Анализ деловой активности предприятия в условиях маркетинговой ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать состояние предприятия ОАО «Уссурийский бальзам», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
 провести предварительный обзор баланса;
 выявить “больных” статей баланса;
 провести оценку ликвидности баланса;

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы анализа деловой активности предприятия 5
1.1 Основные критерии 5
1.2 Анализ эффективности использования ресурсов 8
1.3 Анализ устойчивости экономического роста предприятия и реализации коммуникационной концепции маркетинга 14
2. Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО «Уссурийский бальзам» 18
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уссурийский бальзам» 18
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов 19
2.3 Анализ устойчивости экономического роста предприятия 29
3. Пути улучшения деловой активности ОАО «Уссурийский бальзам» 36
Заключение 39
Источники использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

КЭАХД.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

 

В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

 Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. И все эти пользователи информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях деятельности предприятия.

 Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

 Результаты финансового анализа необходимы, прежде всего, для использования внутри предприятия:

-для повышения эффективности  предприятия;

-для конкурентоспособности продукции и услуг;

-для избежания банкротства и  крупных финансовых неудач;

-для роста объемов производства  и реализации;

-для максимизации прибыли и  минимизации расходов

-для выживания фирмы в условиях  конкурентной борьбы.

 Финансовое положение большинства российских предприятий в данное время является кризисным либо близким к кризисному. Данная ситуация отрицательно сказывается на экономическом положении в стране. Поэтому изучение и управление данной проблемой является одним из основных факторов улучшения ситуации.

 Таким образом, все это актуализирует роль анализа финансового состояния предприятия.

 В настоящее время теории и практике финансового анализа уделяют внимание многие российские экономисты, среди которых хочется выделить А. Д. Шеремета, В. В. Ковалева, М. Н. Крейнину, М. И. Баканова.

 Цель данной работы – исследовать состояние предприятия ОАО «Уссурийский бальзам», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.

 Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

  • провести предварительный обзор баланса;
  • выявить “больных” статей баланса;
  • провести оценку ликвидности баланса;
  • охарактеризовать имущество предприятия
  • провести анализ собственных средств;
  • провести анализ заёмных средств;
  • провести оценку финансовой устойчивости;
  • провести оценку рыночной устойчивости;
  • провести оценку платежеспособности;
  • провести анализ прибыли и рентабельности;
  • разработать рекомендации по улучшению финансовой деятельности предприятия.

 Объектом исследования является ОАО «Уссурийский бальзам».

 Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчётность ОАО «Уссурийский бальзам» за 2010, 2011 год. Основными источниками информации при анализе предприятия служат данные финансовой отчетности форма №.1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» поскольку отражают финансовое положение фирмы на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты. Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

 

1. Теоретические основы анализа деловой активности предприятия

1.1 Основные критерии

 

Стабильность финансового  положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается  в немалой степени его деловой  активностью.

Главными качественными  и количественными критериями деловой  активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована различными показателями, основными  из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного  капитала). [19]

Деловая активность - совокупность действий, способствующих экономическому росту организации (в том числе производственно-сбытовой системы) на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой.

Традиционно количественная оценка деловой активности предприятия осуществляется по двум направлениям – по степени выполнения плана (по основным показателям темпов их роста) и уровню эффективности использования ресурсов. Однако эти показатели в основном оценивают внутренние факторы, влияющие на темпы экономического развития системы. При этом качественные составляющие деловой активности, такие как широта рынков сбыта, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация предприятия (в том числе известность клиентов, пользующихся услугами предприятия и т.д.), остаются вне рассмотрения, как не поддающиеся формализации.

При исследовании деловой  активности предприятия приходится рассматривать воздействие нескольких видов конъюнктуры мирового хозяйства, национального, регионального, отраслевого  уровней. К проблемам, возникающим перед российскими предприятиями и обусловленным особенностями отечественного производства, прибавляются и новые правила конкуренции в условиях глобализации экономики. К ним можно отнести:

• поиск и создание новой потребительной стоимости товара за счет использования новых технологий (соединение их в одном продукте);

• присутствие на всех рынках (от “плоскости” рынка к  “пространству” рынка) возможности  снижения затрат за счет “соединения” на расстоянии и, как следcтвие, управления в цепи предложения;

• сорсинг из любой  страны и потребность в глобальной конкурентоспособности (в связи  с этим рост значимости логистики, в  том числе транспортной, так как  товар не достигает покупателя, если это звено цепи не будет соответствовать  другим);

• необходимость снижения затрат на дистрибуцию (в настоящее время в США – 9-9,5% ВНП, России – около 30% ВНП);

• новые цели и новые  премии за лидерство в мировом  масштабе;

• новые формы организации  сотрудничества, основанные на том, что  “не требуется владеть чем-либо, чтобы это использовать”;

• многомерность возникающих  изменений и необходимость компенсации  за риск;

• рост значимости информационных технологий;

• новые организационные  формы предприятий (в том числе  виртуальные), новые формы торговли в виде электронной коммерции, новые формы логистических систем и т.д., появившиеся в результате компьютерной революции и возникновения “Е-экономики” (когда процессы “идут” к людям быстрее, чем люди к процессам).

Оценить уровень деловой  активности, объяснить ход ее изменения и спрогнозировать дальнейшее состояние возможно лишь тогда, когда конъюнктура рассматривается как колебательная система, имеющая регулярные (сезонные, циклические) и нерегулярные колебания. Колебательные процессы, как правило, обратимы. Наряду с ними в динамическом процессе экономической жизни общества существуют необратимые тенденции, которые могут быть введены в модель управления деловой активностью лишь как случайные составляющие.

Управление деловой  активностью на уровне национальной хозяйственной системы является прерогативой государства и выступает в форме антициклического. В фазе спада государство снижает ставки налога, предоставляет налоговые льготы на новые инвестиции, проводит политику ускорения амортизации, увеличение государственных расходов. В результате растет совокупный спрос, а затем и производство, идет подъем деловой активности (за счет уменьшения кредитных ставок, умножение кредитных ресурсов банков) и как итог происходит рост капиталовложений, снижается безработица и т.д.

В период подъема экономической конъюнктуры государство проводит политику сдерживания (повышение ставок налога, сокращение государственных расходов, ограничения в амортизационной политике). Результатом служат снижение покупательной способности и спроса и спад экономической активности. На этом этапе имеет место повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банка. Иначе говоря, мероприятия по смягчению циклических явлений должны идти в направлении, противоположном существующим в данный момент колебаниям экономической[12]

1.2 Анализ эффективности использования ресурсов

 

Для оценки эффективности  использования ресурсов предприятия  применяются различные показатели, характеризующие интенсивность  использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.

Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль  средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала. Его формула такова:

 

f = Qр / B                                                                                                     (1.1)

 

где f — ресурсоотдача;

Qp, В — известно (В — берется среднегодовая сумма всех средств).

При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция  его изменения. Тенденция в сторону  роста ресурсоотдачи свидетельствует  о повышении эффективности использования  экономического потенциала. Эффективность  использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг).[1]

Показатель фондоотдачи  тесно связан с производительностью  и фондовооруженностью труда. Взаимосвязь  между этими показателями можно выразить следующими формулами:

 

WR = Qp /R,

 Ф = F/R,

F = Qp /F = (Qp /R) : (F/R) = WR : Ф                                                           (1.2)

 

где WR — средняя выработка продукции на 1 работника, руб.;

 Qp — объем реализации продукции, тыс. руб.;

 R — среднесписочная численность работников, чел;

 Ф — фондовооруженность труда, руб.;

 F — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб;

 f — фондоотдача основных фондов, руб.

Таким образом, основным условием роста фондоотдачи является превышение роста производительности труда над темпами роста его фондовооруженности.

Используя данные форм № 2 бухгалтерской отчетности, 2-Т и II статистической отчетности, произведем факторный анализ фондоотдачи основных фондов предприятия .

Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Конечный эффект от использования  лицензий, "ноу-хау" и других нематериальных активов выражается в общих результатах основной и коммерческой деятельности предприятия: росте объема продаж продукции на основе повышения ее качества и соответствующей надбавки в цене товара, конкурентоспособности продукции и расширения рынка сбыта; экономии текущих затрат путем сокращения длительности производственного (жизненного) цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых на производство и сбыт продукции; в конечном итоге, увеличении прибыли. Исходя из этого, при оценке эффективности использования материальных активов также следует исходить из "золотого правила экономики .предприятия": темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов. На практике нередко завышают стоимость таких нематериальных активов, как "Деловая репутация фирмы", "Товарный знак фирмы".[11]

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия в условиях маркетинговой ориентации