Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:48, реферат
Происходящие сейчас в обществе кардинальные изменения в области организации труда, никого не могут оставить равнодушным к этому предмету, ведь с изменением мышления общества, изменяются его потребности и приоритеты, а, следовательно, должны измениться и принципы организации труда.
Наука об организации труда одна из трудоёмких, но очень интересных наук. Сложна она тем, что для того, чтобы овладеть ей, необходимо стать одновременно и психологом, и социологом, обладать всеми качествами лидера, знать экономику и менеджмент, а так же чётко представлять себе все возможные производственные процессы.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие сейчас в обществе кардинальные изменения в области организации труда, никого не могут оставить равнодушным к этому предмету, ведь с изменением мышления общества, изменяются его потребности и приоритеты, а, следовательно, должны измениться и принципы организации труда.
Наука об организации труда одна из трудоёмких, но очень интересных наук. Сложна она тем, что для того, чтобы овладеть ей, необходимо стать одновременно и психологом, и социологом, обладать всеми качествами лидера, знать экономику и менеджмент, а так же чётко представлять себе все возможные производственные процессы.
Наука организации труда появилась одновременно с появлением на земле человека, ведь под понятием труд подразумевается целесообразная деятельность человека, а его организация это избрание последовательности операций (действий) и их распределение между людьми. Эта наука по своей значимости занимает первое место среди всех остальных наук, ведь для любой фирмы, организации, институтов, церквей, производств и т.д., решение проблем связанных с организацией труда занимает первостепенную важность. Ведь при малейшем изменении общества, уже нужна модернизация модели организации труда.
Последствия отсутствия организации труда можно увидеть невооруженным глазом, это выражено в бездомных детях, в людях, бедный уровень жизни которых, просто приводит в изумление, и основной причиной всего этого и является недостаток специалистов по организации труда. В связи с отсутствием в обществе специалистов этого профиля, основная масса занимается не своим делом, профессора работают грузчиками, химики - продавцами, учителя продают косметику. Четкая организация труда не возможна, если она не будет учитывать все три формы человека его дух, душу и тело, ведь человек удовлетворённый на 30% и эффективен на 30%, следовательно, если мы не будем учитывать хотя бы один из этих факторов, то мы очень сильно потеряем в эффективности.
В данной работе я попыталась дать не только общее представление об организации, но и попыталась осветить её насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования всей мировой экономики, что естественно отразилось, не лучшим образом, на трудящихся многих стран. МОТ, на мой взгляд, является одной из тех организаций, которые работают на благо всего человечества во имя достижения социальной справедливости, что делает наш мир ещё более цивилизованным и культурным.
1.ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ М
Международная организация труда (МОТ) – специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международнопризнанных прав человека и прав в сфере труда. МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария). Генеральный директор – Гай Райдер (Великобритания).
Международная организация труда (МОТ) была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 г. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире.
Первая конференция состоялась в Вашингтоне в 1919 г. Француз Альбер Тома был избран первым генеральным директором МОТ, всего в ней было представлено 45 государств, к 1985 г. их число возросло до 151. А на 2009 год членами МОТ являются 182 государства.
Основная задача конференции сводилась к принятию трудовых стандартов, именуемых конвенциями или рекомендациями, которые должны были составить Международный кодекс труда. Конвенции обязывали учитывать их требования в национальном законодательстве, рекомендации такой силы не имели. Необычная система влияния, практиковавшаяся в МОТ, включала комитет экспертов, которые рассматривали претензии к законоположениям стран. Результаты затем поступали на рассмотрение международной конференции.
С 1919 г. было принято 159 конвенций и 169 рекомендаций. Первые конвенции, часто именуемые Великой хартией рабочего класса, касались девяти пунктов, среди них были право на справедливую оплату труда, 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя, равная оплата за равный труд мужчин и женщин, запрещение детского труда. В последующих конвенциях МОТ призывала к запрещению принудительного труда и дискриминации при трудоустройстве, к определению социальных гарантий, установлению минимального уровня зарплаты и норм техники безопасности, защите прав рабочих-иммигрантов1.
Причины образования МОТ:
Политическая причина
Первым поводом
для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих
в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным
Социальная причина
Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.
Экономическая причина
Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».
Изначально МОТ выдвигали три довода в пользу принятия международных трудовых норм. Первый из них, гуманитарного плана, указывал на необходимость облегчить тяжелую долю трудящихся масс. Эта инициатива исходила, однако, не от них, а от промышленного среднего класса. Организованное рабочее движение возникло лишь позже, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединения. Второй довод, скорее политического плана, подчеркивал важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения. После 1969 г. МОТ продолжала развивать свои программы с учетом быстрого роста населения земного шара. В 1976 г. вступила в действие всемирная программа занятости, которая была призвана помочь развивающимся странам более эффективно использовать людские ресурсы. В помощь правительствам Азии, Африки и Латинской Америки были организованы консультации специалистов.
В целях совершенствования техники безопасности МОТ начиная с 1976 г. осуществляла программу улучшения условий труда и окружающей среды. Правительствам, организациям рабочих и предпринимателей оказывалась помощь в создании безопасных и здоровых рабочих мест. Около 700 экспертов МОТ участвовало в 500 программах технического сотрудничества в 100 государствах.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОТ
У МОТ существует четыре основных стратегических цели:
Эти задачи решаются различными путями:
3.СТРУКТУРА МОТ И ЕЕ ОСНОВОПАЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Во-первых, это Международная конференция труда – законодательный, нормотворческий орган, который собирается на ежегодные сессии. Во-вторых, Административный совет – исполнительный орган организации. В-третьих, постоянно действующий секретариат международных чиновников – Международное бюро труда. Международные чиновники занимаются ведением статистики в рамках Международной организации труда, анализируют, обобщают отчеты государств о ратифицированных конвенциях, о мерах, которые принимаются государствами в связи с возможной ратификацией документов. Так же они готовят представление для комитета экспертов, который в последствии будет давать свою оценку деятельности организации и процедуре применения конвенций, которые в свое время были одобрены в рамках Международной организации труда. Интересно, что каждая страна отправляет на заседание Международной конференции труда двух делегатов от правительства, одного делегата от работников, который назначается профсоюзными организациями и одного делегата от работодателей, который представляет предпринимателей. Все голосуют самостоятельно. МОТ имеет уникальную для Организации Объединенных Наций трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» в экономике – имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.
МОТ также поощряет подобную трехстороннюю структуру в своих государствах-членах путем содействия «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями при разработке и, в случае необходимости, применении национальной политики по социальным, экономическим и многим другим вопросам. Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на Международной конференции труда, которая проводится ежегодно. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами-членами.
Конференция является также международным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего мира. Каждое государство-член МОТ имеет право направить на Конференцию четырех делегатов, два от правительства и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться и голосовать. В период между ежегодными сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет в составе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей.
Секретариат МОТ, штаб-квартира,
исследовательский центр и издательство
находятся в Международном бюро труда
в Женеве. Администрация и управление
осуществляются через региональные, областные
и отраслевые бюро, находящиеся более
чем в 40 странах. Деятельности Административного
совета и Бюро помогают трехсторонние
комитеты, охватывающие основные отрасли
промышленности. Она также осуществляется
при поддержке со стороны комитетов экспертов
по таким вопросам, как профессиональная
подготовка, развитие управления, техника
безопасности и охрана труда, трудовые
отношения, обучение трудящихся и специальные
проблемы, касающиеся женщин и молодых
трудящихся.
Государства-члены МОТ периодически проводят
региональные совещания для изучения
вопросов, представляющих особый интерес
для соответствующих регионов.
МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.