Дивидендная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание

Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………..…...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие дивидендной политики и ее значение в управлении финансами предприятия…………….…………………………………….…5
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику…………… ….…..8
1.3 Формы и процедуры выплаты дивидендов……..……………………12
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «АРГО»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Арго»………..………….....20
2.2 Анализ использования прибыли и выплаты дивидендов……………26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «АРГО»
Заключение………………………..……………………………….…...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….………………

Работа состоит из  1 файл

фин менедж.docx

— 68.53 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………..…...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие дивидендной политики и ее значение в управлении финансами предприятия…………….…………………………………….…5

1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику…………… ….…..8

1.3 Формы и процедуры выплаты дивидендов……..……………………12

2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «АРГО»

2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Арго»………..………….....20

2.2 Анализ использования прибыли и выплаты дивидендов……………26

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «АРГО»

Заключение………………………..……………………………….…...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прибыль характеризует финансовый результат  хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится  к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако перспективы  дальнейшего функционирования и  развития акционерного общества зависят  не только от размера прибыли в  текущем году, но и от ее эффективного распределения прибыли по направлениям его деятельности. Одним из таких  направлений является распределение  чистой прибыли в виде выплаты  дивидендов акционерам предприятия.

Следствием  этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает  как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.

Решения акционерного общества в области  дивидендов переплетаются с другими  решениями по финансированию и инвестиционными  решениями. Некоторые акционерные  общества выплачивают низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив общества и намерен использовать чистую прибыль  на цели развития. В этом случае дивиденды  выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд акционерного общества остается не капитализированная прибыль. Другие акционерные общества финансируют  капиталовложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет  направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.

Становление и развитие рыночных отношений, приватизация создали условия для формирования эффективной дивидендной политики акционерных обществ. Многие акционерные  компании начали платить дивиденды  в середине 90-х гг., но на этой стадии общая сумма дивидендных выплат была незначительна по сравнению  с чистой прибылью. В последние  годы ряд российских компаний, заинтересованных в повышении своей репутации, а также в привлечении инвестиций на рынке ценных бумаг, стал уделять особое внимание процессу формирования дивидендной политики.

Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают  этот процесс с позиций воздействия  на рыночную стоимость предприятия  и благосостояние акционеров, что  свидетельствует об актуальности выбранной  темы курсовой работы.

Объектом  исследования является ОАО «Арго», а предметом – прибыль и дивидендная политика.

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Арго».

Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:

- рассмотрение  теоретических основ дивидендной политики;

- анализ  дивидендной политики исследуемой  организации;

-разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Для написания курсовой работы использованы Гражданский и Налоговый кодекс РФ, нормативные акты Российской Федерации, специальная литература, публикации по исследуемой теме, внутренние данные по исследуемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1.  Понятие дивидендной политики и ее значение в управлении финансами предприятия

 

Понятие дивиденда определяется Гражданским  и Налоговым кодексами РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире. С юридической точки зрения дивидендом признается полученный акционером от акционерного общества при распределении прибыли доход по принадлежащему акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этого общества (т.е. дивиденды выплачивают только акционерные общества).

Таким образом, распределение прибыли в акционерном  обществе представляет собой наиболее сложный вариант, хотя в более  широкой трактовке под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Дивиденды представляют собой денежный доход  акционеров и в определенной степени  показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли — одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроль над акционерным капиталом.

Для выработки  дивидендной политики компании необходимо решить два ключевых вопроса:

1) влияет  ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;

2) какова  должна быть оптимальная величина  дивидендов.

Совокупный  доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство компании может повлиять на стоимость компании в целом.

Стоимость акций (модель М. Гордона) рассчитывается по формуле:

Vt = Dt:(r-g), (1.1)

где Vt – теоретическая стоимость акций;

Dt – ожидаемый дивиденд очередного периода;

r – коэффициент дисконтирования;

g – ожидаемый темп прироста дивиденда.

На основании  одной из основных моделей оценки акций можно сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояние акционеров.

Практика  разработки дивидендной политики предприятий базируется на следующих основных теориях дивидендной политики:

  • ирревалентности дивидендов;
  • существенности дивидендной политики;
  • налоговой дифференциации;
  • сигнализирования дивидендов;
  • клиентуры.

