Деятельность МОТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:48, реферат

Описание

Происходящие сейчас в обществе кардинальные изменения в области организации труда, никого не могут оставить равнодушным к этому предмету, ведь с изменением мышления общества, изменяются его потребности и приоритеты, а, следовательно, должны измениться и принципы организации труда.
Наука об организации труда одна из трудоёмких, но очень интересных наук. Сложна она тем, что для того, чтобы овладеть ей, необходимо стать одновременно и психологом, и социологом, обладать всеми качествами лидера, знать экономику и менеджмент, а так же чётко представлять себе все возможные производственные процессы.

Работа состоит из  1 файл

деятельность МОТ.docx

— 47.93 Кб (Скачать документ)

      Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

    МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

      В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устав МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОТ

      Где бы человек ни трудился – на стройке или в банке, в школе или на фабрике, в шахте или на ферме, он работает в определенной отрасли экономики, имеющей свои технические, экономические и социальные отличия. Многие вопросы в сфере труда имеют явно отраслевой характер, а общие проблемы, такие как последствия глобализации, гибкий график рабочего времени и т. д. могут принимать различные формы в зависимости от отраслевого контекста. Отраслевая деятельность МОТ направлена на повышение способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ регулярно проводит международные отраслевые встречи, разрабатывающие рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения, практических мер государствами-членами МОТ.

      Центральное место в международном регулировании труда занимает Международная организация труда (МОТ). Она конкретизирует международные нормы применительно к правам человека, применительно к установлению стандартов регулирования трудовых отношений. В свою очередь региональные организации, ориентируясь на выработанные и применяемые ООН и Международной организации труда стандарты, разрабатывают собственные документы. Международная организация труда – это межправительственная организация, ставшая специализированным учреждением ООН. МОТ относится к числу организаций, которые наиболее последовательно занимаются вопросами прав трудящихся и регулированием трудовых отношений. Как известно, термин «права человека» непосредственно в Уставе ООН не был использован, но среди задач Международной организации труда на первое место всегда ставилась задача необходимости последовательного соблюдения прав человека в сфере труда, последовательной разработке этого вопроса, разработке концепции соблюдения прав человека в сфере труда. Деятельность МОТ в сфере защиты прав человека по сравнению с другими организациями, в частности с ООН, изучена, к сожалению слабо. С одной стороны это оправдано объективными фактами, о которых я расскажу немного позже, а с другой стороны, это не совсем справедливо по отношению к такой организации, как МОТ. МОТ очень серьезно занималась этим вопросом, и сам факт принятия Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, дает лишь один из примеров, говорящих в пользу необходимости дополнительного изучения процедур защиты прав, которые работают в контексте МОТ.

Необычайной - и до сих пор уникальной в МОТ является триединая структура (трипартизм) МОТ: рабочие и предприниматели имеют равное с правительством влияние на политику. Представители всех стран (по четыре от каждой страны - два от правительства, по одному от рабочих и предпринимателей) собирались на ежегодную конференцию.

     

5. УСТАВ МОТ

 

       Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

       Устав МОТ исходит из двух принципов – всеобщности (универсальности) и трех стороннего представительства. Первый, означает, прежде всего, возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя предусмотренные уставом обязательства. Этот принцип обязывает членов МОТ способствовать улучшению труда и жизни трудящихся во всех странах, предоставлять избранное право пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в организации. Если принцип всеобщности характерен для большинства организаций, то принцип трехстороннего представительства присущ только МОТ.

       МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире. Ни одна страна или ни одно общество не может принять любые из этих мер без аналогичных и одновременных действий со стороны своих конкурентов2. Изучая мировой опыт в организации труда, не сложно заметить простую деталь, когда страна объявляет для себя вопрос организации труда, вопросом первостепенной важности, эта страна начинает лидировать среди других стран. Этот эффект можно легко проследить наблюдая историю развития таких стран как Америка и Япония. Их рост начался параллельно с началом и развитием собственных моделей организации труда, а с приостановлением модернизации и развития этих моделей остановился и рост этих государств в целом.

6.СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МОТ

      Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

       Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

     МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению  нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

     С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

      Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ. Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

       МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

      Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при  подготовке встречи министров труда  «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

      Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

       Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Админсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

      В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

Кроме того, в ходе 300-й сессии Админсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

      Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедур.

 

7.ПРОБЛЕМЫ МОТ

       Полная модель Международной организации труда до сих пор ещё не вышла на свою стартовую позицию. Некоторые движения в этом направлении могут показаться чем-то большим, но на самом деле это всё ещё предстартовая подготовка.

      Проблемы реальной защиты прав человека сводятся к одной из главных проблем отсутствия оперативной, а зачастую и полное отсутствие информации о правонарушении. Иногда эта проблема принимает и несколько другой характер, когда правонарушителями являются государственные служащие, на которых в принципе и пожаловаться некому. Ещё одной из главных проблем является нежелание у правительства, что-либо делать в отношении защиты этих прав, в некоторых случаях это выражено в принятии закона, без какого либо интереса к его дальнейшему существованию. Самым болезненным правом является право на труд. Организация труда в государстве, а тем более в содружестве или в другом объединении государств, не сможет быть на высоком уровне, пока не будет существовать общая модель распределения труда в государстве.

       Проблемы гарантий мира и безопасности. Когда речь идет о безопасности, ставится вопрос о доверии граждан стран-членов содружества, своему всеобщему правительству. Доверие человека не может быть направлено к должности, но к другому человеку, таким образом, если гражданин доверяет тому человеку, который занимает пост управления, он будет доверять и всему аппарату, но полагаться на него все равно страшно, так как не известно, кто следующим займёт этот пост.

Информация о работе Деятельность МОТ