Банкротство предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:18, реферат

Описание

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
1.Банкротство предприятия: предпосылки и последствия..7
2. БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………12
3. Обзор статей, посвященных банкротству…………………..19
3.1 нормальное банкротство………………………………………..19
3.2проблемные аспекты банкротства государственных предприятий в украине……………………………………………….24
3.3 кредиторы стали возбуждать меньше…………………..…31
3.4 СТАТИСТИКА ПО РЕГИОНАМ…………………………………………32
4.Санация как экономическая категория, ее необходимость. …………………………………………………………..34
4.1 Сущность финансовой санации…………………….……….34
4.2 Финансовая санация по решению арбитражного суда……………………………………………………………………………35
4.3 Санация путем реорганизации (реструктуризации).
5. Изменения в законе "О банкротстве"………………………….44
6. Анализ вероятности банкротства………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48

Работа состоит из  1 файл

bankrotstvo_predpriyatii.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

 

4

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..5

1.Банкротство предприятия:  предпосылки и последствия..7

2. БАНКРОТСТВО КАК  ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………12

3. Обзор статей, посвященных банкротству…………………..19

3.1 нормальное банкротство………………………………………..19

3.2проблемные аспекты банкротства государственных предприятий в украине……………………………………………….24

3.3 кредиторы стали возбуждать  меньше…………………..…31

3.4 СТАТИСТИКА ПО РЕГИОНАМ…………………………………………32

4.Санация как экономическая категория, ее необходимость. …………………………………………………………..34

4.1 Сущность финансовой санации…………………….……….34

4.2 Финансовая санация по решению арбитражного суда……………………………………………………………………………35

4.3 Санация путем реорганизации (реструктуризации).

5. Изменения в законе "О банкротстве"………………………….44

6. Анализ вероятности банкротства………………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемой   частью  рыночного  хозяйства  является  институт банкротства.   Он   служит   мощным   стимулом   эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы  кредиторов,  а также государства как общего регулятора рынка.

В  мировой  практике  законодательство о банкротстве  изначально развивалось  по  двум  принципиально различным направлениям. Одно из них   основывалось   на   принципах   британской   модели,   которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской  модели.  Основная цель законодательства здесь состоит в том,  чтобы реабилитировать компанию,  восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых   рыночных   стран   прослеживается   линия на  сближение, совмещение приведенных начал.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования  рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Существующая до 1999 г. нормативно-правовая база (опирающаяся  в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в  современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в Украине занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин.

Во – первых, в настоящее  время, в экономике ключевой проблемой  является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало  уже давно объявить банкротами, а  полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.

Во – вторых, с проблемой  банкротства предприятий юристам  приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

 

 

 

1 Банкротство предприятия: предпосылки и последствия.

 

С момента возникновения  частной собственности, существующие законы никогда не были милосердны к несостоятельным должникам. В  древние и феодальные времена, например, длительное время в качестве гаранта  обеспечения возвратности долга было не имущество, а сам должник: его жизнь, личная свобода и неприкосновенность. Так, в Римском праве еще в 12 столетии было записано, что кредиторы, не получившие удовлетворение своих претензий, имеют право разрубить должника на части.

В Норвегии древнее право  разрешало кредитору отрубать несостоятельному должнику ту или иную часть его  тела. Во время правления короля Карла V, в Германии несостоятельных  должников приравнивали к врагам, которых можно было подвергать немедленной казни. Указом короля Франции Франциска 1, изданном в 1536 г., предписывалось вести "против банкротов строгое производство ... их следует подвергать телесным покараниям, нацепить на них ошейник и поместить у позорного столба". Развитие капиталистических отношений требовало иных средств борьбы с этими явлениями. Постепенно в гражданском и торговом законодательстве большинства стран были введены нормы, которые направлены не на телесные покарания банкрота, а на взыскание его имущества с целью удовлетворения исков и претензии кредиторов. Эти вопросы регулируются, как правило, специальным законом о банкротстве.

Закон "О банкротстве" должен выполнять три основные функции:

  1. Служить в качестве механизма предотвращения непродуктивного использования активов предприятий.
  2. Быть инструментом реабилитации предприятий, которые оказались на грани банкротства, однако имеют существенные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Как правило, такая реабилитация предусматривает финансовую реорганизацию.
  3. Способствовать полной оплате долгов кредиторам.

В переходный к рыночной экономике период положения Закона "О банкротстве" относительно государственных предприятий должны быть несколько лояльными, чтобы  предотвратить в данном периоде  большую волну банкротств. Распространить лояльный подход на частный сектор (приватизированные предприятия) не представляется целесообразным, поскольку в этом кроется определенная опасность. Если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены действием закона о банкротстве, то может существенно пострадать финансовая дисциплина (расчстно-платежная дисциплина), а это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и снизит темпы его развития.

