Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:10, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями экономических преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
1 Ценообразование
на предприятиях
В условиях реформирования
экономики и перехода к рыночным
отношениям в Республике Беларусь ценовая
политика, принципы формирования и
регулирования ценообразования
становятся важными областями
Важное место среди
различных рычагов
Цена оказывает
Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуры товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, так как предопределяет размер его доходов и прибыли,
то есть финансовое
благополучие и возможности
В рыночной системе хозяйствования цена играет главную структуроопределяющую роль, выступает основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами:
- Формирование конечного
уровня цены происходит не
в сфере производства, а в сфере
реализации продукции, то есть
на рынке, цена всегда
- Цены на продукцию,
товары, услуги определяются
- Цены выявляют диспропорции
между предложением (производством)
и спросом (потреблением) и мгновенно
реагируют – включается
спрос и предложение.
- Цена несет в себе
свойство конкурентности, выступая
инструментом конкурентной
- Роль государства в
ценообразовании ограничена –
оно определяет общие правила
формирования цен, а фиксирует
или регулирует цены только
на ограниченный круг
В рыночной системе механизм
свободного ценообразования сочетается
с государственным
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.
В современной экономической теории чаще всего рассматривают цену как результат функционального взаимодействия ценообразующих факторов, действующих в совокупности и неразрывном единстве.
Цена как экономическая
категория имеет несколько
-денежное выражение стоимости товара;
-экономическая категория,
служащая для косвенного
-количественное соотношение
конкретных спроса и
-фундаментальная
Ценовая система — это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.
Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.
Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности).. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов.
Договорные цены – это
цены, величина которых определена
предваряющим акт купли-продажи
соглашением, документально зафиксированным
контрактом между продавцами и покупателями.
В современной практике делового
сотрудничества принято выделять в
договорах специальный раздел, в
котором оговаривается уровень
цен. В ряде случаев в договоре
фиксируется не абсолютная величина
цен, а диапазон цен (в пределах от
и до), верхний или нижний уровень
(не выше или не ниже) либо связь с
государственными, рыночными, мировыми
ценами. Оговаривается также
Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке .
Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена отражает затраченный труд, материальные и другие затраты на производство и реализацию продукта, то есть величину совокупных издержек производства. Применив в расчетах систему стоимостных качественных показателей, можно определить, насколько эффективно используются на предприятии труд и другие факторы производства. Ее уровень зависит от признания товара потребителем, то есть спроса и предложения. В иных случаях окончательная цена продукта может оказаться значительно ниже предельного норматива рентабельности.
Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях рыночной экономики цена дает возможность альтернативного выбора принятия решения. В частности, предприятие может стимулировать производство и продажу продуктов, варьируя уровень прибыли в цене, прибегая к надбавкам и скидкам, и т.п. Это приводит к тому, что предприятие может иметь различный уровень доходов и побуждает его к обновлению ассортимента, поиску новых рынков сбыта, расширению производства более прибыльной продукции.
Важным моментом в проявлении
стимулирующей функции является
обеспечение качества и конкурентоспособности
предприятия. Предприятия, реализуя различные
продукты по низкой или высокой цене,
должны обеспечить в том и другом
случае качественный уровень обслуживания.
В этом выражается важнейший фактор
конкурентоспособности
Функция цены как средства более рационального размещения производства тесно связана со стимулирующей функцией. В условиях конкуренции с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где наблюдается высокая норма прибыли.
Распределительная функция цены связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики. Регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. С помощью цены создаваемая стоимость перераспределяется между производителем, потребителем и государством.
Функция сбалансированного спроса и предложения состоит в осуществлении через цены связей между производством и потреблением, предложением и спросом. Цены сигнализируют о диспропорции в производстве и обращении.
Информационная функция обеспечивает доведение информации о ценах до всех субъектов рынка.
Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- и макроэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.
На макроуровне цена формирует
структуру экономики, способствует
совершенствованию ее важнейших
пропорций (между фондами возмещения,
потребления и накопления, отраслями
народного хозяйства, производственной
и непроизводственной сферами и
т. д.). Цены сигнализируют о возникающих
в экономике диспропорциях. Когда,
например, какая-либо продукция на рынке
становится дефицитной, т. е. спрос превышает
предложение, цены реагируют повышением.
Высокие цены привлекают для производства
такой продукции свободный
Формирование цены на товары и услуги представляет собой сложный процесс ценообразования.
Ценообразование –
это процесс по установлению,
регулированию цен и контролю
за их применением
Принципы ценообразования — это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в национальной экономике системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение её качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.
Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.
Информация о работе Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов