Анализ прибыльности, рентабельности и себестоимости в системе качественных показателей эффективности предприятия

Автор работы: Диана Хайфуллина, 26 Июля 2010 в 12:59, курсовая работа

Описание

На примере ООО "Правда" был составлен анализ таких показателей как прибыли, рентабельности и себестоимости.
Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли, рентабельности и себестоимости на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Тема моей курсовой работы: «Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективной деятельности предприятия на примере ООО «Правда».
Целью курсовой работы является нахождение путей увеличения прибыли, рентабельности и снижения себестоимости.
В ходе исследования предполагается решить ряд задач:
[+-+-+]
- изучить понятия и экономическую сущность прибыли, рентабельности и себестоимости; представить точки зрения отечественных и зарубежных экономистов, рассматривающих прибыль, рентабельность и себестоимость
- рассмотреть экономические условия предприятия и финансовое состояние предприятия
-предложения по увеличению прибыли, рентабельности и снижению себестоимости
Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения, себестоимость.
Объектом исследования является ООО «Правда», расположенный в Республике Башкортостан Миякинского района, деревне Баязитово.
Информационной базой служат годовые отчеты предприятия за 2008-2009 года.

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.doc

— 804.00 Кб (Скачать документ)
 

    Из  данной таблицы видно, что  в 2009 году резко возрос объем продаж  в действующих ценах на 1 среднегодового работника, на 1 чел.-час. Уменьшились затраты труда на 1 ц, чел.-час и по зерну, и по молоку. Увеличилось количество голов обслуживаемых одним работником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 9 Влияние  факторов на изменение производительности труда

Показатели 2008г.

базис

2009г.

отчет

Изменения (+,-) 2009г.

в % к 2008г.

1. Объем  продаж в действующих ценах на 1 чел., руб. 171,03 267,73 96,7 156,53
2. Отработано за  год, всего:

тыс. чел.- дней

тыс. чел.- часов

 
23

163

 
10

70

 
-13

-93

 
43,47

42,94

3. Отработано за год одним работником,

чел.- дней

чел.-час

 
 
0,348

2,46

 
 
0,238

1,666

 
 
-0,11

-0,794

 
 
68,39

67,72

4. Продолжительность  рабочего дня, час 7,08 7,0 -0,08 98,87
5. Объем продаж на 1 чел. – час, руб. 69,25 160,64 91,39 231,97
6. Коэффициент использования фонда  рабочего времени 1,01 1 -0,01 99,0
        Из таблицы влияния  факторов на изменение производительности труда, видно, что объем продаж в действующих ценах на 1 чел в 2009 году возрос на 56,53 % по сравнению с 2008 годом, хотя  количество отработанных за год человеко-дней и человеко-часов всех работников и отдельного работника уменьшается. Объем продаж на 1 человеко-час в 2009 году увеличился аж в 131,97% по сравнению с 2008 годом. Коэффициент использования рабочего времени существенно не изменился.
Таблица 10 Структура выручки
 
Показатели 2008г 2009г В среднем за 2 года Удельный вес, %
Растениеводство – всего 

в т.ч.: зерно

          картофель

          сахарная свекла

         подсолнечник

         прочая продукция растениеводства

Животноводство  – всего,

в т.ч.: скотоводство

           - молоко

              - мясо;

овцеводство:

           -  шерсть;

           - мясо;

свиноводство;

птицеводство:

           - яйцо

           - мясо;

продукция переработки

прочая  продукция животноводства

Продукция подсобного производства

Всего                                        

7182

3953

------

632

1322

1275

4050

-----

2525

600

----

----

----

----

----

----

----

646

279 

------

9850

5873

4275

-----

-----

983

1300

3983

----

3068

632

----

----

----

----

----

----

----

-----

283 

------

10541

6527,5

4114

-----

316

1152,5

1287,5

4016,5

-----

2796,5

616

----

----

----

----

----

----

----

323

281 

----

10195,5

64,02

40,35

-----

3,09

11,30

12,62

39,39

-----

27,42

6,04

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

3,16

2,75 

-----

100

 

     Из  этой таблицы видно, что в 2009 году выручка увеличилась за счет продажи: мяса, молока, зерна. Самую большую  долю удельного веса в структуре  выручки занимает  растениеводство. В целом можно предположить, что  предприятие выпускает очень  мало продукции, что естественно отражается на выручке и дает возможность спада производства, что ведет к банкротству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Факторный анализ прибыли и  рентабельности, себестоимости  ООО «Правда»
 

3.1 Фактическое состояние  предприятия 

    Анализ  формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

    Анализ  данных таблицы показывает, что по сравнению с 2008 в 2009 году произошло  ухудшение основных финансовых показателей. Чистая выручка от реализации за анализируемый период уменьшилась с 

    11 288,00 руб. и до 11 245,00 руб. или уменьшилась на 0,38%. Величина себестоимости изменилась с 9 673,00 руб. и до 11 184,00 руб. или на 15,62%.

    Удельный  вес себестоимости в общем  объеме выручки вырос с 85,69% и до 99,46%.

    Сравнение темпов изменения абсолютных величин выручки и себестоимости свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности.

    Операционная  прибыль уменьшилась в анализируемом  периоде с 2 740,00 и до 2 261,00 руб. или на 17,48%.

    Прибыль от финансовой деятельности предприятия  уменьшились в анализируемом периоде с -554,00 до -858,00 руб. или на 54,87%. Финансовая деятельность предприятия на конец анализируемого периода была убыточной.

    На  конец анализируемого периода предприятие  имело чистую прибыль в размере  1 403,00 руб., которая имела тенденцию к снижению, т.е. собственные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности уменьшились. 
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль  от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.

    При прочих равных условиях подобные структурные  изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

            Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии Бунина возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

    Анализ  рентабельности на  ООО  «Правда»:

    Рентабельность  продаж, отражающая долю чистой прибыли  в объеме продаж, уменьшилась

      и составила 12,48%.

    Рентабельность  собственного капитала предприятия, определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств увеличилась, что является положительным фактом,

    и составила 16,22%.

    Рентабельность  текущих активов (отражающая эффективность  использования оборотных активов  и показывающая, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительным результатом деятельности предприятия,

    и составила 17,07%.

    Рентабельность внеоборотных активов (отражающая эффективность использования внеоборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица внеоборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительной динамикой,

    и составила 53,92%. Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества.

    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль  от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.

           Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

          Это, прежде всего:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
  • совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

          При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и  рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

    Доходность  предприятия по производству продукции  рассматривается как коэффициент  соотношения цен единицы продукции  и единицы ресурса. Данное соотношение  называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

      Крупные предприятия главное  внимание обращают на проблемы  контроля за изменениями промышленной  производительности и стараются  понижать роль внешнего фактора,  или финансовой производительности. Дело в том, что одним из  условий процветания предприятия является  расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. (19, с. 61-62).

Информация о работе Анализ прибыльности, рентабельности и себестоимости в системе качественных показателей эффективности предприятия