Вышедшая  в 1961 г. статья Ф. Модильяни и М. Миллера  является самым аргументированным  обоснованием теории ирревалентности дивидендов. В этой статье утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и ее инвестиционной политикой и что пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

Следовательно, выбор проводимой компанией дивидендной политики в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач:

1) максимизации  совокупного богатства акционеров  в форме ди- видендных выплат и прироста стоимости компании;

2) обеспечения  достаточного объема собственных  финансовых ресурсов компании  для осуществления расширенного  воспроизводства. 

В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных Министерством экономики РФ, особо отмечается, что при формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула М. Гордона — курс акций прямо пропорционален размеру дивиденда и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям — на практике применима не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия, не выплачивающего дивиденды, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Формирование  дивидендной политики акционерных  обществ включают четыре основные этапа:

1) оценку  основных факторов, определяющих  формирование и реализацию дивидендной политики;

2) определение  типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

3) разработку  механизма распределения прибыли  в соответствии с избранным  типом дивидендной политики;

4) оценку  эффективности проводимой дивидендной  политики.

 

 1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику

Первый  этап дивидендной политики — оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики.

При разработке и проведении дивидендной политики компания должна учесть множество различных факторов. Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:

  • правовое регулирование дивидендных выплат;
  • обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;
  • поддержание достаточного уровня ликвидности компании;
  • сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;
  • соблюдение интересов акционеров;
  • информационное значение дивидендных выплат.

    Рассмотрим воздействие перечисленных факторов на проводимую компанией дивидендную политику более подробно.

Правовое регулирование дивидендных  выплат. Формирование и проведение дивидендной политики в значительной мере зависит от законодательно установленных принципов и правил. Законодательно устанавливаемые ограничения носят не рекомендательный, а обязательный характер (например, запрет на выплату дивидендов до налогообложения прибыли). В России основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику компаний, является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с последующими изменениями и дополнениями. Законом определены источники, возможная периодичность, порядок и процедура выплаты дивидендов. Регулярность дивидендных выплат конкретной компании устанавливается в уставе акционерного общества.

Обеспечение достаточного размера  инвестиционных ресурсов. Инвестиционные возможности компании можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики. Большинство компаний практически постоянно сталкивается с проблемой поиска финансовых источников для наращивания производственных мощностей, обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. К факторам, характеризующим инвестиционные возможности компаний, относятся: стадия жизненного цикла компании, конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания, необходимость расширения компанией своих инвестиционных программ, степень готовности планируемых к финансированию инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности.

Для определения  возможностей и размеров дивидендных  выплат необходимо прогнозирование  потребности компании в средствах, при котором обязательно принимаются  во внимание ожидаемые денежные потоки фирмы, объем инвестиций, возможное  увеличение запасов и объема дебиторской  задолженности, сокращение долгов и другие факторы, влияющие на состояние активов. Итогом составления прогноза должно стать определение сроков и размеров будущих потоков денежных средств. На основе этих расчетов можно определить, останутся ли в запасе у компании средства для дивидендных выплат после финансирования всех необходимых расходов, включая эффективные инвестиционные проекты.

Поддержание достаточного уровня ликвидности  компании. Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах акционерным обществом должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности его активов. Поскольку выплата дивидендов акционерам компании вызывает сокращение ее активов, для выплаты дивидендов предприятие должно располагать достаточной суммой активов в форме денежных средств на расчетном счете или высоколиквидных активов, свободных от обязательств. То есть к дате выплаты дивидендов акционерное общество должно по возможности максимизировать кассовый остаток и высоколиквидные средства. Например, растущая компания, получившая в текущем году значительную прибыль, может оказаться не готовой к выплате дивидендов вследствие отсутствия ликвидных активов в структуре своего баланса. При решении вопроса о дивидендных выплатах необходимо заранее оценить ликвидность на момент выплаты, в ближайшие периоды и составить прогноз движения денежных средств на следующий финансовый год.

Сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала. На возможность выплаты и размер дивидендов помимо фактически полученной суммы прибыли, уровня рентабельности собственного капитала влияет и уровень финансового левериджа. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала. К тому же если у компании имеется возможность быстро получить заемные средства к моменту выплаты дивидендов, то она может определять размер дивидендных выплат независимо от степени ликвидности своих активов.

Информация о работе Дивидендная политика организации