Ассортиментная политика розничных торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5»

Задачи:

изучить теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия;
определить и проанализировать показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбината №5», выявить влияние ассортиментной политики на спрос потребителей и конкурентоспособность предприятия;
разработать направления по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5».

Содержание

Введение 3

Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий 4
Особенности формирования ассортимента в розничной торговле 4
Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий 5
Формирование ассортимента 11
Анализ ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5» 13
2. 1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ПК «Хлебокомбинат №5» 13

2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5» 15

Выводы и предложения 29

Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая организация .doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

     Кондитерский цех производит свыше 40 наименований изделий: торты, пирожные, пряники, печенье, кексы и ряд продукции глазированной шоколадом. Имея собственную лабораторию и высококлассных специалистов-технологов, предприятие постоянно занимается обновлением и расширением ассортимента.  В производстве используется только натуральное сырье,  качество продукции контролируется на всех этапах, начиная с входного контроля сырья и до выхода готовой продукции.

     Предприятие ежегодно оснащается новым современным  оборудованием: в 2002 г. линия безмучного зернового хлеба;  в 2003 г. приобретена итальянская темперирующая шоколадная машина; в 2004 г. французская резальная хлебная машина для нарезки хлебов и батонов и фасовочные автоматы для сушки и пряников.

     Среднегодовая численность работников за 2008 г. составила 45 человек, численность на 1 января 2009 г. – 31 человек.

     Чистые  активы предприятия на начало года составляли 22769,0 тыс. рублей, на конец года – 24524,0 тыс. рублей, увеличение на 1755, 0 тыс. рублей произошло за счет увеличения остатка нераспределенной прибыли.

           Специализация предприятия

     Таблица №1 – Состав и структура товарной продукции

     ПК  «Хлебокомбинат №5» за 2006 – 2008 гг.

Виды  продукции 2006 2007 2008 В среднем  за три года
тыс.

руб.

% тыс.

руб.

% тыс.

руб.

% тыс.

руб.

%
Хлеба 2061,1 10,8 1697,2 11,3 1127,9 25,3 1628,7 15,8
Батоны 240,6 1,3 47,7 0,3 41,58 0,9 110 0,8
Сдобные 2177,8 11,4 1605,6 10,7 361,7 8,1 1381,7 10,1
Мелкоштучные 28,3 0,1 26,1 0,2 - - 18,1 0,1
Бараночные 2978,1 15,5 3126,5 20,8 197,5 44,3 2100,7 26,9
Торты 3002,0 15,7 1799,5 12,0 261,9 5,9 1687,8 11,2
Пирожные 2842,5 14,8 1316,0 8,7 526,4 11,8 1561,6 11,8
Пряники 2707,1 14,1 2431,4 16,2 163 3,7 1767,2 11,3
Печенья 1835,5 9,6 1634,1 10,9 27,7 0,6 1165,8 7
Кексы, рулеты 662,2 3,4 709,7 4,7 - - 457,3 2,7
Прочие 625,8 3,3 626,3 4,2 - - 417,4 2,5
Всего 19161,0 100,0 15020,1 100,0 4458 100,0 12879,7 100
 

     Исходя  из данных таблицы можно сделать вывод о том, что предприятие специализируется на выпуске и реализации бараночных изделий – они занимают наибольший удельный вес в структуре товарной продукции – 44,3%.

           Размеры производства

     Для анализа размеров производства воспользуемся данными таблицы №2.

     Из  данной таблицы видно, что стоимость  валовой и товарной продукции за последние три года снизилась на более чем 13000 тыс. руб, что связано с сокращением производства хлебобулочных и кондитерских изделий. Среднегодовая численность работников в связи с этим снизилась на 42 человека. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов уменьшилась на 590 тыс. руб. в связи со списанием старого изношенного оборудования.

     Таблица №2- Размеры производства  ПК «Хлебокомбинат №5» за 2006 – 2008 гг.

Показатели Годы
2006 2007 2008
Основные:
Стоимость валовой продукции (по себестоимости), тыс. руб. 19161 15020,1 4458
Стоимость товарной продукции (по ценам реализации), тыс. руб. 18661 14419,6 5238
Косвенные:
Среднегодовая численность работников, чел. 87 60 45
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 15021 15117 14431
 

     Состав  и структуру рабочей силы рассмотрим в таблицы №3 и проанализируем ее значение.

     Таблица №3 -   Состав и структура рабочей силы ПК «Хлебокомбинат №5» за 2006 – 2008 гг.

Категории и профессии работников 2006 2007 2008 Изменения за три года,

чел.

чел. % к итогу чел. % к итогу чел. % к итогу
По  организации, всего 87 100 60 100 45 100 -42
Рабочие, в том числе:

занятые в производстве, всего

69 79,3 47 78,3 32 71,1 -37
29 33,3 19 31,7 15 33,3 -14
Кондитеры 10 11,5 7 11,7 6 13,3 -4
Пекари 6 6,9 4 6,7 2 4,4 -4
Формовщики 7 8,0 4 6,7 4 8,9 -3
Тестомесы 6 6,9 4 6,7 3 6,7 -3
Служащие 18 20,7 13 21,7 13 28,9 -5
Из  них: руководители 6 6,9 4 6,7 4 8,9 -2
специалисты 12 13,8 9 15,0 9 20,0 -3
Слесари 5 5,7 4 6,7 3 6,7 -2
Электрики 2 2,3 2 3,3 2 4,4 0
Сантехники 4 4,6 1 1,7 1 2,2 -3
Водители 2 2,3 4 6,7 1 2,2 -1
Грузчики 4 4,6 1 1,7 - 0,0 -4
Экспедиторы 4 4,6 4 6,7 1 2,2 -3
Сторожа-вахтеры 4 4,6 4 6,7 4 8,9 0
Работники торговли 15 17,2 9 15,0 5 11,1 -10
 

     По  данным таблицы 3 можно сделать вывод, что обеспеченность трудовыми ресурсами ПК «Хлебокомбинат №5» малая. Численность работников с каждым годом сокращается. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. значительно уменьшилось количество рабочих (на 37 человек), в частности рабочих, занятых в непосредственном производстве (на 14 человек). Относительно постоянным остается число служащих.

     Рассмотрим  состав и структуру основных фондов  ПК «Хлебокомбинат №5» за 2006 – 2008 гг. по данным таблицы 4.

     Таблица №4 – Состав и структура основных фондов  ПК «Хлебокомбинат №5» за 2006 – 2008 гг.

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. Изменения за три года
тыс.

руб.

% тыс.

руб.

% тыс.

руб.

% тыс.

руб.

%
Здания 8190 51,2 8240 51,2 7795 50,6 -395 -4,8
Машины  и оборудования 4036 25,3 4002 24,9 4056 26,3 20 0,5
Транспортные  средства 845 5,3 942 5,9 758 4,9 -87 -10,3
Производственный  и хозяйственный инвентарь 304 1,9 287 1,8 287 1,9 -17 -5,6
Другие  виды основных средств 963 6,0 963 6,0 963 6,3 0 -
Земельные участки и объекты природопользования 1646 10,3 1646 10,2 1535 10,0 -111 -6,7
Итого основных средств 15984 100,0 16080 100,0 15394 100,0 -590 -3,7
Производственные 15021 94,0 15117 94,0 14431 93,7 -590 -3,9
Непроизводственные 963 6,0 963 6,0 963 6,3 0 -
 

     Из  данной таблицы видно, что, в общем, основные средства к 2008 году в ПК «Хлебокомбинат № 5» уменьшились на 590 тыс. руб., т.е. на 3,7 %. Это связано с уменьшением таких основных средств, как здания на 395 тыс. руб.,  транспортные средства на 87 тыс. руб., земельный участок на 111,0 тыс. руб.  и др. Но по структуре основных средств можно заметить и увеличение таких основных средств как машины и оборудование на 20 тыс. руб. В структуре основных фондов изменения не произошли по другим видам основных средств (жилье).

