Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:47, реферат

Описание

Если мы рассмотрим вопрос создания акционерных обществ через призму истории нашей страны, то в постреволюционной России акционерные общества создавались еще в 20-е годы в период НЭПа. В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. были определены нормы об акционерных обществах. В 1927 г. было утверждено Положение об акционерных обществах. Однако, уже в 30-е годы с ужесточением административных рычагов в экономике практически все акционерные общества были ликвидированы и заменены государственными предприятиями. Сохранились лишь некоторые из них, связанные главным образом с внешнеэкономической деятельностью: Интурист, Внешторгбанк СССР (ныне Внешторгбанк России) и др.

Работа состоит из  1 файл

part 1.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Заемные средства представляют собой чужой  капитал, который хозяйствующий субъект может приобрести у его собственника на определенное время. Эти ресурсы отличаются от собственного капитала тем, что поступают во временное пользование, как правило, за определенную плату и подлежат возврату в конкретные сроки.

Условия их поступления и возврата регламентируются соответствующим договором, заключаемым между кредитором и заемщиком капитала. В договоре определяются его объем, форма предоставления, направления расходования средств, размер и способ установления материального обеспечения, сроки возврата, цена заемных средств и некоторые другие условия.

Краткосрочные источники финансирования. Эти источники  представлены в пассиве баланса  в виде обязательств фирмы перед  третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 мес. с момента составления отчетности. За этими источниками фактически стоят кредиторы, т.е. поставщики сырья, банки, государство, работники фирмы и др.

 

Основные способы формирования и наращивания капитала

Любая фирма  проходит несколько стадий в своем  развитии. Чаще всего она начинается как частная непубличная организация - несколько физических или юридических лиц создают фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.

Если намерения  собственников серьезны, а выбранное  направление бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется в целях расширения масштабов деятельности.

Для реализации здоровых амбиций и обеспечения  темпов наращения бизнеса одной  прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе- происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервныйзаемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.

Остается  единственный вариант наращивания  капитала - дополнительные взносы фактических собственников и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

Наиболее распространенными  методами эмиссии являются:

- публичное  предложение, т.е. размещение акций  через брокеров или инвестиционные  институты, которые покупают весь  выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;

- тендерная  продажа (один или несколько  инвестиционных институтов покупают  у заемщика весь выпуск по  фиксированной цене, а затем устраивают  торг (аукцион), по результатам которого  устанавливают оптимальную цену акции);

- продажа непосредственно  инвесторам по подписке (осуществляется  самим эмитентом без привлечения  инвестиционного института);

- метод целевого  размещения (реализуется при небольших  выпусках акций, сопровождается  меньшими расходами).

В развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного привлечения средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством.

Следует заметить, что любое масштабное наращение  собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее подоплеку и возможные последствия.

Этот эффект может быть как позитивным, так  и негативным, что находит отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.

Долгосрочное  финансирование имеет значимость с  позиции стратегии развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

В теории финансового  менеджмента принято выделять стратегии  финансирования оборотных активов в зависимости от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.

Известны четыре модели поведения с условными  названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к формальному выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов.

Суть стратегии финансирования оборотных активов в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

Консервативная  модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.

Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части.

Безусловно, в  отдельные моменты времени организация  может иметь излишние оборотные  активы, что отрицательно сказывается  на прибыли; однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.

Далее, необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать  условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска.

Во-вторых, эти  модели не следует рассматривать  как непосредственное руководство  к действию, поскольку в реальной жизни строгое следование любой  из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление  о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая  свойственна организации или  представляется желательной, имеют  особое значение с позиции перспективного финансового планирования.

В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочными  источниками финансирования, а управлением  величиной оборотных активов  и краткосрочных пассивов.

Безусловно, не исключается варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета суммы прибыли, которая может быть выплачена в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).

Таким образом, в этом параграфе курсовой работы была рассмотрена логика управления источниками финансирования в контексте текущей деятельности.

Финансовое  планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Объектом финансового  планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.

Финансовое  планирование является важнейшей частью используемого на предприятиях финансового  механизма.

Основные задачи финансового планирования деятельности организации:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • определение путей эффективного вложения капитала, степени рационального его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Планирование  связано, с одной стороны, с предотвращением  ошибочных действий в области  финансов, с другой — с уменьшением  числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Значение финансового  планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия. Следует  отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.

 

Принципы  финансового планирования:

Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в собственных оборотных  средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс.

Принцип избытка  денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

Принцип рентабельности капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.

Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Финансовое  планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на:

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.

Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).

Все подсистемы финансового планирования на предприятии  находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является перспективное финансовое планирование и прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации.

Наличие лишь одного финансового плана в большинстве  случаев негативно сказывается  на эффективности финансового планирования в целом. Опыт известных зарубежных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение всей системы финансовых планов, различающихся по своим срокам и целям.

Информация о работе Акционерные общества