Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.
С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Под
розничным товарооборотом вообще понимается
продажа потребительских
Она может быть произведена:
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.
Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:
Розничный
товарооборот учитывается в ценах
фактической реализации строго за отчетный
период на основе первичных документов
- товарно-денежного отчета и прилагаемых
к нему документов. Розничный товарооборот
показывается с учетом стоимости
стеклянной посуды, проданной населению
с товаром, за вычетом стоимости
возвращенной населением порожней стеклянной
посуды, а также стоимости
Основными задачами розничного товарооборота являются:
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Розничный
товарооборот может быть использован
для расчета трудоёмкости, фондоёмкости,
затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов.
С помощью этих показателей можно
в первом приближении определить
потребность предприятия в
Развитие
розничного товарооборота должно быть
тесно увязано с такими экономическими
показателями, как спрос, поступление
товаров, товарные запасы, прибыль, численность
работников, расходы на оплату труда.
При этом оптимальным считается
такое соотношение в развитии
этих показателей, которое представлено
в моделях стратегического
Модели стратегического регулирования розничного товароборота.
Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становиться возможным при следующем условии:
IП > IТ > IТЗ > IС
,
где:
IП - индекс роста поступления товаров;
IТ - индекс роста объема товарооборота;
IТЗ - индекс роста суммы товарных запасов;
IС -индекс роста объема спроса населения.
Вторая
модель стратегического регулирования
розничного товарооборота обеспечивает
повышение эффективности
IПР > IТ > IФОТ > IЧ ,
где:
IПР - индекс роста массы прибыли;
IТ - индекс роста объема товарооборота;
IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда;
IЧ - индекс роста численности работников.
или: IР > IПТ > IЗ ,
где:
IР - индекс роста уровня рентабельности (% к обороту);
IПТ - индекс роста производительности труда одного работника;
IЗ - индекс роста средней заработной платы одного работник.
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.
Фактический
объем розничной реализации товаров
в продажных ценах справочно
показывается в форме № 2 "Отчет
о прибылях и убытках". Основными
формами статистической отчетности,
используемыми при анализе
В "Отчете о продаже и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
"Отчет
по розничной торговле" составляется
нарастающим итогом с начала
года. В первом разделе отчета
приводится информация о
В "Отчете о продаже и запасах товаров" и в "Отчете по розничной торговле" розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать.
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.
Информацию
о розничном товарообороте за
месяц можно взять из регистров
бухгалтерского учета по счету "Реализация
продукции (работ и услуг)", данных
статистического и оперативного
учета развития товарооборота и
движения товаров. Особо следует выделить
нормативно-правовые источники информации,
используемые при анализе хозяйственной
деятельности. К ним относятся нормативно-справочные
и инструктивные материалы государственных
органов управления, вышестоящий организации,
утвержденные нормы, нормативы, тариф,
ставки, цены и т.д.
Заключение.
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия. Рассмотренная индексная методология анализа основных параметров товарного обращения позволяет получить достаточно обширную аналитическую информацию.
Такая
информация крайне необходима
для организации планирования
и управления товародвижением на
всех иерархических уровнях торговли,
рассматриваемой в виде большой и
сложной динамической системы.
Без этой информации нельзя также решать
задачу по повышению рентабельности
торговли. Эффективность индексной методологии
анализа товарного обращения резко
повышается в связи с использованием ЭВМ.
В этом случае к индексной
методологии легко подключаются другие
аналитические методы.