      Финансовые  результаты деятельности ПК «Хлебокомбинат №5»

      Таблица №5 – Финансовые результаты от реализации продукции ПК «Хлебокомбинат №5» за 2006-2007 гг.

      Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
      Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 18661 14419,6 5238
      Полная  себестоимость, тыс. руб. 16423 12521,2 4623
      Прибыль (убыток), тыс. руб. 2238 1898,4 615
      Рентабельность, % 13,63 15,16 13,3
 

     По  данным таблицы №5 можно сделать  вывод о том, что рентабельность реализации продукции в 2008 г. по сравнению с 2006 г. уменьшилась на 0,33%, а по сравнению с 2007 г. – на 1,86%. 

      2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5»

    Рассчитаем  и проанализируем основные показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5» на основе данных представленных в таблице №6.

    Таблица №6 -  Реальный ассортимент продукции за 2008 г. ПК «Хлебокомбинат №5»

Ассортиментная  группа Наименование Уд. вес наименований, % Объём производства, шт. Уд. вес произв-ва, % Цена за 1 шт., руб. Итого товарная продукция, руб
Хлеб              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пшеничный  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
54816 14,28 10,5 575568
Ржано-пшеничный 22969 5,98 10,7 245768,3
Горчичный 10958 2,85 11,2 122729,6
Молочный 1616 0,42 9,6 15513,6
Домашний 1378 0,36 12 16536
Ромашка 846 0,22 12,2 10321,2
Аромат 1337 0,35 10,8 14439,6
Спеккл 3305 0,86 9,8 32389
Древнерусский 2985 0,78 10 29850
Сдобный Майский 1604 0,42 13,2 21172,8
Каравай сувенирный 2985 0,78 14 41790
Тонус 109 0,03 14 1526
С Йодказеином 21 0,01 15,5 325,5
Итого 13 17,8 104929 27,33   1127929,6
Батоны    
Отрубной  
 
 
1939 0,51 8,8 17063,2
Домашний 743 0,19 7,6 5646,8
Бутербродный 1850 0,48 10,2 18870
Итого 3 4,1 4532 1,18   41580
Сдобные          
 
 
 
 
 
 
Рожок  
 
 
 
 
 
 
 
 
78 0,02 6,15 479,7
Булка с повидлом 2800 0,73 7,2 20160
Московская 24302 6,33 6,35 154317,7
Булка с маком 13671 3,56 5,5 75190,5
Бантик 6020 1,57 5 30100
Гребешок 5840 1,52 5 29200
Выборгская 103 0,03 8,2 844,6
Сибирская 3724 0,97 8 29792
Ярославская 3933 1,02 5,5 21631,5
Итого 9 12,3 69535 18,11   361716
Бараночные    
Сушки  
 
