Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:10, реферат

Описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями экономических преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа состоит из  1 файл

1 Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее  на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное  ценообразование — формирование цен государственными органами.

Рыночное хозяйство может  эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга  или договора купли-продажи между  производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) с учетом конкурентного  выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизведения равновесия рынка.

При свободном ценообразовании  и самостоятельности предприятий  в определении цен возникает  необходимость выявления, анализа  и учета всех условий и факторов, под воздействием которых формируются  рыночные цены.

Необходимыми условиями  рыночного ценообразования являются:

-реальная экономическая  самостоятельность, свобода выбора  действий предприятий (фирм) — субъектов хозяйствования, т.е. агентов рынка как собственников;

-установление цен на  рынке, т.е. формирование цен  осуществляется не в сфере  производства (на предприятии), а  в сфере реализации продукции  — на конкретном рынке, при  этом цены товаров определяются  самостоятельно их собственниками  — субъектами хозяйствования;

- равновесие рынка, цен  (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения;

-наличие конкуренции  и отсутствие (преодоление) монополизма,  обеспечивающих экономический прогресс  и возможность выбора поведения  субъектов хозяйствования;

-коммерческая основа  отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных  договоров, соглашений, контрактов  купли-продажи;

-содействие и правовая  защита договорных и контрактных  отношений, других хозяйственных  споров, гарантирующих возмещение  потерь, убытков и упущенной выгоды;

-законодательная гарантия  со стороны государства в сфере  самостоятельной организации производства, обращения и реализации товаров  (услуг) по рыночным ценам (с  учетом государственного регулирования  пен) субъектами хозяйствования, использование юридических норм  для экономического регулирования.

Факторы рыночного ценообразования  — это взаимосвязанный комплекс экономических сил и интересов, оказывающих основное воздействие  на формирование цен. В условиях свободного ценообразования и самостоятельности  предприятий перед ними встают проблемы экономически выгодного установления цен их продукции, выбора и реализации стратегии с учетом факторов, влияющих на уровень и структуру цен  продукции своего предприятия и  приобретаемых им ресурсов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену: экономические; технические; технологические; политические; психологические.

Ценообразующие факторы  оказывают далеко не равнозначное воздействие  на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования  относятся:

- государственное регулирование  ценообразования;

- потребители;

- издержки предприятия;

- конкуренция;

- участники каналов товародвижения.

Государственное регулирование  ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.

Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей. Анализ потребительского поведения не ограничивается исследованием перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели

Конкуренция. Возможные виды конкурентной среды: контролируемая правительством; контролируемая рынком (ценовая война); контролируемая предприятием; контролируемая группой предприятий.

Участники каналов товародвижения. Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.

К основным факторам, формирующим конкретные рыночные цены, относятся:

-факторы спроса, определяющие цену товара, которую предлагает покупатель:

-платежеспособный спрос  — средства, которые может выделить  покупатель на приобретение данного  товара;

-уровень сбережений, накоплений, которые по-разному влияют на  спрос товаров текущего потребления  и товаров инвестиционной направленности;

-объем спроса, т.е. количество  товара, которое покупатель способен  приобрести при некотором уровне  цены;

-потребительские свойства  товара, характеризующие его полезность, новизну и качество;

-полезность товара —  способность его удовлетворить  потребности покупателя или качество  продукта, услуги;

-факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность товара при спросе на рынке замещающих товаров:

-структура потребностей  и возможных покупателей выбранного  товара и конкурентных с ним  товаров;

-замещаемость выбранного  товара конкурентными товарами;

-возможное сопоставление  (предельные нормы замещения)  выбранного товара с заменяемыми  или взаимозаменяемыми товарами (товарами-субститутами);

-сопоставление рынка  выбранного товара с дополняющими  его товарами или рынком товаров,  для которых выбранный товар  является дополняющим (комплиментарным);

-факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (продавец):

-количество товара, которое  будет предложено на рынке,  и то количество товара, которое  может поставить на рынок конкретное  предприятие;

-запасы этого товара  у его возможных поставщиков  и у конкретного предприятия,  предполагающего его выпуск;

-издержки производства  и обращения при реализации  товара на рынке, соотношение  постоянных и переменных издержек  при разных объемах выпуска;

-цены средств производства, используемых для выпуска соответствующего  товара (природные ресурсы, капитал,  рабочая сила, труд);

-налоги, акцизы и другие  платежи, сборы, отчисления в  государственные и общественные  фонды, пошлины;

-прибыль и ее распределение  на инвестиции, резервные и страховые  фонды, дивиденды и другие цели;

-факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями:

-предельная замещаемость продуктов при использовании имеющихся производственных возможностей предприятия — производственная замещаемость продуктов; альтернативные издержки при замещаемости технологий и используемых ресурсов;

-предельная замещаемость  альтернативных технологий;

-предельная замещаемость  факторов производства (природных  ресурсов, капитала, труда);

-экономическая и финансовая эффективность производства и реализации товара.

Основные направления  ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу  нашли отражение в разработанной  и принятой правительством в 1999 г. Концепции  ценообразования в Республике Беларусь. Концепцией были определены главные  составляющие политики цен на ближайшую  и долгосрочную перспективу.

В качестве принципов ценообразования  определены:

-сочетание свободных  и регулируемых цен;

-разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению и регулированию  цен;

-установление регулируемых  цен на уровне, обеспечивающем  субъектам хозяйствования покрытие  экономически обоснованных затрат  и получение достаточной для  расширенного воспроизводства прибыли,  при необходимости с предоставлением  государственных дотаций и других  мер государственной поддержки;

-осуществление государственного  контроля за законодательством  о ценообразовании.

Правовые основы государственной  политики в области ценообразования  в республике, а также сфера  применения свободного и регулируемого  ценообразования, полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование  ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены  права, обязанности и ответственность  субъектов ценообразования, к которым  отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские  и местные органы государственного управления.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования  цен:

-установление предельных  индексов изменения отпускных  цен (тарифов) на товары, производимые  в республике. При невозможности  их соблюдения предприятия обязаны  регистрировать цены на производимые  товары или услуги в органах  ценообразования или вышестоящих  органах;

-определение предельных  отпускных цен на перечень  социально значимых товаров;

-обязательное обоснование  цен отечественными предприятиями  на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

-установление фиксированных  цен на продукцию базовых отраслей  экономики, услуги естественных  монополий;

-установление предельных  максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на  сельхозпродукцию, алкогольные напитки,  экспортируемые товары) цен;

-ограничение уровня рентабельности  в ценах на социально значимые  товары, продукцию предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке;

-ограничение размеров  оптовых и розничных торговых  надбавок;

-обязательное обоснование  цен при товарообменных (бартерных)  операциях;

-индексация тарифов (на  грузовые перевозки железнодорожным  транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

-декларирование цен на  продукцию предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке;

-ограничение цен в  рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных  цен и антиконкурентных ценовых  соглашений);

-контроль за соблюдением  законодательства о ценообразовании.

Законом установлено, что  регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

-товары (работы, услуги) субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее  положение на товарных рынках  Республики Беларусь и включенных  в государственный реестр;

-отдельные социально  значимые товары (работы, услуги), конкретный  перечень которых устанавливается  Президентом или по его поручению  Советом Министров Республики  Беларусь.

Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья  и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный  реестр предприятий-монополистов, а  также на важнейшие социально  значимые товары и услуги, оказывающие  значительное влияние на жизненный  уровень населения.

Методы государственного регулирования ценообразования  носят избирательный характер и  применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов  товаров (работ, услуг). Государственное  регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью  косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию  относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции  и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый  арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию  механизма хозяйствования, в частности  такие, как принятие и совершенствование  антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности. Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Информация о работе Ценообразование на предприятиях промышленности строительных материалов