Анализ прибыльности, рентабельности и себестоимости в системе качественных показателей эффективности предприятия

Автор работы: Диана Хайфуллина, 26 Июля 2010 в 12:59, курсовая работа

Описание

На примере ООО "Правда" был составлен анализ таких показателей как прибыли, рентабельности и себестоимости.
Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли, рентабельности и себестоимости на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Тема моей курсовой работы: «Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективной деятельности предприятия на примере ООО «Правда».
Целью курсовой работы является нахождение путей увеличения прибыли, рентабельности и снижения себестоимости.
В ходе исследования предполагается решить ряд задач:
[+-+-+]
- изучить понятия и экономическую сущность прибыли, рентабельности и себестоимости; представить точки зрения отечественных и зарубежных экономистов, рассматривающих прибыль, рентабельность и себестоимость
- рассмотреть экономические условия предприятия и финансовое состояние предприятия
-предложения по увеличению прибыли, рентабельности и снижению себестоимости
Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения, себестоимость.
Объектом исследования является ООО «Правда», расположенный в Республике Башкортостан Миякинского района, деревне Баязитово.
Информационной базой служат годовые отчеты предприятия за 2008-2009 года.

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.doc

— 804.00 Кб (Скачать документ)

       На ООО «Правда», главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака.

       Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он:

 
 

      На  ООО «Правда» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. , что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого  персонала.

        Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности, на этом предприятии может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

      Таким образом, на  ООО «Правда» резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на  предприятии напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути и резервы повышения эффективности производства 

    В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, (не раз  отмечавшийся Президентом РФ) в том  числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные  ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

        Таким образом, напрашивается  вывод о том, что  ООО «Правда», производящее продукцию массового  потребления в целях роста  прибыли и рентабельности должно  стремиться к:

      - уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

      - уменьшению остатков нереализованной  продукции;

      - ускорению оборачиваемости оборотных  средств;

      - снижению затрат на рубль товарной  продукции;

      - росту прибыли за счет эффекта  масштаба, а не повышения цен  на продукцию;

      - увеличению в номенклатуре продукции  доли более рентабельных изделий.

      На  мой взгляд,  увеличить прибыль  предприятия, возможно предприняв ряд  определенных мер, тем более что  отрасль и вид деятельность предпринимателя  позволяют это:

             1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

           2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

          3. Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести  к относительному уменьшению  условно-постоянных расходов (кроме  амортизации), относительному уменьшению  амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

      Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению  к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

           4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

           5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.  
 
 
 
 

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным  элементом рыночных отношений.  Она  играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

          Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее  различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

          В результате анализа  деятельности  ООО «Правда» было выявлено, что по сравнению с 2008 годом  в 2009 году произошло ухудшение основных финансовых показателей. Чистая выручка от реализации за анализируемый период уменьшилась с 

    11 288,00 руб. и до 11 245,00 руб. или уменьшилась на 0,38%. Величина себестоимости изменилась с 9 673,00 руб. и до 11 184,00 руб. или на 15,62%.

    Удельный  вес себестоимости в общем  объеме выручки вырос с 85,69% и до 99,46%. Операционная прибыль уменьшилась с 2 740,00 и до 2 261,00 руб. или на 17,48%.

    Прибыль от финансовой деятельности предприятия  уменьшились с -554,00 до -858,00 руб. или на 54,87%. Финансовая деятельность предприятия на конец анализируемого периода была убыточной.

     На конец анализируемого периода предприятие имело чистую прибыль в размере 1 403,00 руб., которая имела тенденцию к снижению, т.е. собственные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности уменьшились. Рентабельность продаж, отражающая долю чистой прибыли в объеме продаж, уменьшилась

      и составила 12,48%.

    Рентабельность  собственного капитала предприятия, определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств увеличилась, что является положительным фактом,

    и составила 16,22%.

    Рентабельность  текущих активов (отражающая эффективность  использования оборотных активов  и показывающая, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительным результатом деятельности предприятия,

    и составила 17,07%.

    Рентабельность  внеоборотных активов (отражающая эффективность использования внеоборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица внеоборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительной динамикой,

    и составила 53,92%. Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества.

           Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции.

    Качественный  анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на  ООО «Правда» возрастает лишь за счет фактора изменения цены.

          При анализе рентабельности продукции ООО «Правда» было выявлено, что данный показатель напрямую зависит  от изменения цен на продукцию  и уровня себестоимости. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла.

    Анализ деятельности  ООО «Правда» продемонстрировал,  что пути распределения чистой прибыли на предприятии не рациональны.  Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

          Таким образом, в целях совершенствования  механизмов формирования и распределения  прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить: повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

  • совершенствование системы управления оборотными средствами;
  • уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
  • уменьшению остатков нереализованной продукции;
  • ускорению оборачиваемости оборотных средств;
  • снижению затрат на рубль товарной продукции;
  • росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
  • совершенствование системы управления производством;
 

       Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический  список

  1. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 1996 года №55 “Об уровнях рентабельности на социально значимые товары народного потребления”.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.07.95 N 661 (ред. от 22.11.96)" Положение о  составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых с себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.
  3. Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики . Учебное пособие-М.: Финансы, 2005. -   13-15с.
  4. Вагапова А. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции – М.: Финансовая газета , 2004. – 51с.
  5. Вахрин П.И Финансы. Учебник. – М.: Маркетинг, 2003. - 14-23с.
  6. В.Ф. Палий, Л.П.Суздальцева, Технико - экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий -М.: Машиностроение, 2003. – 316с.
  7. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: - Инфра-М, 2000. – 688с
  8. Деева А. Н. Финансы. Учебное пособие – М.: Экзамен, 2004. – 156-158с.
  9. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала. Учебник – М.: Бухгалтерский учет, 2007. -  16-20с.
  10. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли .Учебник - М.: Деловой партнер, 2000. -  13-26.
  11. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования. Учебное пособие – М.: Бухгалтерский учет, 2000. -   10-15с.
  12. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль. Учебник – М.: Экономист, 2003. -  77-83с.
  13. Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами. Учебник для ВУЗов – М.: Финансы, 2007. - 5-7с.
  14. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник для  ВУЗов. - М. : Проспект, 2005. – 200-209с.
  15. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли. Учебник  – М.:  Финансы, 1998. -12-14с.
  16. Л.И.Кравченко. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –Минск.: Высшая школа, 2002 . – 294с.
  17. Медведев О.В. Анализ доходности предприятия. Учебное пособие – М.:  Бухгалтерский учет,2007. –37-45.
  18. Моляков Д.С. Теория финансов предприятий: Учебное  пособие для студентов. - М.: Финансы и статистика, 2004. –17-40с.
  19.    Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. Финансы, 2003. - № 4.-46-63.
  20. Сводка социально-экономических показателей по ООО «Правда» за 2008 и 2009 года.
  21. Рыночная экономика : Словарь. /Под ред. Г.Я. Кипермана -М. : Республика, 2006. -524 с.
  22. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – М.:  Консультант директора, 2006. -№7 - С. 29-35.                                                                           
  23. Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия – М.: Финансы,2007. -№12 -  10-13с.
  24. Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.
  25. Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 2005. - 285 с.
  26.   Финансы организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. / под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 47-49с.
  27.   Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 19-21с.

Информация о работе Анализ прибыльности, рентабельности и себестоимости в системе качественных показателей эффективности предприятия