Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:18, реферат
В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.
Введение………………………………………………………………………..5
1.Банкротство предприятия: предпосылки и последствия..7
2. БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………12
3. Обзор статей, посвященных банкротству…………………..19
3.1 нормальное банкротство………………………………………..19
3.2проблемные аспекты банкротства государственных предприятий в украине……………………………………………….24
3.3 кредиторы стали возбуждать меньше…………………..…31
3.4 СТАТИСТИКА ПО РЕГИОНАМ…………………………………………32
4.Санация как экономическая категория, ее необходимость. …………………………………………………………..34
4.1 Сущность финансовой санации…………………….……….34
4.2 Финансовая санация по решению арбитражного суда……………………………………………………………………………35
4.3 Санация путем реорганизации (реструктуризации).
5. Изменения в законе "О банкротстве"………………………….44
6. Анализ вероятности банкротства………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48
Чтобы оптимизировать работу закона, Данишевская предлагает определиться, наконец, с ролью государства в вопросах финансового оздоровления. Только сбалансирование его функций как должника, кредитора, акционера позволит изменить отношение к банкротству в стране. Кроме того, необходимо создать условия для эффективной защиты права собственности и противодействия недружественным корпоративным поглощениям. Должны быть уточнены нормы, определяющие уголовную и административную ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство. Также предлагается изменить порядок выявления кредиторов и извещение заинтересованных лиц о возбуждении дела о банкротстве. Необходимо усовершенствовать порядок проведения собрания кредиторов, избрания комитета кредиторов и его компетенции, упорядочить участие различных госорганов в процедуре банкротства. Комплексное использование всех этих способов, по мнению участников конференции, позволит экономике и государству получать от банкротства не одни убытки, а пользу.
При ведении бизнеса в период экономической нестабильности, котороя существует в настоящее время на Украине, очень часто перед бизнесменами возникает попрос, как поступить, когда его фирма (предприятие) или предпринимательская деятельность (если он является частным предпринимателем) в силу ряда причин становиться убыточной или проблемной (есть долги которые проблематично вернуть, а именно: банковские кредиты, долги перед контрагентами по бизнесу, долги по налоговым обязательствам, штрафы и другие проблемы )? Каким способом избавиться от такой фирмы (предприятия) и как ликвидировать свою предпринимательскую деятельность, если бизнесмен является частным предпринимателем?
В настоящее время в Украинском
законодательстве предусмотрено 2 способа
ликвидации субъектов бизнеса (юридических
лиц — фирм, предприятий и физических
лиц --- частных предпринимателей ) ---
это банкротство и
Механизмы этих способов ликвидации субъектов
бизнеса регулируются следующими нормативными
актами: Законом «О востановлении платежеспособнсти
должника или признании его банкротом»,
Налоговоговым кодексом, Хозяйственным
кодексом, Законом «О хозяйственных обществах».
Как показывает статистика, практика ликвидаций
субъектов бизнеса в Украине за последние
три года, банкротств как способа ликвидации
проблемных и убыточных фирм (предприятий),
так же частных предпринимателей было
в 5,5 раз больше чем самоликвидаций. Этот
факт объясняется тем, что банкротство
более выгодно всем субъектом бизнеса
больше чем самоликвидация не только экономически.
Так же при банкротстве субъекты бизнеса
имеют возможность не только сохранить
большую часть своих денег, но и нервы.
При банкротстве субъекта бизнеса не проводятся
налоговые проверки его деятельности.
Факт того, что банкротство выгоднее для
субъектов бизнеса, чем самоликвидация,
доказывают следующие экономичесие приемущества:
1) Банкротство субъектов бизнеса осуществляется
без проверок налоговой инспекцией и налоговой
милицией.
--- При самоликвидации субъекта бизнеса,
налоговая инспеция совместно с налоговой
милицией осуществляет комплексную проверку
всей его предпринимательской деятельности
с момента государственной регистрации.
В ходе проведения этой комплексной проверки
налоговая инспекция совместно с налоговой
милицией может провести встречные проверки
деловых партнеров с которыми субъект
бизнеса работал. Для этого у налоговой
инспекции и налоговой милиции есть законные
основания.
2) При процедуре банкротства субъекту
бизнеса не начисляются штрафы, пени и
доначисления в бюджет.
--- При самоликвидаци, субъекту бизнеса,
налоговая инспекция по результатам проверки
его деятельности за выявленные нарушения
(а когода их нет, за вымышленные) , начисляет
штрафы, пени и доначисления в бюджет.
Размеры этих штрафов и доначислений в
настоящее время давольно значительные.
3) Процедуру банкротства субъект бизнеса
может проводить с банковскими кредитами
и различными долгами. Единственное условие,
чтобы сумма кредитов и долгов была не
меннее 300 минимальных зароботных плат.
--- Процедуру самоликвидации субъект бизнеса
не может проводить если имеет банковские
кредиты или другие значительные долги.
4) С момента возбуждения Хозяйственным
судом процедуры банкротства субъекта
бизнеса, наступает мораторий на начисление
штрафов и пени по банковским кредитам
и различным долгам.
--- При самоликвидации такого моратория
нет.
5) При банкротсве субъекта бизнеса на
законных основаниях снимаются все аресты
с его расчетных счетов, с недвижимости,
автотранспрта и другого имущества. Так
же все заложенное имущество выводится
из залога.
--- При самоликвидации субъекта бизнеса
снятие арестов с имущества и вывод имущества
из залога, невозможно по действующему
законодательству Украины.
6) При банкротстве субъект бизнеса имеет
возможность на законных основаниях спасти
и сохранить свое имущество, даже в случае,
если на него наложен арест или оно находится
в залоге.
--- При самоликвидации субъекта бизнеса
такой возможности спасти и сохраннить
свое имущество нет, согласно действующему
законодательству Украины.
7) При банкротстве субъекта бизнеса, погашаются
и списываются в полном объеме любые суммы
банковских кредитов, долгов перед контрагентами
по бизнесу, долгов по налоговым обязательствам,
штрафов и всех других долгов, которые
возникли у субъекта бизнеса.
--- При самоликвидации субъекта бизнеса
это невозможно.
Специалисты Адвокатско-Аудиторского
объединения «Бизнес-Рост» уже более семи
лет занимаются банкротствами различных
субъектов бизнеса , помогают погашать
банковские кредиты и различные долги,
снимать аресты с имущества и выводить
его из-под залога, спасать и сохранять
недвижимость, оборудование, автотранспорт
и другое имущество.
Специалисты Адвокатско-Аудиторского
объединения «Бизнес-Рост», имея значительный
опыт в процедуре банкротства субъектов
бизнеса, разработали технологии, которые
позволяют субъектам бизнеса успешно
решать свои финансовые проблемы и сохранять
свое имущество.
В состав Адвокатско-Аудиторского объединения
«Бизнес-Рост» входят квалифицированные
арбитражные управляющие, которые профессионально
осущестляют свои функции в процедуре
банкротства. [1]
3.2 Проблемные аспекты
банкротства государственных
Первая – выведение из хозяйственного
оборота неэффективно действующих субъектов,
что является чрезвычайно важным для сохранения
эффективной и конкурентоспособной экономики.
Вторая – возможная реабилитация и восстановление
платежеспособности таких неэффективно
хозяйствующих субъектов. Третья – защита
прав кредиторов, как в процессе хозяйственной
деятельности предприятия, так и в процессе
его финансового оздоровления.
Действительно, к процессу банкротства
в развитых странах относятся спокойно,
и даже благосклонно, поскольку для них
банкротство – это путь обновления, санации,
выхода из кризиса (если не отдельного
предприятия, то экономики в целом). Тем
более, что весьма незначительный процент
предприятий (например, в Великобритании
он составляет 0,7%) в ходе данного процесса
идет к ликвидации, все остальные, обновленные,
возвращаются в предпринимательство.
Однако, в Украине банкротство по сей день
воспринимается фактически как ликвидация
предприятия и стойко ассоциируется с
такими негативными явлениями как перераспределение
собственности, корпоративные конфликты,
уклонение от уплаты налогов, невыплата
заработной платы, вывода активов с предприятий,
скрытая приватизация госпредприятий.
Для Украины сегодня вопрос повышения
роли государства в ходе производства
по делам о банкротстве государственных
предприятий и предприятий, в уставном
фонде которых доля государственной собственности
превышает 25%, становится все более актуальным.
Особенно это касается усиления регуляторных
полномочий по контролю за деятельностью
участников процедуры банкротства, совершенствование
процедур банкротства. Уже давно назрела
необходимость создания комплексного
плана мероприятий по предотвращению
использования процедур банкротства государственных
предприятий с целью их теневой приватизации.
Увы, но такая практика, становится все
более распространенной в Украине.
До последнего времени, на многих предприятиях,
которые долгие годы работали убыточно,
не осуществлялись мероприятия по улучшению
их финансового состояния или их государственной
поддержки, не применялись меры по приватизации
этих предприятий, уставный фонд не приводился
в соответствие со стоимостью чистых активов,
не вносились изменения в перечень объектов,
не подлежащих приватизации. Вследствие
этого покупка инвесторами сверхубыточных
предприятий стала экономически невыгодной.
Ведь стоимость предприятия стала складываться
из стоимости основного капитала и суммы
долговых обязательств, а это, в свою очередь,
привело к установлению двойной стоимости
предприятия.
Следует так же отметить, что на многих
государственных предприятиях Украины,
которые оставались еще экономически
активными происходит бесконтрольное
со стороны органов управления увеличение
кредиторской задолженности.
Во многих случаях имеющаяся задолженность
не является экономически обоснованной.
Указанное наращивания задолженности,
как правило, может происходить двумя
путями. Первый путь – в результате потери
рынков сбыта и объективной стойкой неплатежеспособности
предприятий, недостаточности средств
на обновление производственных мощностей,
и второй путь – использование схем доведения
предприятия до банкротства. Сложившиеся
деструктивные тенденции, логично привели
к многочисленным случаям, так называемой
"скрытой приватизации" с применением
процедуры банкротства.
По официальной статистике Министерства
экономики Украины, в течение 2008-2009 годов
процедуру санации завершило 33 предприятия
государственного сектора экономики,
из которых 23 – восстановило платежеспособность,
10 – перешло в процедуру ликвидации.
По данным Всемирного банка и Международной
финансовой корпорации, позиция Украины
в рейтинге "Ведение бизнеса" за индикатором
"Закрытие бизнеса" является низкой
по сравнению с другими странами мира
и за последние годы к лучшему не изменилась.
Факторы, негативно влияющие на показатель
"Закрытия бизнеса", это временные
и финансовые затраты, связанные с процедурами
банкротства, низкий показатель индекса
взыскания в процедуре банкротства.
По показателю "Закрытия бизнеса"
Украина в 2009 году заняла 145 место среди
181 страны мира, бизнес-климат которых
исследовался. В среднем, продолжительность
процедуры банкротства в 2008-2010 годах составляла
2,9 года. Финансовые затраты на производство
дела о банкротстве в 2008-2010 годах составили
42% от среднего дохода на душу населения.
Индекс взыскания в процедуре банкротства
в 2008-2010 годах составлял 9,1 цент на доллар.
Низкий рейтинг Украины по показателю
"закрытия бизнеса" свидетельствует
о наличии в украинском законодательном
поле, регулирующего правовые аспекты
процедуры банкротства субъектов хозяйственной
деятельности, определенных препятствий,
а также об отсутствии прогрессивных реформ
в этой сфере государственного регулирования.
Украина имеет низкий рейтинг по показателю
"закрытие бизнеса" и в сравнении
с другими странами региона (Восточная
Европа и Центральная
Азия) – 26 позиция из 27, опережает лишь
Албанию. Для сравнения, продолжительность
процедуры банкротства в Казахстане составляет
1,5 года. Финансовые затраты на производство
дела о банкротстве в Казахстане и Кыргызской
Республике – 15 процентов от среднего
дохода на душу населения, в Молдове –
9 процентов, в Польше – 20 процентов. Индекс
взыскания в процедуре банкротства в Беларуси
составляет 33,4 цента на 1 доллар, Казахстане
– 40,6 центов, Польше – 29,8 центов.
Продолжительность процедуры банкротства
в Украине обусловлена тем, что установленные
сроки для проведения процедур банкротства,
на практике не соблюдаются.
В соответствии с Законом Украины "О
восстановлении платежеспособности должника
или признания его банкротом" предусмотрены
следующие сроки:
- Распоряжение имуществом – 7 месяцев;
- Санация (восстановление
платежеспособности
должника) – не может превышать 12 месяцев.
По ходатайству комитета кредиторов или
управляющего санацией или инвесторов
этот срок может быть продлен судом до
6 месяцев или сокращенно;
- ликвидация банкрота – не может превышать
12 месяцев. Хозяйственный суд может продлить
этот срок на 6 месяцев.
Насчитывается около 380 предприятий государственного
сектора экономики, находящихся в процедурах
банкротства более двух лет, а также имеются
предприятия, в отношении которых неоднократно
возбуждались дела о банкротстве.
Такие актуальные вопросы, как порядок
назначения арбитражных управляющих,
порядок продажи имущества в процедурах
банкротства, перечень объектов государственной
собственности, имущество которых может
быть отчуждено исключительно механизмами
приватизации, требуют оперативного решения
на законодательном уровне.
ПРОБЛЕМЫ УКРАИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Министерством экономики Украины ведется
законотворческая работа в данном направлении.