Согласно статьи 1 Закона Украины "О банкротстве", под  банкротством понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Основанием для возбуждения  дела о банкротстве предприятия  является письменное заявление любого кредитора должника, органов государственной  налоговой администрации или  контрольно-ревизионной службы в  арбитражный суд. Кредитор имеет право обратится с данным заявлением в случае, если дебитор неспособен удовлетворить на протяжении одного месяца признанные им претензионные требования.

Арбитражный суд принимает  решение о банкротстве должника в случае, если отсутствуют предложения  относительно проведения его санации, если все предложения о санации отклонены или сторонам не удалось согласовать ее условия. Постановлением о признании должника банкротом арбитражный суд определяет ликвидаторов. Ликвидаторы (ликвидационная комиссия) назначаются из числа представителей собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом является государственное предприятие.

С момента признания должника банкротом:

  • приостанавливается предпринимательская деятельность данного субъекта хозяйствования;
  • к ликвидационной комиссии переходят права распоряжения имуществом банкрота;
  • считаются такими, что истекли, сроки всех долговых обязательств банкрота;
  • прекращается начисление пени и процентов со всех видов задолженности.

Существенным также  является то, что арбитражный суд  может признать недействительным любое  соглашение относительно продажи имущества  должника, совершенное на протяжении трех месяцев до момента возбуждения  дела о банкротстве, если оно осуществлено в интересах должника. Кроме того, может быть аннулировано любое соглашение должника относительно продажи имущества или принятия на себя обязательства, на протяжении одного года до начала производства дела о банкротстве, если продажа имущества осуществлена с целью его сокрытия или неуплаты долгов, если должник в результате реализации соглашения получил намного меньше, нежели реальная цена соглашения, а также в случае, если должник в момент составления соглашения фактически уже был неплатежеспобным, или стал неплатежеспособным в результате исполнения данного соглашения.

С целью погашения  долгов, ликвидационной комиссией изымается  и оценивается все имущество  банкрота. Для имущества, которое  реализуется на аукционе, оценочная  стоимость является начальной.

Средства, вырученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение претензий кредиторов.

В первую очередь покрываются издержки, связанные с ведением дела о банкротстве в арбитражном суде и работой ликвидационной комиссии. Кроме этого удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Во-вторых, выполняются обязательства перед работниками предприятия-банкрота (по производственным результатам).

В-третьих, удовлетворяются требования по государственным и местным налогам и сборам и требования органов государственного страхования и социального обеспечения.

В-четвертых, удовлетворяются требования кредиторов, необеспеченные залогом.

В пятую очередь удовлетворяются требования членов трудового коллектива относительно возвращения взносов в уставной фонд предприятия.

Требования каждой последующей  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а в случае недостаточности  имущества для удовлетворения требований одной очереди, претензии погашаются пропорционально принадлежащей каждому кредитору сумме. Причем, требования, неудовлетворенные из-за недостаточности средств, считаются погашенными и переходят в состав безнадежной задолженности. Безнадежная задолженность возмещается за счет страхового резерва и включается в состав валовых издержек кредитора.

Безнадежная задолженность  залогодателя, признанного банкротом, возмещается также за счет страхового резерва кредитора после принятия арбитражным судом решения о  признании дебитора банкротом. Средства, полученные кредитором в результате завершения ликвидационной процедуры и реализации имущества залогодателя, включаются в состав валовых доходов кредитора в налоговый период их поступления.

Имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов и членов трудового коллектива, передается собственникам фирмы. Если вследствие полной ликвидации предприятия владельцы корпоративных прав, эмитированных таким предприятием, получают средства или имущество, стоимость которых превышает балансовую стоимость таких корпоративных прав, сумма превышения включается в налогооблагаемый доход таких лиц. В случае, когда сумма средств или стоимость имущества меньше номинальной стоимости корпоративных прав, сумма убытков относится к составу валовых издержек плательщика налога в налоговый период получения такой компенсации, но не ранее периода полной ликвидации предприятия-эмитента.

На основе результатов  своей деятельности ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и предоставляет его для утверждения  в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов имущества не осталось, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица - банкрота. Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требований кредиторов, предприятие считается свободным от задолженности и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

 

Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся  на Украине кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.

Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой единственно реальные и  законные инструменты вывода субъектов  предпринимательской деятельности из хронического состояния неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия, поскольку экономические законы, как и законы, учреждаемые государством, действуют не избирательно, и в круг объектов, регулируемых ими, неизбежно попадают или попадут в самом ближайшем будущем огромное количество предприятий и производственных объединений.

Основываясь на знании и  правильном понимании сути реструктуризации и банкротства, как одной из возможных  форм осуществления реструктуризации, можно использовать существующие правовые механизмы для преодоления финансово-экономического кризиса на каждом конкретном предприятии.

Информация о работе Банкротство предприятий