационные
формы предусматривают наличие иерархии
как инструмента управления с учетом той
или иной степени децентрализации в управлении
деятельностью объединения предприятий.
Согласно принятой в международной практике классификации, по своему правовому положению ФПГ является корпорацией, т.е. акционерным обществом, что предопределяет общую схему управления и организационной структуры. Корпорация – это базовое понятия, а ФПГ – одна из форм корпоративных структур, в состав ФПГ часто входят крупные и даже крупнейшие фирмы и корпорации (акционерные общества). Финансово-промышленные группы начинают играть роль «метаструктур», в которые входят на основе акционерных, финансовых, а также деловых форм связей, промышленные фирмы, банки и другие финансовые институты. В значительной степени отличия в составе и структуре каждой конкретной группы обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами и определяются на основании учёта производства и рынка, но, прежде всего, спецификой законодательного регулирования роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления.
Специфика сложившейся структуры хозяйства Беларуси, промышленность которой ориентирована на воз сырья и комплектующих изделий и вывоз готовой продукции, делает ее в значительной степени зависимой от внешнего мира.
Основными направлениями внешнеэкономической стратегии и политики Республики Беларусь являются: создание благоприятных внешних условий для формирования социально ориентированной рыночной экономики и интеграции страны в европейскую и мировую хозяйственную систему в качестве равноправного члена и партнера; активизация двух- и многостороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды; расширение участия в работе международных организаций [2, с. 27].
В условиях глобализации у Республики Беларусь появилась возможность интеграции в мировую рыночную систему через участие в глобальных процессах транснационализации и региональной экономической интеграции. В первом процессе экономика Беларуси является лишь пассивным участником, принимая на своей территории филиалы ТНК, получает от них незначительные инвестиционные ресурсы, но, не создавая новые ТНК и не встраиваясь недостающими звеньями в уже действующие, то во втором процессе она принимает активное и даже инициативное участие.
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.
Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.
В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 г.) преобразовано 4,1 тыс. предприятий. Среди них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1523 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 442 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике республики. В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в строительстве – свыше 30%.
В 2005 г. реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5, 3 тыс. человек и 19 объектов коммунальной собственности с численностью 1,8 тыс. человек.
В 2006 году реформировано/отчуждено1966 объектов государственной собственности, и 6551 объект коммунальной собственности (таблицы 1.1, 1.2).
Таблица 1.1 – Структура собственности по областям, ед
Наименование показателя |
Коммунальная собственность |
Государственная собственность |
Брестская область |
1 062 |
238 |
Витебская область |
926 |
207 |
Гомельская область |
1 116 |
258 |
Гродненская область |
968 |
186 |
г. Минск |
796 |
482 |
Минская область |
696 |
381 |
Могилевская область |
987 |
214 |
Всего по республике |
6 551 |
1 966 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [26]
Из них по отраслям экономики:
Таблица 1.2 - Количество объектов реформировано/отчуждено по отраслям экономики, ед | ||
Отрасли экономики |
Коммунальная собственность |
Государственная собственность |
Торговля |
1 630 |
93 |
Общественное питание |
290 |
13 |
Бытовое обслуживание населения |
721 |
42 |
Промышленность |
232 |
576 |
Предприятия АПК (кроме совхозов и госхозов) |
705 |
216 |
Совхозы и госхозы |
47 |
22 |
Строительство |
179 |
332 |
Физкультура и спорт |
6 |
4 |
Культура |
37 |
6 |
Народное образование |
79 |
3 |
Здравоохранение |
57 |
15 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 665 |
8 |
Транспорт и связь |
14 |
170 |
Социальное обеспечение |
5 |
|
Имущество органов управления |
114 |
28 |
Прочие отрасли народного хозяйства |
770 |
438 |
Всего по республике |
6 551 |
1 966 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [26]
В таблице 1.3 представим структуру собственности по способам приватизации.
Таблица 1.3 - Реформирование по способам приватизации, ед
Наименование показателя |
Коммунальная собственность |
Государственная собственность |
Разгосударствление |
||
Выкуп государственного имущества частными лицами |
1 |
1 |
Выкуп арендованного имущества арендным предприятием |
448 |
135 |
Выкуп государственного имущества трудовым коллективом |
114 |
25 |
Преобразование в акционерное общество |
1 077 |
902 |
Продажа по конкурсу |
406 |
17 |
Продажа на аукционе |
969 |
8 |
Отчуждение |
||
Безвозмездная передача |
115 |
24 |
Мена |
11 |
6 |
Продажа конкретному покупателю |
1 797 |
261 |
Продажа по конкурсу |
169 |
160 |
Продажа с аукциона |
1 444 |
427 |
Всего по республике (разгос./отчужд.) |
6 551 |
1 966 |
П р и м е ч а н и е – Источник: [26]
В 2008 году необходимо было реформировать в акционерные общества 160 предприятий. Акционирование было 156 предприятий.
Невысокие темпы проведения приватизации обусловлены повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, обеспечить социальные гарантии для работников реформируемых предприятий.
Из всех способов рыночного реформирования государственной собственности акционирование является приоритетным и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий республики. Для многих предприятий акционирование – лучший способ поправить финансовое состояние благодаря привлечению дополнительных инвестиций, в т. ч. и иностранных. За 1991 – 2008 гг. среди способов реформирования объектов республиканской собственности доля акционирования возросла с 15,8% до 100%. В то же время для объектов коммунальной собственности – это относительно небольшие предприятия торговли, бытового обслуживания населения, сферы услуг – преобладала продажа по конкурсу и на аукционе.
Во всех случаях в
республике применяется индивидуальный
подход к реформированию каждого
объекта госсобственности. Это дает
возможность осуществления
В дальнейшей работе по включению иностранных инвесторов в процесс реформирования государственной собственности будет задействован весь набор путей и средств, предусмотренных законодательством. В частности: соучредительство ОАО на стадии приватизации госпредприятий; выкуп государственных акций по конкурсу и на аукционе; приобретение дополнительного выпуска акций ОАО с долей государства; создание совместных коммерческих организаций; продажа предприятий, имеющих до 100 рабочих мест с задолженностью равной или превышающей активную часть баланса, за одну базовую величину; сдача объектов исключительной собственности государства в концессию.
На этапе перехода
от централизованной плановой системы
управления народным хозяйством к установлению
рыночных отношений приватизация обеспечила
появление предприятий