Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:10, реферат

Описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями экономических преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа состоит из  1 файл

1 Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

1 Ценообразование  на предприятиях промышленности  строительных материалов


    1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая  политика, принципы формирования и  регулирования ценообразования  становятся важными областями экономических  преобразований. Являясь составной  частью общей государственной экономической  политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется  в рамках единой методологической концепции.

Важное место среди  различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам  и ценообразованию, в которых  отражаются все стороны его экономической  деятельности.

Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает  как связующее звено между  производителем и потребителем, как  механизм обеспечения равновесия между  спросом и предложением. Основными  факторами, способствующими усилению роли цен, выступают: увеличение размеров хозяйствующих субъектов и усложнение форм их деятельности в условиях рынка; неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и общей экономической  эффективности промышленного производства. Состояние системы цен — уровень, динамика, соотношение цен — существенно  влияет на жизнеспособность субъектов  экономики. Прежде всего, цены оказывают  воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность предприятий.

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуры  товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого  конкретного предприятия, так как  предопределяет размер его доходов  и прибыли,

 то есть финансовое  благополучие и возможности производственного  и социального развития, личный  доход собственника.

В рыночной системе хозяйствования цена играет главную структуроопределяющую  роль, выступает основным звеном системы  рыночного саморегулирования и  характеризуется следующими моментами:

- Формирование конечного  уровня цены происходит не  в сфере производства, а в сфере  реализации продукции, то есть  на рынке, цена всегда является  рыночной величиной.

 

 

 

 

 

 

- Цены на продукцию,  товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате  этого нет отчуждения товаропроизводителей  от результатов труда.

- Цены выявляют диспропорции  между предложением (производством)  и спросом (потреблением) и мгновенно  реагируют – включается механизм  рыночного ценообразования, поэтому  цена служит равновесной величиной,  балансирующей

 спрос и предложение.

- Цена несет в себе  свойство конкурентности, выступая  инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива  капиталов.

- Роль государства в  ценообразовании ограничена –  оно определяет общие правила  формирования цен, а фиксирует  или регулирует цены только  на ограниченный круг продукции,  товаров, сырья, услуг, имеющих  значение для обеспечения и  поддержания жизненного уровня  населения.

В рыночной системе механизм свободного ценообразования сочетается с государственным регулированием. В силу всего этого рыночные цены динамичны, постоянно меняются под  влиянием различных факторов и поэтому  трудно прогнозируемы. Определение  обоснованного уровня цены – наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию  множества факторов, которые нужно  учитывать специалистам по ценообразованию.

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения  действующих.

В современной экономической  теории чаще всего рассматривают  цену как результат функционального  взаимодействия ценообразующих факторов, действующих в совокупности и  неразрывном единстве.

Цена как экономическая  категория имеет несколько определений:

-денежное выражение стоимости  товара;

-экономическая категория,  служащая для косвенного измерения  величины затраченного на производство  товара общественно необходимого  рабочего времени ;

-количественное соотношение  конкретных спроса и предложения  ;

-фундаментальная экономическая  категория, означающая количество  денег, за которое продавец  согласен продать, а покупатель  купить единицу товара .

Ценовая система — это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.

Регулирование цен по величине может также проводиться путем  утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности).. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для  предприятий-монополистов.

Договорные цены – это  цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи  соглашением, документально зафиксированным  контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в  договорах специальный раздел, в  котором оговаривается уровень  цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с  государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены  от непосредственного ценового вмешательства  государственных органов, формируются  по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения  и носят название равновесных  цен, то есть таких цен, при которых  объем спроса равен объему предложения  товаров на рынке .

Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена отражает затраченный труд, материальные и другие затраты на производство и реализацию продукта, то есть величину совокупных издержек производства. Применив в расчетах систему стоимостных качественных показателей, можно определить, насколько эффективно используются на предприятии труд и другие факторы производства. Ее уровень зависит от признания товара потребителем, то есть спроса и предложения. В иных случаях окончательная цена продукта может оказаться значительно ниже предельного норматива рентабельности.

Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях рыночной экономики цена дает возможность альтернативного выбора принятия решения. В частности, предприятие может стимулировать производство и продажу продуктов, варьируя уровень прибыли в цене, прибегая к надбавкам и скидкам, и т.п. Это приводит к тому, что предприятие может иметь различный уровень доходов и побуждает его к обновлению ассортимента, поиску новых рынков сбыта, расширению производства более прибыльной продукции.

Важным моментом в проявлении стимулирующей функции является обеспечение качества и конкурентоспособности  предприятия. Предприятия, реализуя различные  продукты по низкой или высокой цене, должны обеспечить в том и другом случае качественный уровень обслуживания. В этом выражается важнейший фактор конкурентоспособности предприятия.

Функция цены как средства более рационального размещения производства тесно связана со стимулирующей функцией. В условиях конкуренции с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где наблюдается высокая норма прибыли.

Распределительная функция  цены связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики. Регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. С помощью цены создаваемая стоимость перераспределяется между производителем, потребителем и государством.

Функция сбалансированного  спроса и предложения состоит в осуществлении через цены связей между производством и потреблением, предложением и спросом. Цены сигнализируют о диспропорции в производстве и обращении.

Информационная функция  обеспечивает доведение информации о ценах до всех субъектов рынка.

Цены обслуживают все  уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- и макроэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную  деятельность предприятия. Экономика  любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную  продукцию для внутреннего или  для внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой  предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных  видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует  структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших  пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями  народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и  т. д.). Цены сигнализируют о возникающих  в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке  становится дефицитной, т. е. спрос превышает  предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение  товара увеличивается и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно  меняющимся запросам потребителей. При  этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте  сокращается потребление и расширяется  производство, а при ее падении - увеличивается потребление, сокращается  производство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в условиях рыночного ценообразования экономика  все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся  ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное  развитие.

Формирование цены на товары и услуги представляет собой сложный  процесс ценообразования.

 Ценообразование –  это процесс по установлению, регулированию цен и контролю  за их применением установленного  законодательством порядка ценообразования  субъектами этого процесса.

Принципы ценообразования  — это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.

Научное обоснование цен  базируется на глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов, а также  действующей в национальной экономике  системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать  изменение уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную  информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение её качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

Целевые приоритеты и целевая  направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением  цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.

Информация о работе Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов