Анализ деловой активности предприятия в условиях маркетинговой ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать состояние предприятия ОАО «Уссурийский бальзам», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
 провести предварительный обзор баланса;
 выявить “больных” статей баланса;
 провести оценку ликвидности баланса;

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы анализа деловой активности предприятия 5
1.1 Основные критерии 5
1.2 Анализ эффективности использования ресурсов 8
1.3 Анализ устойчивости экономического роста предприятия и реализации коммуникационной концепции маркетинга 14
2. Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО «Уссурийский бальзам» 18
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уссурийский бальзам» 18
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов 19
2.3 Анализ устойчивости экономического роста предприятия 29
3. Пути улучшения деловой активности ОАО «Уссурийский бальзам» 36
Заключение 39
Источники использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

КЭАХД.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Сейчас на заводе производится продукция таких известных брендов, как «Мягков», «Беленькая», «Русский лёд», «Белое озеро», «Силы природы», «ICE», «Государев заказ».

Алкогольные напитки  ОАО «Уссурийский бальзам» изготавливаются  только на основе высококачественных спиртов Ермолаевского (Башкирия) и  Плавского (Тульская область) спиртовых  заводов, которые являются постоянными партнерами компании на протяжении многих лет

Кроме того, при производстве продукции завод использует натуральные, свежеизготовленные компоненты из самых  недр Уссурийской тайги, а также  Тихого океана.

ОАО «Уссурийский бальзам» выпускает не только ликеро-водочную продукцию, но также сложные композиционные напитки: бальзамы и настойки, безалкогольные биологически активные добавки - Гербамарины.

ОАО «Уссурийский бальзам» является одним из первых пищевых предприятий на Дальнем Востоке, сертифицированных по международному стандарту качества ISO 9001, что говорит о высоком качестве и контроле над выпускаемой продукцией. Это подтверждено многочисленными высшими наградами российских и международных дегустационных конкурсов, а также региональных выставок.

Напитки производства ОАО  «Уссурийский бальзам» всегда востребованы покупателями алкогольной продукции. Об этом свидетельствует постоянный рост продаж, в настоящее время  доля рынка, занимаемой компанией ставляет 28%.

 Производственно-хозяйственная  деятельность ОАО «УССУРИЙСКИЙ БАЛЬЗАМ» за 2010 год отражена в таблице 1.

 

Таблица 1.- Производственно-хозяйственная деятельность ОАО «УССУРИЙСКИЙ БАЛЬЗАМ»

 

К прошлому году в %

Балансовая прибыль

108,8

Объем продаж

93,8

Активы

118,9


 

Таким образом, прироста балансовой прибыли на 8,8% сопровождается падением объема продаж на 6,2% при значительных темпах прироста всех активов предприятия (на 18,9%). Данное соотношение сложилось  под влиянием падения спроса на продукцию (повлекшего за собой изменение структуры и ассортимента ее продаж, относительно снижения затрат на производство и реализацию продукции и неэффективного использования экономического потенциала. При этом следует учитывать наличие искажающего влияния инфляции.

2.2 Анализ эффективности использования ресурсов

 

Для оценки эффективности  использования ресурсов предприятия  применяются различные показатели, характеризующие интенсивность  использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.

Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль  средств, вложенных в деятельность предприятия. Рассчитаем его по формуле:

 

f = Qр / B,                                                                                                        (1.9)

 

где f — ресурсоотдача;

Qp, В — известно (В — берется среднегодовая сумма всех средств).

При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала. В ОАО «Уссурийский бальзам» тенденция: ресурсоотдача в отчетном году составила 1,019 руб. против 1,21 руб. в прошлом году, т.е. на 0,191 руб., или на 15,8%.

Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи  и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Показатель фондоотдачи тесно  связан с производительностью и фондовооруженностью труда. Взаимосвязь между этими показателями выразим следующей формулой:

 

WŖ = Qp/R

 Ф = F/R

F= Qp/F                                                                                                      (1.9.1)

 

где WR — средняя выработка продукции на 1 работника, руб.;

 Qp — объем реализации продукции, тыс. руб.;

 R — среднесписочная численность работников, чел;

 Ф — фондовооруженность труда, руб.;

 F — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб;

 f — фондоотдача основных фондов, руб.

