Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:10, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями экономических преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами.
Рыночное хозяйство может эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга или договора купли-продажи между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) с учетом конкурентного выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизведения равновесия рынка.
При свободном ценообразовании
и самостоятельности
Необходимыми условиями
рыночного ценообразования
-реальная экономическая
самостоятельность, свобода
-установление цен на
рынке, т.е. формирование цен
осуществляется не в сфере
производства (на предприятии), а
в сфере реализации продукции
— на конкретном рынке, при
этом цены товаров
- равновесие рынка, цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения;
-наличие конкуренции
и отсутствие (преодоление) монополизма,
обеспечивающих экономический
-коммерческая основа
отношений субъектов
-содействие и правовая
защита договорных и
-законодательная гарантия
со стороны государства в
Факторы рыночного ценообразования
— это взаимосвязанный комплекс
экономических сил и интересов,
оказывающих основное воздействие
на формирование цен. В условиях свободного
ценообразования и
Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
- государственное регулирование ценообразования;
- потребители;
- издержки предприятия;
- конкуренция;
- участники каналов
Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.
Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей. Анализ потребительского поведения не ограничивается исследованием перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели
Конкуренция. Возможные виды конкурентной среды: контролируемая правительством; контролируемая рынком (ценовая война); контролируемая предприятием; контролируемая группой предприятий.
Участники каналов товародвижения. Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.
К основным факторам, формирующим конкретные рыночные цены, относятся:
-факторы спроса, определяющие цену товара, которую предлагает покупатель:
-платежеспособный спрос
— средства, которые может выделить
покупатель на приобретение
-уровень сбережений, накоплений,
которые по-разному влияют на
спрос товаров текущего
-объем спроса, т.е. количество
товара, которое покупатель способен
приобрести при некотором
-потребительские свойства
товара, характеризующие его
-полезность товара —
способность его удовлетворить
потребности покупателя или
-факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность товара при спросе на рынке замещающих товаров:
-структура потребностей
и возможных покупателей
-замещаемость выбранного товара конкурентными товарами;
-возможное сопоставление
(предельные нормы замещения)
выбранного товара с
-сопоставление рынка
выбранного товара с
-факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (продавец):
-количество товара, которое
будет предложено на рынке,
и то количество товара, которое
может поставить на рынок
-запасы этого товара у его возможных поставщиков и у конкретного предприятия, предполагающего его выпуск;
-издержки производства
и обращения при реализации
товара на рынке, соотношение
постоянных и переменных
-цены средств производства,
используемых для выпуска
-налоги, акцизы и другие
платежи, сборы, отчисления в
государственные и
-прибыль и ее распределение
на инвестиции, резервные и страховые
фонды, дивиденды и другие
-факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями:
-предельная замещаемость продуктов при использовании имеющихся производственных возможностей предприятия — производственная замещаемость продуктов; альтернативные издержки при замещаемости технологий и используемых ресурсов;
-предельная замещаемость альтернативных технологий;
-предельная замещаемость факторов производства (природных ресурсов, капитала, труда);
-экономическая и финансовая эффективность производства и реализации товара.
Основные направления
ценовой политики в республике на
краткосрочную и долгосрочную перспективу
нашли отражение в
В качестве принципов ценообразования определены:
-сочетание свободных и регулируемых цен;
-разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
-установление регулируемых
цен на уровне, обеспечивающем
субъектам хозяйствования
-осуществление
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
-установление предельных
индексов изменения отпускных
цен (тарифов) на товары, производимые
в республике. При невозможности
их соблюдения предприятия
-определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
-обязательное обоснование
цен отечественными
-установление фиксированных
цен на продукцию базовых
-установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
-ограничение уровня
-ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
-обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
-индексация тарифов (на
грузовые перевозки
-декларирование цен на
продукцию предприятий,
-ограничение цен в
рамках антимонопольного
-контроль за соблюдением
законодательства о
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
-товары (работы, услуги) субъектов
хозяйствования, занимающих доминирующее
положение на товарных рынках
Республики Беларусь и
-отдельные социально
значимые товары (работы, услуги), конкретный
перечень которых
Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности. Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.
Информация о работе Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов