Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию безработица, исследовать ее причины и виды;
2. Проанализировать конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы;
3. Рассмотреть инвестиционную политику и занятость;
4.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы, а так же основные направления государственного регулирования рынка труда.

Содержание

Введение
1. Сущность безработицы
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды. Естественный уровень безработицы и его измерение. Кривая А. Филлипса
1.2 Конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы
1.3 Инвестиционная политика и занятость
2. Экономические и социальные последствия безработицы
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа безработица.doc

— 450.50 Кб (Скачать документ)

- координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию  деятельности государственных органов,  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости населения;

- международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая  вопросы, связанные с трудовой  деятельностью граждан Российской  Федерации за пределами территории  Российской Федерации и иностранных  граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм[1,ст.5].

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных  со стороны государства относится  выплата пособий по безработице, в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ о занятости пособие  по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

В Распоряжении Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р  “ О Концепции действий на рынке  труда на 2008 - 2010 годы ” государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения[2,ст.3].

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

- содействие  в реализации прав граждан  на свободное распоряжение своими  способностями к труду и достойный  труд по свободно выбранному  роду деятельности и профессии;

- обеспечение  реализации прав граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение  соблюдения прав в области  охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений  прав трудящихся, в том числе  дискриминации в сфере труда;

- содействие  обеспечению работодателей рабочей  силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач  по содействию занятости населения  и обеспечению экономики и  социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается  обеспечить путем повышения эффективности  функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью  предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной  политики на рынке труда и внедрение  инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

- совершенствование  законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение  сбалансированности профессионального  образования и спроса на рабочую  силу;

- развитие региональных  рынков труда и повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация  привлечения иностранной рабочей  силы;

- стимулирование  экономической активности населения;

- повышение  качества рабочих мест.

В целях содействия занятости населения и обеспечения  защиты граждан на рынке труда  Республики Мордовия принята «Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2009-2011 годы» [3,с.38].

Основными задачами Программы являются:

- повышение  информированности населения о  положении на рынке труда республики;

- дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации населения и психологической поддержки безработных граждан;

- совершенствование  качества и структуры профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан;

- содействие  трудоустройству граждан, ищущих работу;

- внутренней  и внешней трудовой миграции;

- оказание социальной  поддержки безработным гражданам.

Мероприятия Программы  сгруппированы в семь подразделов, характеризующих основные направления  содействия занятости населения:

1. Информирование  населения и работодателей о  положении на рынке труда.

2. Содействие  трудоустройству граждан, ищущих  работу, в том числе: организация  ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест; организация проведения  оплачиваемых общественных работ;  организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; содействие самозанятости безработных граждан.

3. Профессиональная  ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан.

4. Организация  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации безработных  граждан.

5. Социальная  адаптация безработных граждан  на рынке труда.

6. Регулирование  внутренней и внешней трудовой миграции.

7. Оказание социальной  поддержки безработным гражданам.

Реализация  данной Программы приведет к снижению уровня общей и регистрируемой безработицы  и сдерживанию ее роста в пределах 3,6 % (общая) и 1,6 % (регистрируемая); численность  граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения, ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 0,5 % и составит к 2011 году 21,4 тыс. человек; удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы, достигнет 63,0 %; численность граждан, получивших государственные услуги по информированию, ежегодно будет составлять 13,0 тыс. человек; количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест ежегодно будет увеличиваться и составит к 2011 году 195 единиц; численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации, ежегодно будет составлять 32,0 тыс. человек; численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временную работу, ежегодно будет увеличиваться на 1,1 % и составит к 2011 году 8,9 тыс. человек; численность безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроенных на временную работу, ежегодно будет увеличиваться и составит к 2011 году 310 человек; численность безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, трудоустроенных на временную работу, ежегодно будет увеличиваться и составит к 2011 году 85 человек; численность граждан, участвующих в оплачиваемых[4,ст.3].

3.2 Современные  подходы к регулированию рынка  труда в странах Европейского  Союза

Многие зарубежные страны формируют новые подходы  к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в  постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. Поэтому для России, являющейся активным участником мирового экономического сообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда[9,с.1].

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений.

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента[12,с.8]:

1) ограничительную  фискальную политику, которая направлена  на поддержку менее прибыльных  предприятий и сдерживание прибыли  высокодоходных компаний для  снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности  в заработной плате, которая  преследует цель достижения равной  оплаты за равный труд независимо  от финансового положения предпринимателя  или отраслевой принадлежности  фирмы;

3) стимулирование  создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке  и переобучению кадров;

4) селективную  (выборочную) поддержку в секторах  экономики, имеющих низкие экономические  показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач.

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование  рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные  работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в  суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда.

В современных  условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностью воспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные и негативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникает необходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономических процессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединение экономического пространства послужило толчком к формированию целостной политики занятости для государств, входящих в состав ЕС[11,с.5].

В 2000 г. была принята  так называемая Лиссабонская стратегия, предусматривающая реформы экономики, рынка труда и социальной политики, направленные на поддержку экономического роста и роста занятости; она ставила задачи повышения уровня занятости населения, в том числе за счет граждан старших возрастов и молодежи, а также сокращения женской безработицы. Однако эти задачи не были решены[10,с.4].

В настоящее  время можно выделить несколько  направлений, определяющих пути решения  проблем в области рынка труда  в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:

- увеличение  численности экономически активного  населения за счет привлечения  в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов  (изменение законодательства, регулирующего  использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение  продолжительности активной трудовой  жизни за счет стимулирования  более раннего выхода молодежи  на рынок труда, а также удержания  людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование  безработных к выходу на рынок  труда за счет изменения системы  социального страхования, в том  числе страхования по безработице;

- повышение  мобильности рабочей силы внутри  Евросоюза за счет изменения  миграционной политики и ее  ориентации на обеспечение свободы  перемещений между странами ЕС  и другие.

Основными мерами гибкой политики занятости являются:

- мотивация  профессиональной подготовки работников в течение всей жизни для повышения квалификации или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;

- поддержка  равных возможностей для всех  на рынке труда;

- гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, механизмов формирования заработной платы, мобильности работников;

- изменение  форм трудовых контрактов с  учетом потребностей работодателей  и работников;

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия