Ассортиментная политика розничных торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5»

Задачи:

изучить теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия;
определить и проанализировать показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбината №5», выявить влияние ассортиментной политики на спрос потребителей и конкурентоспособность предприятия;
разработать направления по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5».

Содержание

Введение 3

Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий 4
Особенности формирования ассортимента в розничной торговле 4
Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий 5
Формирование ассортимента 11
Анализ ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5» 13
2. 1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ПК «Хлебокомбинат №5» 13

2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5» 15

Выводы и предложения 29

Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая организация .doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

     Глубина – это количество торговых марок товаров одного вида, их модификаций, товарных артикулов. Характеризуется коэффициентом глубины – отношением действительной глубины (Глд) к базовой (Глб). Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара. Рассчитывается по формуле:

     Кг= Глд ∕ Глб, где

     Глд – количество торговых марок, модификаций или товарных артикулов, имеющихся в наличии;

     Глб - количество торговых марок, модификаций или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

     Определим коэффициент глубины (Кг) для тортов фуэте, пирожного эклер и печенья овсяное:

     Торт  фуэте: представлен тремя модификациями  – «Апельсин», «Вишня» и «Киви»), т.е. Глд=3; Глб=6 (на рынке кондитерских изделий выпускают фуэте ещё трёх модификаций: «Клубника», «Банан», «Лайм»); Кг=0,5.

     Пирожное  эклер: Глд=3 (Эклер, Эклер в шоколаде, Эклер «Мишутка»);

     Глб=7 (Эклер, Эклер в шоколаде, Эклер «Мишутка», Эклер с варёной сгущёнкой, Эклер масляным кремом, Эклер с белковым кремом, Эклер с кремом-брюле); Кг=0,43.

     Печенье овсяное: Глд=2 (Овсяное, Овсяное в шоколаде); Глб=5 (Овсяное, Овсяное в шоколаде, Овсяное с корицей, Овсяное с изюмом, Овсяное в белом шоколаде); Кг=0,4.

     Таким образом, полученные значения говорят  о том, что видовой ассортимент большинства товаров недостаточно полон.

     Новизна (обновление) ассортимента -  способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

     Причинами, побуждающими продавца обновлять ассортимент, является замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом.

     Коэффициент обновляемости (Кн) – выражается через отношение количества новых товаров(н) к общему количеству наименований товаров (или действительной широте):

          , где н – кол-во видов  и наименований товаров.

         В нашем случае: н  = 21; Шд=73; Кн =0,29

         В 2008 году в ассортимент ПК «Хлебокомбинат № 5» было введено 21 новых наименований кондитерских и хлебобулочных изделий с целью стимулирования их покупки потребителями и создания конкурентных преимуществ организации (н = 21).

         От  состава и обновляемости ассортимента зависят рост товарооборота и ускорение реализации товара.

         Устойчивость  ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

         Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

         Ку = .

         В нашем случае: У = 20; Шд=73; Ку =0,27.

         Анализ  объёмов продаж позволил выявить, что  в ассортименте ПК «Хлебокомбинат № 5» 20 наименований кондитерских и хлебобулочных изделий пользуются устойчивым спросом у потребителей.

         Структура ассортимента товаров – соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе (Таблица №6).

         Из  таблицы №6 видно, что наибольшую долю в ассортименте по производству занимают бараночные изделия – 30,05%.

     Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

     Коэффициент рациональности (Кр) – средневзвешенное значение показателя рациональности с учётом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости, которые определяют экспертным путём и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. [4, с.104]

     Кр=∑(Ку ∙ ву + Кн ∙ вн + Кг ∙ вг) / 3, где

     вг, ву, вн - коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны.

     В нашем случае  возьмём среднее  значение Кг=0,61.

       Наиболее важным показателем в данной ситуации является коэффициент устойчивости, так как предприятие функционирует довольно давно и имеет значительную долю постоянных потребителей, предъявляющих устойчивый спрос на определённую продукцию с незначительными изменениями, поэтому будем считать, что ву=0,5. Однако, учитывая, что вкусы и привычки потребителей меняются, изменяется и сегмент потребителей по возрасту и другим факторам, вн примем за 0,2. При удовлетворении предпочтений разных сегментов потребителей в условиях насыщенного рынка немаловажное значение имеет вг=0,3.

     Кр=(0,27∙0,5 + 0,29∙0,2 + 0,61∙0,3)/3=0,125

     Данное  значение свидетельствует о том, что ассортимент нашего предприятия далеко не рационален. Причины этого состоят в том, что:

     Во-первых, предприятие делает акцент на производстве кондитерских изделий (имеются группы, обладающие наибольшими показателями полноты и глубины), хотя в рационе питания человека первостепенное значение имеет хлеб и хлебобулочные изделия;

     Во-вторых, ассортимент устойчив всего на 27%. Предприятие не всегда может удовлетворять спрос на одни и те же товары из-за возникающих сбоев в поставках сырья, недостатка товарных запасов и др.

     В-третьих, возможна погрешность при расчёте данного коэффициента, которая показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реальными потребностями, подкреплёнными покупательским спросом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  и предложения

     1) В процессе исследования были  изучены теоретические основы формирования ассортиментной политики розничных торговых предприятий;

     2) Дан анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5» показал, что реальный ассортимент является несбалансированным, так как не сочетает в рациональных пропорциях разные товарные группы;

     В силу решения данной проблемы  предложены следующие мероприятия:

      а) сформировать постоянную часть ассортимента, включающую максимально полное количество  товарных позиций, соответствующих твёрдо сформулированному спросу;

      б) расширить ассортимент до рационального уровня за счёт обновления;

      в) углубить ассортимент  батонов, бараночных изделий, пряников и печенья;

      г) с помощью рекламы мотивировать покупателей приобретать биологически полноценные продукты, богатые незаменимыми аминокислотами, витаминами, минеральными веществами.

       3) На основе реального разработан ассортимент, который позволит получать предприятию большую долю прибыли.

     В современных условиях рыночных отношений  формирование ассортимента, решение вопросов, связанных с его управлением и совершенствованием, а также разработка и последовательное осуществление ассортиментной политики являются важнейшими условиями организации эффективной роботы предприятия. 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 544 с. – (Высшее образование).
  2. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров» / Т.Н. Иванова. – М.: Академия, 2004.-287с.: ил, табл. – высшее профессиональное образование.
  3. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов / М. А. Николаева. – М. : Норма, 2007. – 448 с.
  4. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 314 с.
  5. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под. ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 303 с.

Информация о работе Ассортиментная политика розничных торговых предприятий