Банкротство предприятия: пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении сущности банкротства, путей и возможных механизмов финансового оздоровления предприятия.
Предметом исследования является финансовая несостоятельность предприятия и методы его финансового оздоровления.

Содержание

Введение
Глава Ι: Теоретические основы о банкротстве
1.Банкротство фирм: понятие и сущность
2.Признаки и виды банкротства
3.Предпосылки возникновения банкротства фирмы
Глава ΙΙ: Опыт российских компаний
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

банкротство предприятия пути его преодоления ГОТОВО.docx

— 59.52 Кб (Скачать документ)
  • относящимися к отраслям, определенным Правительством РФ;
  • имеющими стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость;
  • являющимися головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа.

Кроме того, для получения решения  о реструктуризации задолженности  предприятия должны были потратить  значительные средства на подготовку процедуры реструктуризации (оплата оценки обеспечения, нотариального  заверения договора залога и пр.).

При управлении платежеспособностью  предприятия особое значение обращается на статьи баланса, отражающие наличие  денег в кассе предприятия  и на расчетном счете в банке. Эти сведения выражают совокупность имущества (денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению  с другими видами имущества. В  условиях финансового кризиса основной задачей управления платежеспособностью  является немедленное изыскание  денежных средств, необходимых для  погашения краткосрочных обязательств предприятия.

В этой связи одним из оптимальных способов управления платежеспособностью  предприятий считается ведение  платежного календаря, разрабатываемого обычно на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам  и т.п.) и состоящего из следующих  разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих  платежей и график поступления денежных средств.

На предприятии возможно составление как отдельных видов  платежных календарей (налоговый  платежный календарь, платежный  календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита), так и платежного календаря  по предприятию в целом.

Использование платежного календаря позволяет выявить  временной период, когда риск возникновения  дефицита будет особенно велик, и  заблаговременно принять соответствующие  меры по снижению этого риска.

В платежном календаре  предприятия должны быть учтены текущие  платежи и платежи по просроченной задолженности.

Предприятие на основании  платежного календаря должно определить дефицит денежных средств, необходимых  для выполнения графика предстоящих  платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его  устранения.

Увеличение денежных средств предприятия может быть достигнуто переводом активов предприятия в денежную форму.

  1. Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, восстановление его платёжеспособности и накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления  Основными причинами такого положения являются: недостаток инвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнего управляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражных управляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами.

Основная роль в осуществлении  внешнего управления отводится внешнему управляющему, утверждаемому арбитражным  судом одновременно с введением  данной процедуры.

Внешний управляющий для реализации процедуры внешнего управления разрабатывает  план внешнего управления, подготовка, утверждение на собрании кредиторов и реализация которого являются ключевыми  моментами процедуры досудебной санации.

Разработка плана внешнего управления должна осуществляться на основе данных, полученных при проведении инвентаризации имущества и обязательств должника, а также выводов, сформированных в результате анализа финансового  состояния должника. При разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий  должников, а также сроки реализации процедуры внешнего управления.

Процедура внешнего управления вводится на срок 18 месяцев, который может  быть продлен, но не более чем на шесть месяцев, если имеются достаточные  основания полагать, что продление  срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Тем не менее, несмотря на возможность  продления процедуры внешнего управления, установленные законодательством временные рамки проведения внешнего управления иной раз не позволяют полностью восстановить платежеспособность должника.

В плане внешнего управления предусматриваются  конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, регламентируемые в законодательстве.

Это такие меры, как:

  • перепрофилирование производства,
  • закрытие нерентабельных производств,
  • взыскание дебиторской задолженности,
  • продажа части имущества должника,
  • уступка прав требования должника,
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника унитарным предприятием или иными лицами,
  • продажа предприятия должника,
  • увеличение уставного капитала должника за счет участников и третьих лиц,
  • замещение   активов   и   любые   иные   меры,   не   противоречащие законодательству.

Вся деятельность внешнего управляющего сосредоточена на разработке комплекса мероприятии и проведение работ по выводу предприятия из кризиса и его финансового оздоровления, условий и порядка их реализации, а также обосновании возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Практика свидетельствует, что  именно отсутствие обоснованных экономических  расчетов принимаемых решений изначально было одной из основных причин низкой эффективности внешнего управления.

План внешнего управления представляется на утверждение внешним управляющим  собранию кредиторов и передается арбитражному суду Внешний управляющий проводит мероприятия, предусмотренные планом, а конкурсные кредиторы и арбитражный  суд осуществляют контроль за деятельностью внешнего управляющего на предмет соответствия его действий требованиям закона и плану внешнего управления.

Внешнее управление может быть завершено  восстановлением платежеспособности должника, заключением мирового соглашения, продлением установленного срока внешнего управления, признанием должника.

Весь комплекс мероприятий, осуществляемых на этапе внешнего управления, а также последствия введения внешнего управления должны быть направлены на достижение двух неразрывно связанных целей: восстановлению платежеспособности должника и удовлетворению требований кредиторов.

конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев.

Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей: в первую включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Параллельно процессу формирования конкурсной массы идет процесс выявления кредиторов (расчеты производятся в соответствии с реестром, который подлежит закрытию в течение 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; после закрытия реестра конкурсный управляющий начинает расчеты с кредиторами).

В процессе конкурсного производства есть возможность введения внешнего управления при условии, что этой процедуры, а также финансового  оздоровления не было, а у должника появились достаточные денежные средства для ведения самостоятельной  хозяйственной деятельности.

Правовые последствия  открытия конкурсного производства:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
  4. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается только в порядке, установленном ФЗ о банкротстве;
  5. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника (наложение новых арестов и иных ограничений не допускается);
  6. прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления, собственника имущества должника - унитарного предприятия (исключение - полномочия органов управления принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Конкурсный управляющий  утверждается арбитражным судом (действует до даты завершения конкурсного производства; публикует сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Российской газете»).

В конкурсном производстве у должника может быть только один расчетный счет (другие расчетные счета закрываются; при наличии у третьих лиц задолженности перед должником в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть счет должника в иностранной валюте).

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности  имущества должника, считаются погашенными (погашенными также считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или арбитражный суд признал их необоснованными).

Кредиторы, требования которых  не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами (при отсутствии такого имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий  обязан представит в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (к нему прилагаются - документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов).

После рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства(определение может быть обжаловано до внесения записи в реестр; с даты внесения записи в реестр конкурсное производство считается завершенным).

  1. Мировое соглашение – процедура банкротства, которую могут заключить организация-должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, а со стороны организации-должника – руководителем организации, внешним управляющим или конкурсным управляющим. В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается в  письменной форме и должно быть подписано  всеми участниками, решившими заключить  мировое соглашение. Мировое соглашение может быть заключено только после  погашения задолженности по требованиям  кредиторов первой и второй очереди.

Информация о работе Банкротство предприятия: пути его преодоления