Так, в рамках рабочей группы, с участием
специалистов Всемирного банка, Американской
торговой палаты, Международной финансовой
корпорации и представителей юридических
компаний, разработан проект Закона "О
внесении изменений в некоторые законы
по совершенствованию процедур банкротства"
N5281 от 27.10.2009, который частично решает
вышеуказанные вопросы. Пока законопроект
передан лишь в профильный парламентский
комитет на рассмотрение (по состоянию
на 30.10.2009), потому, до сих пор остается
много проблемных аспектов в сфере банкротства
государственных предприятий в Украине.
Обозначим основные из них.
1. Применение в рамках производства по
делам о банкротстве Закона "О введении
моратория на принудительную реализацию
имущества", который не позволяет осуществлять
продажу имущества для удовлетворения
требований кредиторов. Ведь на сегодня
найдены другие механизмы отчуждения
государственного имущества (например,
отчуждение и списание основных фондов
субъектов хозяйствования), и в этом случае
названный законодательный акт не выполняет
свое предназначение, в результате чего
страдают экономические интересы государства.
2. Согласно действующим нормам статей
11, 14, 40, 53 Закона Украины "О восстановлении
платежеспособности должника или признания
его банкротом" установлено требование
относительно размещения объявления о
возбуждении производства по делу о банкротстве
в печатных СМИ. Это позволяет манипулировать
таким опубликованием, приводит к затягиванию
производства по делу о банкротстве, позволяет
должнику уклоняться от выполнения обязательств
перед кредиторами, увеличивает стоимость
процедур.
3. Действующим Законом Украины "О восстановлении
платежеспособности должника или признания
его банкротом" предусмотрена возможность
обжалования решений суда на разных стадиях
производства. Злоупотребление правом
на обжалование участниками дела, наличие
нескольких инстанций для обжалования,
значительная длительность рассмотрения
апелляционных и кассационных жалоб, приводит
к неоправданному затягиванию рассмотрения
дела, а следовательно к нарушению статьи
6 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод.
4. Согласно статье 13 Закона Украины "О
восстановлении платежеспособности должника
или признания его банкротом" процедура
распоряжения имуществом должника может
длиться в течение шести месяцев, также
определено, что этот срок судом может
быть продлен, однако не определено сколько
раз. Существующая практика свидетельствует
о произвольном толковании этой нормы,
необоснованном продлении сроков распоряжения
имуществом должника неограниченное количество
раз, а затем процедура распоряжения имуществом
должника может продолжаться в течение
нескольких лет.
5. Согласно статье 18 Закона "О восстановлении
платежеспособности должника или признания
его банкротом" управляющий санацией
обязан подать комитету кредиторов план
санации должника в течение трех месяцев
со дня вынесения решения о санации должника.
Существующая практика свидетельствует
о несоблюдении требований этой нормы
и вообще о ее неэффективность. Нередки
случаи, когда дело о банкротстве находится
длительное время в стадии процедуры санации
при отсутствии плана санации, мероприятия
направленные на восстановление платежеспособности
должника не осуществляются. Это приводит
к произвольному затягивание рассмотрения
дела о банкротстве.
6. Как показывает анализ судебной практики,
неплатежеспособному предприятию фактически
невозможно добиться от государственного
органа решения о проведении досудебной
санации – даже в судебном порядке. Обычно
суды аргументируют отказ в удовлетворении
подобных исков тем, что нормы Хозяйственного
кодекса Украины и Закона Украины "О
восстановлении платежеспособности должника
или признания его банкротом" предусматривают
право, а не обязанность собственника
имущества государственного предприятия-должника,
а также его учредителей, участников, кредиторов
и других лиц оказывать ему финансовую
помощь с целью предотвращения его банкротства.
Более того, даже в случае предоставления
добровольная помощь не является бесплатной,
поскольку обусловлена одновременным
принятием на себя соответствующих обязанностей.
Таким образом, рассчитывать за помощь
государства могут только те предприятия,
в восстановлении платежеспособности
которых она крайне заинтересована.
Это лишь первоочередной перечень лакун
законодательства Украины, который требует
урегулирования. Их урегулирование, в
свою очередь, обеспечит принятие своевременных
и более эффективных мер по восстановлению
платежеспособности предприятий, в частности,
позволит сократить стоимость и сократить
длительность процедуры банкротства,
существенно повысить коэффициент взыскания
и как следствие, улучшить общую социально-экономическую
ситуацию в стране в целом. [3]
3.3 Кредиторы стали возбуждать меньше
Количество возбужденных дел о банкротстве в 2009 году снизилось на 30%, а в начале нынешнего — еще на 20%. Это вызвано сложностью процедуры и попытками кредиторов договориться с должниками в досудебном порядке, считают эксперты.
Количество возбужденных дел о банкротстве украинских компаний за период кризиса сократилось, сообщил вчера директор департамента по вопросам банкротства Министерства экономики Юлиан Хорунжий. В начале 2008 и 2009 годов было 290 и 202 дела соответственно, а в начале 2010 года — только 150. Число дел о банкротстве за год снизилось с 3330 в 2008 году до 2712 в 2009 году. “Учитывая последствия кризиса, мы видим уменьшение количества возбужденных дел как в целом, так и в отношении государственных предприятий”,— сказал чиновник. При этом число дел, возбуждаемых по заявлению должника, выросло с 42% от общего числа дел до более чем 50%.
Эту динамику в Минэкономики
объясняют сложной процедурой банкротства
и дефицитом средств у
Управляющий директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко согласен с выводами Минэкономики. “Ранее ожидалось банкротство предприятий, активы которых находятся в залоге у банков. И то, что этого не происходит, показывает, что кредитным учреждениям приходится соглашаться на рассрочку долга”,— говорит эксперт. “Нельзя сказать, что процедура банкротства стала менее привлекательным выходом из сложившейся ситуации. Она позволяет кредитору добиться контроля над должником и обеспечить возврат хотя бы части долга,— отмечает партнер фирмы Astapov Lawyers Татьяна Кузьменко.— Техническое банкротство очень выгодно самому предприятию: на время банкротства накладывается мораторий на выполнение требований кредиторов, предприятие получает передышку и в случае улучшения ситуации может само отказаться от процедуры банкротства”. Улучшение статистики Минэкономики юрист объясняет тем, что суды в прошлом году стали активно отказывать предприятиям в возбуждении дел о техническом банкротстве. Юрий ПАНЧЕНКО[4]
4.1.Сущность финансовой санации.
Мероприятия по оздоровлению финансовой системы Украины могут дать положительные результаты только при условии санации финансов базового звена экономики - предприятий.
В последнее время в стране наблюдается стабильная тенденция к увеличению количества финансово- несостоятельных предприятий (в 1993 году убыточным было каждое двенадцатое предприятие; в 1994г. - каждое девятое; в 1995г. - каждое пятое; в 1996г. - 30%, а в 1997г. - 45% всех субъектов хозяйствования работали с убытками). Как следствие, наибольшее количество исковых заявлений в арбитражные суды поступает в связи с банкротствами предприятий. Так, в 1996 году суды приняли к рассмотрению 9500 таких заявлений, из них было реально рассмотрено - 3600 дел и только 1700 предприятий было признано банкротами. В то же время, банкротство предприятия и его ликвидация означает не только убытки для его акционеров, кредиторов, производственных партнеров, потребителей продукции, но и уменьшение размеров налоговых поступлений в бюджет, а также увеличение безработицы, что в свою очередь может служить одним из факторов макроэкономической нестабильности. Существенным является то, что среди предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении, значительный удельный вес таких, которые временно оказались в затруднительном положении и при условии проведения их финансовой санации могут рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово хозяйственную деятельность. Однако, вследствие несовершенного законодательства, отсутствия необходимого технико-методического обеспечения процессов санации, дефицита квалифицированного в этих вопросах финансового менеджмента и других субъективных и объективных причин, многие из потенциально жизнеспособных предприятий, в том числе тех, которые относятся к приоритетным отраслям народного хозяйства Украины, становятся потенциальными банкротами. В связи с этим, изучение темы "Финансовая санация предприятий" является особенно актуальным.
В чем же состоит сущность финансовой санации предприятии?
Термин "санация" происходит от латинского "хапаге" и переводится как оздоровление или лечение.
Финансово-кредитный словарь трактует это понятие, как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Тут же определено, что санация осуществляется путем:
4.2.Финансовая санация по решению арбитражного суда.
Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника является основанием для проведения санации.
Арбитражный суд может
вынести постановление о
Граждане и юридические лица, которые желают приобрести процессуальный статус санаторов, должны согласно статье 10 Закона Украины "О банкротстве" подать заявление в арбитражный суд с письменным обязательством о переводе на них долга лица, против которого возбуждено дело о банкротстве. В этом же заявлении должны быть изложены предложенные условия санации должника. Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если лицо, которое желает принять участие в санации должника, не определило в заявлении условия санации (форму реструктуризации, сроки и последовательность выполнения долговых обязательств). Для санатора побудительным мотивом участия в финансовом оздоровлении предприятия-должника может быть эффект синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации, диверсификации продукции или рынков сбыта своей продукции, сохранения надежного поставщика сырья и материалов и т. п.