Таким образом, основным условием роста фондоотдачи является превышение роста производительности труда над темпами роста его  фондовооруженности.

Используя данные форм № 2 бухгалтерской отчетности, 2-Т и II статистической отчетности, произведем факторный анализ фондоотдачи основных фондов предприятия (табл.2.).

Таблица 2. -Выполнение плана и динамика балансовой прибыли

Наименование

План.отчет

Фактически

Отклонение

За отчет

За прошл.

От плана сумма

От плана %

От прошл.года

%

Прибыль (убыток) от реализ.товаров

7250

9170

8540

+1920

26,5

+630

+7,4

Проценты к получению

-

200

110

+200

-

+90

81,8

Проценты к уплате

-

50

-

+50

-

+50

-

Доходы от участия в до организац.

-

470

400

+470

-

+70

17,5

Прочие операционные доходы

250

320

220

+70

-

+100

45,5

Прочие операционные расходы

-

300

350

+300

-

-50

-14,3

Прибыль от финансово – хозяйственной  деятельности

7500

9810

8920

+2310

30,8

+890

10

Прочие внереализационные доходы

-

510

630

+510

-

-120

-19

Прочие внереализационные доходы

-

150

200

150

-

-50

-25

Прибыль отчетного периода

7500

10170

9350

+2670

35,6

320

+8,8


 

Данные таблицы показывают, что снижение фондоотдачи на 18,99% произошло в результате роста  фондовооруженности труда (115,61%) при  снижении производительности труда (93,68%), Как видим, производительность труда по сравнению с прошлым годом снизилась на 6,32%, а фондовооруженность труда повысилась на 15,61%. Степень влияния производительности труда и фондовооруженности труда на изменение фондоотдачи определяется с помощью факторного анализа, который проводится способом цепной подстановки. Для этого произведем последовательно следующие расчеты:

 

Таблица 3. - Факторный анализ фондоотдачи основных фондов

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение +,-

Сумма

%

1.

Выручка от реализации продукции  в оптовых ценах (без НДС)

57800

54190

-3610

-6,25

2.

Среднесписочная численность  работников

1190

1191

+1

+0,08

3.

Среднегодовая стоимость ос. Произ. Средств

30250

35000

+4750

+15,70

4.

Среднегодовая выработка продукции  на 1 работника

48571

45499

-3072

-6,32

5.

Фондовооруженность труда

25420

29387

+3967

+15,61

6.

Фондоотдача

1,911

1,548

-0,363

-18,99


 

Следовательно, на снижение фондоотдачи на 0,363 руб. указанные  факторы оказали влияние в  следующих размерах:

1) снижение производительности труда работников привело к снижению фондоотдачи на 0,122 руб.

F01-f0= 1,789-1,911 = -0,122 руб.

2) рост фондовооруженности  труда работников снизил фондоотдачу  на 0,241 руб.

f1 - f01 = 1,548 - 1,789 = -0,241 руб.

Произведенные расчеты  показали, что в ОАО «Уссурийский бальзам» неэффективно используются трудовые ресурсы. Следовательно, необходим детальный анализ причин и размеров упущенных возможностей повышения производительности труда.

Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Конечный эффект от использования  лицензий, "ноу-хау" и других нематериальных активов выражается в общих результатах  основной и коммерческой деятельности предприятия: росте объема продаж продукции на основе повышения ее качества и соответствующей надбавки в цене товара, конкурентоспособности продукции и расширения рынка сбыта; экономии текущих затрат путем сокращения длительности производственного (жизненного) цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых на производство и сбыт продукции; в конечном итоге, увеличении прибыли. Исходя из этого, при оценке эффективности использования материальных активов также следует исходить из "золотого правила экономики .предприятия": темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов. Рассмотрим сложившееся положение на ОАО «Уссурийский бальзам»:

% к прошлому году 

Выручка от реализации продукции

(работ, услуг) , 93,8

Нематериальные активы 101,2

В ОАО «Уссурийский бальзам» наблюдается неблагоприятная тенденция. Руководству предприятия необходимо рассмотреть обоснованность оценки материальных активов в балансе. На практике нередко завышают стоимость таких нематериальных активов, как "Деловая репутация фирмы", "Товарный знак фирмы".

