Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:53, курсовая работа
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции...........................................................................................5
1.1. Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции .........……….5
1.2. Анализ качества продукции ………………………………….12
1.3. Анализ конкурентоспособности............................................19
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ООО СРП «Термо-технология».............................................................………27
2.1. Краткая историческая справка.......................................…....27
2.2. Структура производства и управления предприятием .......28
2.3. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ............31
2.4. Анализ качества продукции ООО СРП «Термо-технология»....................................40
2.5. Анализ конкурентоспособности продукции ООО СРП «Термо-технология»...................47
Заключение………………………………………………………………..61
Список использованных источников …………..............….63
Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
или
где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.
Формулу (6) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (7).
Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:
(8)
Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
Ук = Рiоц / Рiбаз (9)
где αi— коэффициент весомости каждого из Рi.
В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
Ук = Piαiоц / Piαiбаз (10)
Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
(11)
Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
(12)
где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.
Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.
1.3 Анализ конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.
Задачи анализа:
1. оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
2. изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
3. разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем:
1. изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции;
2. организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах-конкурентах;
3. разработка единой системы показателей качества продукции;
4. формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей;
5. формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач;
6. анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих;
7. определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.
Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
(13)
где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0. При этом, если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.
При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого показателя.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.
Расчет группового показателя по однородной группе технических и экономических параметров производится по формуле:
(14)
где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.
Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
(15)
где К — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.
Если К< 1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К> 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К= 1.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
(16)
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Данная методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Анкетные данные сводятся в таблице 4. (в которой отбираются наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).
Таблица 3. - Бальная оценка товара относительно показателей
Наименование показателя | Показатель | Продукт А | Продукт Б | Продукт В | Продукт Г | Вес важности | |||
1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Цена | эконом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Объем выпуска продукции | эконом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Количество приобретаемого товара | эконом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Упаковка | технич. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Качество | технич. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Сервисное обслуживание | технич. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Форма расчета | эконом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4. - Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования по показателям, приведенным в таблице 3).
Показатели Эксперты | I | II | III | IV | V | VI | VII |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная оценка экспертов |
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции