Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель:
подробное изучение повышения квалификации, аттестации и рационализации труда персонала.
Задачи:
- рассмотрение роли повышение квалификации персонала в современной организации;
- ознакомление с порядком проведения аттестации в современной организации;
- ознакомление с системой рационализации труда персонала.
Введение
В условиях становления рыночной экономики
в нашей стране особое значение приобретают
вопросы практического применения современных
форм управления персоналом, позволяющих
повысить социально-экономическую эффективность
любого производства.
Успех работы организации обеспечивают
работники, занятые в ней. Именно поэтому
современная концепция управления предприятием
предполагает выделение из большого числа
функциональных сфер управленческой деятельности
тех, которые связаны с управлением кадровой
составляющей производства - персоналом
предприятия.
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует рационализацию труда служащих, систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В повышении квалификации и рационализации труда заинтересованы как работодатели, так и сами работники, потому что новые технологии требуют постоянного обновления знаний, а рациональный труд сокращает время производственного процесса и повышает эффективность деятельности рабочих и служащих.
Вопросы аттестации, рационализации труда персонала, и повышение квалификации, рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.
В современных условиях перед повышением квалификации и рационализации труда рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.
С переходом к рыночной экономике функции предприятия по повышению квалификации персонала значительно расширяются. Прежде всего это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников. Системы рационализации труда и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должны быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе и изменения условий труда, а с другой - предоставить работникам возможность для переподготовки в соответствии с их интересами и принимать меры для облегчения трудовых процессов.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе аттестации, рационализации труда, и повышении квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах аттестации, рационализации труда, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.
Цель:
подробное
изучение повышения
Задачи:
- рассмотрение роли повышение квалификации персонала в современной организации;
- ознакомление
с порядком проведения
- ознакомление
с системой рационализации
Объект исследования:
процесс построения системы, повышения квалификации, аттестации и рационализации труда персонала в современной организации.
Предмет исследования:
основные
формы повышения квалификации, методы
оценки, используемые при аттестации,
рациональные условия труда персонала.
Глава I. Теоретические аспекты повышения квалификации, аттестации и рационализации труда персонала на предприятии.
§1. Повышение квалификации персонала и основные формы повышения квалификации.
Современное
производство предъявляет высокие требования
к обновлению конкретных знаний и навыков
не только рабочих, но и других категорий
промышленно-производственного персонала.
Главная задача повышения квалификации
сотрудников – обеспечить быструю реализацию
новых научных, технических, организационных
и экономических идей в практику деятельности
предприятия [29]. Один из путей совершенствования
системы повышения квалификации работников
– переход от сложившейся практики периодического
обучения к непрерывному обновлению знаний.
Поэтому повышение квалификации руководителей,
специалистов и служащих должно стать
основной частью государственной системы
непрерывного образования с подключением
сюда системы высшего и среднего образования
страны.
Повышение квалификации персонала – это
подготовка персонала с целью усовершенствования
знаний, умений и навыков в связи с повышением
требований к профессии или повышением
в должности [8; 21; 33; 55].
Повышение квалификации будет более
эффективным при соблюдении принципа
преемственности обучения и последующего
рационального использования кадров с
учетом приобретенных ими знаний и навыков.
Работа по повышению квалификации является
основной частью подготовки кадрового
резерва и потому предусматривается коллективными
договорами администрации с работниками
предприятия, а сами мероприятия по повышению
квалификации находят отражение в системе
планирования на предприятии [43; 63].
В системе повышения квалификации на производстве
существуют жесткие экономические критерии,
она ориентируется на конечный практический
результат, осуществляется тщательный
контроль и обязательно оценивается эффективность
каждой программы. Повышение квалификации
осуществляется в двух основных формах
тренировки профессиональных навыков
и развития работников. Рассматривая кадры
как важнейший ресурс производства, фирмы
ставят задачу оптимального его использования,
прежде всего, за счет повышения качества,
в том числе с помощью программ привлечения
рабочей силы, кадрового планирования,
отбора, мотивации, подготовки и повышения
квалификации. Единая кадровая политика
строится на базе тщательно разработанных
стандартов, устанавливающих требования
к персоналу, подробной регламентации
порядка работы с ними, введения типовых
процедур работы с кадрами.
Переход к новым технологиям требует
значительных затрат, связанных с обновлением
знаний, переподготовкой работников. Считается,
что переподготовить работника дешевле,
чем заменить его. Вот почему в последнее
время руководители многих фирм и организаций
пристальное внимание уделяют созданию
систем корпоративной подготовки специалистов,
прежде всего работе учебных центров и
учебных отделов. Без серьезных организационных
изменений в области подготовки и переподготовки
персонала трудно ожидать качественных
изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки
не могут заменить постоянной целенаправленной
работы по обучению, переподготовке, информированию
сотрудников. Когда-то работа с кадрами
заключалась в мероприятиях по набору
и отбору рабочей силы. Современные организации,
в которых хорошо поставлено дело управления,
считают, что набор подходящих людей является
всего лишь началом. В то время как большая
часть ресурсов организации представлена
материальными объектами, стоимость которых
со временем снижается посредствам амортизации,
ценность людских ресурсов с годами может
и должна возрастать. Таким образом, как
для блага самой организации, так и для
личного блага всего персонала руководство
организации должно постоянно работать
над всемерным повышением его потенциала.
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в соответствии с ее целями и стратегией развития.
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Повышение квалификации персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.
Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня - это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы.
Квалификация - это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой - уровень развития самого работника.
В период
интенсивных технологических
Повышение квалификации служащих и категорий
специалистов осуществляется в различных
формах. В частности, это могут быть курсы
при предприятиях и учреждениях с использованием
в качестве преподавателей как собственных
квалифицированных работников, так и специалистов
со стороны. Такая форма повышения квалификации
носит оперативный характер и обеспечивает
достаточную целенаправленность подготовки
[22]. Повышение квалификации, как и приобретение
знаний, навыков и умений, является результатом
самой производственной деятельности.
Специально организованное обучение позволяет
достичь цели за более короткий срок. Повышение
квалификации, как и приобретение знаний,
навыков и умений, является результатом
самой производственной деятельности.
Специально организованное обучение позволяет
достичь цели за более короткий срок.
Повышение квалификации направлено
на последовательное совершенствование
профессиональных знаний, умений и навыков,
рост профессионального мастерства. Например,
посредством оценки результатов деятельности
выявляются способности и возможности
управленческих кадров организации. Затем,
на основе анализа содержания работы,
устанавливается, какие способности и
навыки требуются для выполнения обязанностей
на всех линейных и штабных должностях
в организации. Это позволяет выяснить,
кто из руководителей обладает наиболее
подходящей квалификацией для занятия
тех или иных должностей, а кто нуждается
в обучении и переподготовке. Решив эти
вопросы, руководство организации разрабатывает
графики подготовки конкретных лиц, намечаемых
к возможному продвижению по службе или
переводу на другие должности [4; 27; 50]. Особенность
повышения квалификации состоит в том,
что слушатели, уже обладая определенными
знаниями и практическими навыками выполнения
работ, могут в силу этого критически относиться
к учебному материалу, стремясь получить
именно то, что им прежде всего нужно для
производственной деятельности [24]. Индикатором,
свидетельствующим о необходимости повышения
квалификации рабочих, служит наметившееся
снижение среднего разряда рабочих, отставание
разряда рабочих от разряда работ. Поэтому
систематическому анализу должны подвергаться
существующая и требуемая квалификационные
структуры рабочих кадров. Прежде всего,
необходим анализ причин сложившегося
положения - изменения в технике и технологии
выполнения работ, ставящего перед рабочим
задачу их освоения. Другим индикатором
может быть рост бракованной по вине рабочего
продукции. Поскольку одной из форм повышения
квалификации является освоение смежных
профессий, анализу должна быть подвержена
рациональность использования рабочей
силы по квалификации, использование фонда
рабочего времени, возможности устранения
его потерь.
Система
повышения квалификации, сложившаяся
на производстве, включает производственно-технические
курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым
профессиям, курсы целевого назначения
по изучению новых изделий, оборудования,
технологии, школы по изучению передовых
методов работы [52].
Производственно-технические курсы, как
наиболее массовая форма, создаются в
целях повышения производственных умений
и технических знаний рабочих до необходимого
уровня, в целях повышения квалификации
рабочих (разряда, класса и т.п.) в пределах
данной профессии и специальности. Продолжительность
обучения для каждой учебной группы устанавливается
индивидуально в пределах от трех месяцев
(с отрывом от производства) до шести (без
отрыва от производства).
Задача курсов по обучению вторым
и смежным профессиям видна из самого
названия. Однако, следует иметь в виду
одну их особенность. Если исходить из
сути повышения квалификации, когда повышается
разряд рабочего (или профессиональное
мастерство в пределах разряда) по имеющейся
у рабочего профессии (специальности),
то освоение других профессий вроде бы
не имеет отношения к повышению квалификации.
Но все дело в том, что это за профессии
и с какой целью они осваиваются. Если
рабочий осваивает смежные профессии,
т.е. находящиеся в тесной связи с основной,
относящиеся к комплексу взаимосвязанных
работ, на выполнении которых начинает
специализироваться работник - это можно
рассматривать как повышение его квалификации,
универсализма, условие применения более
рациональных форм организации труда
при работе по своей прежней профессии.
§2. Рационализация труда персонала и ее основные принципы.
Рационализация управленческого труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. Она направлена на использование в процессе труда последних достижений науки и техники менеджмента, а также передового управленческого опыта. В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные принципы:
1. Комплексность.
Проблема организации
2. Системность.
Если принцип комплексности
3. Регламентация. Это установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. При этом выделяется круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации, и вопросы, для которых нужны лишь рекомендации.
4. Специализация.
Она заключается в закреплении
за каждым подразделением
возложением на них полной ответственности за конечные результаты его деятельности в процессе управления. При этом следует иметь в виду, что существуют границы специализации, которые нельзя переступать, чтобы не сдерживать творческий рост работников, не влиять отрицательно на содержательность их труда.
5. Стабильность.
Трудовой коллектив должен
6. Целенаправленное
творчество. Оно заключается в
достижении двух
Каждый из рассмотренных принципов имеет самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая различные способы общего подхода к организации управленческого труда.
Организация рабочего места
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда персонала. Добиться этого можно учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки рабочих мест и рациональных условий труда. Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала.
Информация о работе Аттестация и рационализация труда персонала