Более подробно рассмотрим методику анализа эффективности  использования оборотных средств.

Критерием эффективности  использования оборотных средств (деловой активности) может быть относительная минимизация авансируемых оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких производственных (объем производства, ассортимент, качество продукции) и финансовых (прибыль, доход) результатов деятельности предприятия.

Исходя из указанного критерия, эффективность использования оборотных средств может характеризоваться системой показателей: коэффициентом опережения темпов роста объема продукции (работ, услуг) над темпами роста остатков оборотных средств; увеличением реализацией продукции (работ, услуг) на один рубль оборотных средств; относительной экономией (дополнительным увеличением) оборотных средств; ускорением оборачиваемости оборотных средств. Расчеты этих показателей производятся на основании данных финансового плана предприятия, формы № 1 и формы № 2. Исходные данные и результаты расчетов представлены в табл. 4.

 

Таблица 4 - Показатели эффективности использования оборотных средств

Показатели

За предыдущий год

Отчетный год

План в % к прош. году

Отчетный год

По плану

фактически

В %

В% план

Объем произв.прод. в опт.ценах

58100

49200

54200

84,68

93,29

110,16

Объем реализ прод в опт.ценах

57800

49480

54190

85,61

93,75

109,52

Средние ост материальн.оборотн.средств

16750

16280

17000

97,2

101,19

104,42

Коэф.опережения темпов роста

   

3,19

0,87

0,92

1,05

Объем реализации

3,45

3,04

+1297

88,11

92,46

104,93

Относительная экономия

 

+1940

     

66,86


 

Из таблицы 4. видно, что материальные оборотные средства предприятия использовались в отчетном году по сравнению с прошлым годом не эффективно. Об этом свидетельствует низкое значение коэффициента опережению темпов роста объема продукции над темпами роста остатков материальных оборотных средств (0,92), хотя планом предусматривалось более низкое значение этого коэффициента (0,87). По сравнению с планом использование материальных активов улучшилось, о чем говорит благоприятное соотношение в темпах роста объема продукции и материальных оборотных средств.

Объем реализации продукции  на 1 рубль материальных оборотных  средств снизился по сравнению с предыдущим годом на 7,54% вместо планового на 11,89%, и выполнение плана по этому показателю составило 104,93%; дополнительное привлечение материальных оборотных средств меньше планового на 643 тыс. руб., или на 33,14%.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств означает экономию общественно необходимого времени и высвобождение средств из оборота. Это позволяет ОАО «Уссурийский бальзам» обходиться меньшей суммой оборотных средств для обеспечения выпуска и реализации продукции или при том же объеме оборотных средств увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.

Факторами ускорения  оборачиваемости оборотных средств  являются оптимизация производственных запасов, эффективное использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и в расчетах.

Для измерения оборачиваемости  оборотных средств используются следующие показатели:

1) Продолжительность  одного оборота в днях. Вычислим по формуле:

 

Об = СО*Д / Ор                                                                                      (1.9.2)

 

где ОБ — продолжительность одного оборота в днях;

 СО — средний остаток оборотных средств;

 Qp — оборот по реализации продукции (работ, услуг);

 Д — количество дней в периоде.

2) Коэффициент оборачиваемости.  Он характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами  за изучаемый период. Этот показатель  найдем по формуле:

 

Коб= Ор / СО                                                                                               (1.9.3)

 

3) Сумма оборотных  средств, приходящаяся на один  рубль реализованной продукции.  Этот показатель принято называть  коэффициентом закрепления (загрузки) оборотных средств. Определим  по формуле:

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия в условиях маркетинговой ориентации