 
50238 13,09 15,8 793760,4
Бублики 34565 9,00 20,05 693028,25
Баранки 30543 7,96 16 488688
Итого 3 4,1 115346 30,05   1975476,65
Торты                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Детский 3кг  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
150 0,04 160 24000
Смуглянка 150 0,04 140 21000
Киевский 150 0,04 200 30000
Фуэте "Апельсин" 60 0,02 150 9000
Фуэте "Киви" 58 0,02 150 8700
Фуэте "Вишня" 30 0,01 150 4500
Искушение 1кг 47 0,01 180 8460
Азалия 40 0,01 170 6800
Византия 100 0,03 170 17000
Голубая лагуна 120 0,03 250 30000
Два шоколада 1кг 90 0,02 200 18000
Праздничный 86 0,02 160 13760
Райская вишенка 38 0,01 160 6080
Арабика 65 0,02 170 11050
Капучино 40 0,01 140 5600
Эдельвейс 45 0,01 180 8100
Подсолнухи 2кг 35 0,01 160 5600
Трюфель 99 0,03 210 20790
Прага 55 0,01 190 10450
Эксклюзив 13 0,00 230 2990
Итого 20 27,4 1471 0,38   261880
Пирожные                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Наполеон  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3309 0,86 8,3 27464,7
Заварное 8712 2,27 7,65 66646,8
Эклер 10234 2,67 10 102340
Эклер в шоколаде 8300 2,16 12,35 102505
Эклер "Мишутка" 8203 2,14 12,35 101307,05
Фуэте "Апельсин" 5200 1,35 12 62400
Фуэте "Киви" 5200 1,35 13 67600
Фуэте "Вишня" 5200 1,35 13 67600
Корзиночка 6000 1,56 9 54000
Земфира 3200 0,83 12,5 40000
Птичье  молоко 3200 0,83 12,2 39040
Вафельная трубочка 4326 1,13 11,2 48451,2
Слоёная трубочка 4502 1,17 11,9 53573,8
Кекс  столичный 671 0,17 26,15 17546,65
Слойка-язык 4500 1,17 15 67500
Рулет Лакомка 120 0,03 25 3000
Рулет Молочный 140 0,04 23,4 3276
Воздушное 150 0,04 16,2 2430
Итого 18 24,7 81167 21,14   526417,65
Пряники      
 
 
Донской с начинкой  
 
 
 
 
400 0,10 27,9 11160
Мятный 2665 0,69 26,09 69529,85
Шоколадный 883 0,23 34,5 30463,5
Днепровский 1022 0,27 25 25550
Медовый 926 0,24 28,4 26298,4
Итого 5 6,8 5896 1,54   163001,75
Печенье   Овсяное  
 
505 0,13 26,2 13231
Овсяное в шоколаде 500 0,13 29 14500
Итого 2 3 1005 0,26   27731
Всего 73 100 383881 100,00   4458001,65
 

     Широта  ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

     Оценивается коэффициентом широты и выражается как отношение действительного количества к базовому, которое регламентируется нормативными или техническими документами.

     В данном случае за базовую широту принимается  максимальный перечень товаров, имеющихся в конкурентных магазинах.

          , где Шд – показатель широты действительный; Шб – базовый;

         Шб = 90

         Шд = 73

         Кш = 73/90 = 0,81

     Чем ближе коэффициент широты к 1, тем  полнее ассортимент.

     В данный период на данном предприятии  широта данной продукции ниже чем 1, то есть ассортимент на 19% не раскрыт.

     Полнота – набор товаров одной группы. Характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований одной группы товаров. Выражается как отношение действительного показателя  к базовому:

          , где Пд – показатель полноты действительный однородной группы товаров; Пб - показатель полноты базовый однородной группы товаров. В данном случае за базовую широту возьмём максимальную полноту товаров, имеющихся в конкурентных магазинах.

     Посчитаем коэффициент полноты для каждой однородной группы товаров ПК «Хлебокомбината №5»:

     хлеб: Пд=13; Пб=20; Кп=0,65;

     батоны: Пд=3; Пб=8; Кп=0,38;

     сдобные и мелкоштучные изделия: Пд=9; Пб=16; Кп=0,56;

     бараночные: Пд=3; Пб=5; Кп=0,6;

     торты: Пд=20; Пб=22; Кп=0,9;

     пирожные: Пд=18; Пб=24; Кп=0,75;

     пряники: Пд=5; Пб=9; Кп=0,56;

     печенье: Пд=2; Пб=10; Кп=0,2.

     Проанализировав полученные значения, можно сделать вывод о том, что нужно увеличивать полноту в первую очередь по таким группам товаров как батоны, бараночные изделия и печенья.

Информация о работе Ассортиментная политика розничных торговых предприятий